MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Веб-сериал: док, который всегда с тобой

Веб-сериал: док, который всегда с тобой

автор: Евгений Одиноков/источник: РИА Новости

Феномен невероятной популярности веб-контента безусловно и однозначно приводит к появлению веб-сериалов, причем как художественных, так и документальных. При этом с самим термином «веб-сериал» до сих пор не все так просто. С одной стороны, под веб-сериалами зачастую понимают форматы, которые готовились специально для трансляции в Интернете – от того они и получались весьма специфическими: контент был короткий – маленькие серии буквально по несколько минут, динамичный монтаж, стремительно разворачивающийся сюжет и повышенная меметичность. Соответственно, и появляются такие сериалы исключительно на массовых стримингах или вообще в соцсетях. Порой они и снимаются даже «вертикально» – для того, чтобы было удобнее смотреть на смартфоне (а чем же еще пользуется современное цифровое поколение – не расчехляют же они в транспорте ноутбуки).  

Но, с другой стороны, реальный и виртуальный миры уже настолько идут рука об руку, что и все телевидение постепенно перемещается в интернет-среду. Сегодняшний зритель практически не различает виртуальные и реальные миры, находится сам фактически в виртуальной среде и составляет собственную «программу передач»: тот перечень контента, который он регулярно смотрит, выделяя те каналы, на которые он подписывается, или те сервисы, которые для него значимы и за контентом которых он постоянно следит. Так что неудивительно, что сегодня критики и исследователи медиа уже не проводят существенной разницы между веб-сериалами и сериалами, снятыми для стриминговых платформ, которые, по сути, заменили телевидение. И то и другое – продукт для потребления в Сети, так что все они, по сути, веб-сериалы.

Естественно, что среди веб-сериалов периодически встречаются и яркие проявления не только художественного кино, но и документального жанра. Быстро рассказать о чем-то, фактически «просветить на скорости», сложить научно-популярный рассказ до формата многосерийной истории с современным, ярким и запоминающимся нарративом – большое художественное мастерство. Так что очевидно, что ряд документальных веб-сериалов носит не только развлекательный, но и познавательный, а порой и образовательный характер. И эти возможности документального кинематографа кажутся поистине неисчерпаемыми: ведь через форматы коротких роликов, которые, в том числе, могут и явно «вируситься», вполне можно достучаться до даже самой индифферентной аудитории, показав, каким интересным может быть и образование, и просвещение.

Собственно, для веб-сериалов (и для веб-контента в целом) уже возникают отдельные специальные ресурсы – агрегаторы и виртуальные кинотеатры. Таким ресурсом, например, становится онлайн-кинотеатр Chill, который специализируется на веб-контенте и на котором, в том числе, появляются и документальные проекты.

Мы решили выбрать несколько наиболее ярких российских веб-сериалов – некоторые из них подходят под традиционное определение веб-сериала, то есть это серия фактически коротких и ярких документальных роликов, предназначенных для оперативного просмотра. Некоторые же – более традиционные формы документального кино, но созданные для реализации в первую очередь в цифровой среде, на популярных платформах. А заодно – посмотрим на то разнообразие, которое может предложить современному зрителю наше документальное кино.

фото: Movietart

Начнем с образовательных сериалов, причем сделанных именно в формате оригинальной инструкции: как сделать то-то и то-то, чтобы у тебя все получилось. Неудивительно, что подобные сериалы снимаются, в том числе, и про то, как самому… снять кино. Именно так устроен документальный сериал «Короче pro кино», который снят в партнерстве с фестивалем короткометражного фильма «Короче» и, по сути, представляет собой оригинальную инструкцию по созданию собственного короткометражного кинодебюта.

У этой истории есть свой главный герой – студент Георгий Преображенский, вполне реальный молодой человек, от кино далекий. Он учится в Тимирязевской академии и ничего не понимает в кинопроизводстве. Но у Георгия есть мечта – он хочет снять свое кино (и, как минимум, еще и показать его на каком-нибудь фестивале), но вот как это сделать, об этом у Георгия нет ни малейшего представления.

И начинается для молодого человека удивительный квест, в котором все становится подобно компьютерной игре: шаг за шагом, в беседах с мастерами отечественного кинематографа он начинает постигать процесс создания будущего шедевра (шедевра ли – мы узнаем впоследствии). Сперва Георгий отправляется в киношколы, чтобы пройти в них обучение (всего таких киношкол пять, о каждой из них рассказывается в сериале). Затем он приступает к съемкам собственного короткого метра, и тут уже ему приходится изучить на практике весь процесс создания картины, от сценария до постпродакшена. Справиться в одиночку, естественно, не получится, но у Георгия есть хорошие советчики и учителя в лице известных режиссеров, сценаристов и операторов. Ну а затем, уже сняв свой дебютный фильм, Георгий отправляется на встречу со зрителем, естественно, посредством кинофестиваля «Короче».

