В Новосибирской области появится кинокомиссия
В Новосибирске 31-го августа, в рамках Фестиваля научного и индустриального кино Сибири, состоялся круглый стол «Дорожная карта по развитию кино в Новосибирской области», модератором которого выступил генеральный продюсер Форума регионального кинематографа «Новый вектор», член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) Дмитрий Якунин. По итогам круглого стола принято решение о создании кинокомиссии в регионе, а также проведении форума регионального кино «Новый вектор. Сибирь».
«Я очень рада уровню приглашенных экспертов и вовлеченности новосибирских кинематографистов в жизнь кинофестиваля, активном обсуждении развития кино в нашем регионе. Мне кажется, сегодня можно говорить, что кино в Новосибирской области есть и обязательно будет. Сегодня по этому поводу мы примем очень серьезное решение», – отметила Юлия Шуклина, министр культуры Новосибирской области.
По словам заместителя главы регионального минкульта Ирины Рудковской, одной из главных целей создания кинокомиссии – «разработка систем поддержки и развитие киноиндустрии для того, чтобы молодежь оставалась в регионе и развивалась здесь».
«Сложилось так, что у нас есть очень хорошая историческая документальная база. Уникальный путь Новосибирска заключается в том, что мы никогда не ищем легких путей, и, наверное, снимать умное кино, в том числе художественный полный метр, – это очень сложно, но тем не менее, можно пробовать и пробовать местными силами. До конца года мы будем заниматься нормативной базой и изучением лучших практик других регионов», – подчеркнула Рудковская.
Дмитрий Якунин пояснил, в чем, на его взгляд, заключается специфика киносреды в Новосибирской облсти.
«В преддверии кинофестиваля, я попросил местных кинематографистов сформировать “облако тэгов” – в чем заключается, по их мнению, уникальность кино в регионе. Вот что получилось: здесь очень сильно собственное кинопроизводство, во всяком случае, по сравнению со многими другими регионами. Мы находимся с вами, не побоюсь этого слова, в лучшем кинотеатре России- кинотеатре “Победа”. В Новосибирске есть исторически сложившаяся, уникальная школа документального кино. Академгородок – уникальное место, который мог бы стать площадкой для коллаборации кинематографистов и научных деятелей, а также представителей IT-сообщества. Анимация и компьютерная графика может также стать одной из точек роста развития кинематографа в вашем регионе», – отметил эксперт.
Он добавил, что после принятия закона о креативных индустриях появились дополнительные возможности для представителей органов федеральной и региональной властей системно поддерживать креативные индустрии и, в том числе кинематограф.
«Вместе с нашими экспертами нам очень хотелось бы внести предложения Министерству культуры Новосибирской области в разрабатываемую “дорожную карту”, чтобы она была максимально соотнесена как с запросами федеральных экспертов, так и местного киносообщества», – резюмировал Дмитрий Якунин.
Ольга Акопова, генеральный директор АНО «Фестивальная дирекция», рассказала об опыте работы кинокомиссии Калининградской области. По ее мнению, работа кинокомиссии «никогда не сводится к формату просто обслуживающего сервиса приезжающей кинокомпании».
«Случай Калининградской области уникален тем, что мы были теми людьми, которые шли первыми. Первыми в опыте повышающих критериев, первыми в опыте локейшн-туров, когда мы привозили к нам кинокомпании, продюсеров, объединяли их на своих площадках. Мы одними из первых совместно с Молодежным центром Союза кинематографистов России провели у себя питчинг. Совместно с СпбГИКиТ мы уже несколько лет мы проводим образовательные программы для представителей “вторых профессий”. Сейчас на онлайн-платформах выйдет фильм “Соло”, снятый командой из Калининграда. Можно ли сказать, что это только кинокомиссия? У нас есть большой пул молодежи, с которым мы работаем, которых вовлекаем в федеральные проекты. Если это будет системный подход, прописанная стратегия, безусловно, отправной точкой, на мой взгляд, просто потому что это мой путь, не знаю, может вы пойдете по другому пути, но я люблю кинокомиссию, потому что для меня она понятна с точки зрения того, чтобы привезти в регион внешние источники финансирования, привезти большие бренды, которые приедут в регион, в первую очередь за экономической выгодой», – подчеркнула участница дискуссии.
Константин Маньковский, генеральный продюсер студии «БЛЭК БОКС ПРОДАКШН», уроженец Новосибирска, рассказал о съёмках части сериала «Кибер Иван» о молодом айтишнике в Академгородке. При этом он обратил внимание коллег на то, что организация съёмочного процесса в регионе будет недешёвой – с учетом удаленности от федерального центра.
«Экспедиция, проживание, билеты на самолет, техника. Актерам при перелетах надо будет доплачивать сумму еще за одну смену. Я преклоняюсь перед представителями кинокомиссий, понимаю, какой большой труд – это все организовать. Мне кажется, можно использовать уникальность Академгородка. Это то, что в первую очередь приходит на ум. Я думаю, что здесь нужно специализироваться на научном, просветительском кино. То, что делает Discovery, BBC, “Моя Планета”», – подчеркнул Маньковский.
Алексей Алешковский, президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России, предложил сформировать смысловую повестку развития регионального кинематографа.
«Не только о специализации, на самом деле, – это о задачах региона, которые могут решаться с помощью кинематографа. И кадрового развития, и развития территории. Это очень важный момент – в широком смысле нам не хватает социального кино. Социального, производственного и всего на самом деле, задача не только государства, а это задача развития кинематографа самого по себе. Потому что все, что я говорю, это вопрос драматургического материала, у нас все, прямо скажем, очень плохо. И вот это самый важный момент, потому что из этого вытекают образовательные задачи, задачи поддержки кинематографа. То есть, здесь я всегда склонен утверждать, что решение задач начинается с целеполагания», – отметил представитель Союза кинематографистов России.
Денис Вязников, генеральный директор новосибирской студии «Краски», сформулировал концепцию по развитию кино в регионе как концепцию «трехслойного пирога», который состоит из «кинобразования, кинопроизводства и кинопроката, причем все три направления должны развиваться параллельно».
«Мне кажется, что рассуждать нужно от лица новосибирской кинокомпании: что ей нужно