С одной стороны, у сериала есть вполне себе понятная маркетинговая задача – он продвигает и конкретные киношколы, и кинофестиваль, но при этом он действительно полезен тем, кто хотел бы попробовать свои силы в работе с кино, но совершенно не представляет, с чего начать. Ну а перечень звезд, которые будут давать нашему герою (а значит и зрителю) весьма полезные практические советы, действительно потрясает: тут и режиссеры Петр Буслов и Владимир Хотиненко, и сценаристы братья Пресняковы и Илья Илькин, и продюсеры Александр Акопов и Игорь Толстунов, и артисты Юрий Стоянов и Любовь Толкалина.

Как говорится – пользуйтесь, тем более, что все советы и рекомендации, сосредоточенные в этом фильме, вполне реальны и однозначно действенны. Не стоит, правда, думать, что посмотрев сериал, вы сразу же станете киномастером и возьмете на фестивале первый приз – как минимум, поучиться в киношколе все-таки придется. Но получить основное представление о том, как устроен кинопроизводственный процесс, зритель сможет, а значит – это поможет ему сделать выбор в пользу того, стоит ли вообще связывать свою профессиональную и творческую жизнь с кинематографом (или, может быть, лучше заняться чем-то другим, чему учат, например, в той же Тимирязевской академии, – все работы хороши, выбирай на вкус).

Второй подобный документальный веб-проект называется еще более понятно – «Твой веб-сериал». С одной стороны, он представляет собой рефлексию уже снятых и добившихся успеха отечественных художественных веб-сериалов. А с другой – снова предоставляет начинающему кинематографисту подробную инструкцию о том, как действовать в процессе производства современного веб-кино.

Фактически сериал отвечает на два ключевых вопроса, которые возникают у любого желающего сделать первые шаги в создании художественного веб-контента: что такое веб-сериал, зачем его снимать и, главное, на какие средства? На все эти вопросы отвечают те, кто, как говорится, «собаку съел» на веб-сериалах и запустил уже не один успешный отечественный проект. У этих людей в творческой биографии – и сотрудничество с большими платформами, и миллионные цифры просмотров, и сотрудничество с успешными артистами, и опыт по открытию и «раскрутке» новых имен.

По сути, этот сериал немного похож на предыдущий и, в целом, это неудивительно, ведь короткий метр и веб-сериал – это форматы, с которых легко начать кинокарьеру, которые доступны и начинающим кинематографистам. Они смогут сами собрать команду, найти средства на реализацию, а главное – в них можно протестировать ту или иную свежую идею (а, может, даже и несколько), которые позволят контенту стать популярным и даже «завируситься», а это, согласитесь, один из главных шагов к успеху в современном сетевом медийном пространстве. И более того, создание хорошего короткого метра или герметичного веб-сериала – это отличный способ обратить на себя внимание и соответствующих кинофестивалей, которые с удовольствием включают в свою программу современные медийные форматы, и продюсеров, готовых работать с новичками, взаимодействовать с ними с целью открытия новых имен и погружения в активное творческое взаимодействие и расширение спектра творческой деятельности. Так что в этом отношении документальные веб-сериалы вполне могут стать отличным подспорьем для начала собственной кинокарьеры и превращаются в учебные пособия по первым шагам в творческих индустриях.

Иногда веб-сериалы, снятые в жанре документалистики, превращаются в оригинальные творческие высказывания. К таким проектам, например, относится картина Анастасии Завадской и Владислава Бахановича «Прикольный одинокий телец». Вот что в ней происходит: в 2002 году мальчик Юра решил написать письмо для странички знакомств популярного молодежного журнала Cool (сайты знакомств в 2022 году? Нет, не слышали!) – «Hi! Прикольный одинокий телец Рюрик дожил до 13 лет…». Письмо пролежало в редакции полтора года, потом его опубликовали, и Юре начали приходить письма от девчонок со всей страны. Они предлагали дружбу, переписку, а то и собственное сердце, но Юра не решился ответить ни одной из них. Прошло ровно 20 лет, мальчик вырос, но по-прежнему одинок. И вот одинокий телец (не понятно, прикольный или уже не очень) решается не просто написать барышням ответы, а лично вручить письма каждой из тех, кто ему написал. И герой отправляется в дорогу – адреса-то у него есть!

Классическое road movie, где в центре повествования – жизнь простого человека, в котором каждый зритель может усмотреть собственные черты. В конце концов, каждый из нас периодически надеется на чудо, на волшебника в голубом вертолете или то самое письмо, которое раз и навсегда перевернет всю нашу жизнь. Все мы так или иначе одиноки, не все из нас тельцы, да и прикольными мы кажемся порой только самим себе – но тут, как говорится, «все мы немножко Юра», и в итоге получается трогательная, искренняя и даже в чем-то захватывающая картина с собственным лиричным саспенсом. Может быть, не очень ровная, с точки зрения киноязыка, но искренность, поверьте, куда важнее творческого мастерства: руку и штампы молодые кинематографисты «набьют» в процессе, а вот тепло души не спрятать ни при каких условиях.

Попадают в число ярких веб-сериалов и исторические ретроспекции, как, например, снятый для IVI сериал «Россия на 64 клетках» – скрупулезное изучение шахматной истории нашей страны. Когда-то СССР были лидерами в мировой шахматной гонке, потом политика и социальные реформ стали куда важнее спорта, но сегодня интерес к шахматам снова растет, и появление подобного сериала – отличное подспорье для того, чтобы у нас возникло новое поколение чемпионов. Короткие, но при этом яркие рассказы из истории шахмат – курьезы и забавные ситуации, яркие биографии чемпионов, трагедии и драмы большого спортивного мира, да еще и рассказанные голосом Сергея Бурунова – это отличный способ ненавязчиво, но ярко и мощно рассказать о, скажем так, не самом популярном сегодня виде спорта, но уж точно – одном из самых доступных, с точки зрения, как минимум, спортинвентаря. Ну а с сочетанием интереса к шахматной теме, которая снова сегодня возникает в медиапространстве – можно сказать, что создатели сериала быстро оседлали важный культурный и медийный тренд.

скульптурная композиция «В. И. Ленин и Н. К. Крупская во ВХУТЕМАСе» (1965 г.). Автор: Евгения Новоженина/ Источник: РИА Новости

Еще один яркий исторический сериал – «ВХУТЕМАС: четвертая мировая революция». Тоже – историческая ретроспекция, в которой на этот раз перед нами проходят творческие биографии художников, участников одного из главных движений начала прошлого века – Высших художественно-технических мастерских. С одной стороны, ВХУТЕМАС был образовательным учреждением, но на самом деле он стал ярчайшим творческим сообществом, наполненным невероятным историческим романтизмом: в тот момент молодые художники действительно верили, что могут в прямом смысле вершить мировую революцию, что приближается то самое прекрасное время, когда государством станут управлять не столько политики, сколько творческие личности, художники, писатели, поэты – те, кто действительно может всколыхнуть умы и сердца людей и создать новый мир, наполненный новыми идеалами, стремящийся к прогрессу и объединяющий творческое художественное начало и научно-технический прогресс.

Очень современная история, надо сказать. И увидеть то, как идеалы художников сочетаются с идеалами государственного устройства и как порой творческий азарт влияет на развитие культуры в целом, необычайно полезно, особенно сегодня, в условиях, когда об истории искусства молодежь знает не так много. И увидеть творческих путь одних из самых ярких художественных новаторов в формате веб-сериала – чрезвычайно полезно и важно, на наш взгляд.

Иногда в формате веб-дока возникает и фильм-портрет, например, сериал Анны Матисон «Чье сердце бьется громче». В нем перед нами предстает жизнь известного артиста Сергея Безрукова. Но фильм этот снят еще и глазами любящей женщины – Анна замужем за Сергеем, и, конечно же, работа не лишена именно фокуса внимания, с точки зрения семьи и спутницы жизни. По сути – это рассказ не только о биографии. Это еще и отличная иллюстрация того, какими нас видят наши близкие, и Безруков здесь – вовсе не забронзовевший кумир, а живой человек, со своими идеями, интересами, страстями и даже слабостями. И тем интереснее смотреть это кино не только поклонникам артиста, но и вообще широкому зрителю, даже тем, кто весьма далек от артистического мира.

Сергей Безруков и Анна Матисон. Автор: Екатерина Чеснокова / Источник: РИА Новости

Ну и, конечно, часто формат веб-сериала (в том числе документального или псевдодокументального) оказывается богатым на эксперименты. Иногда художественный сериал нарочито маскируется под документальный – такое мокьюментари, полное откровенных сцен и представляющее собой почти home video, было снято режиссером и актрисой Ян Гэ под названием «Уйти нельзя остаться». Вроде бы автор снимает собственную историю: актриса и режиссер заперта во время ковида в берлинской съемной квартире и пытается как-то выстроить свою собственную жизнь, карьеру и даже любовь. Конечно, это художественный проект, но в нем есть элемент дока и именно поэтому, в силу своей порой вопиющей откровенности (и даже натуралистичности), оказывается принят зрителем.

Иногда в веб-проект превращается и образовательная инициатива. Так, например, в проект «Тотальный диктант» когда-то в качестве партнеров подключились создатели Виртуального Художественного Театра – единственного российского репертуарного театра, который транслирует свои спектакли только вживую, но при этом – в онлайн-формате с помощью коммуникационных программ. Эффект получается неожиданный – как будто артисты сами приходят к вам в дом. И вот – артисты решили просто прочитать тексты, которые когда-то были текстами тотальных диктантов за все годы существования проекта – от Гоголя до Водолазкина. В результате получилось фактически многофигурное представление, многосерийный спектакль, да еще и основанный на отличной литературе, как классической, так и современной. Ну, в самом деле, чем не веб-сериал?

Итак, веб-сериалы – это пространство не только для художественного кино. Доку тут тоже есть где развернуться: он может обучать, просвещать и даже развлекать – так что можно быть уверенным: очень скоро мы увидим много новых интересных творческих экспериментов, неожиданных решений и кинопрорывов. Будем внимательно следить за развитием жанра – и радоваться новым именам и новым победам.

 

Текст – Павел Сурков

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять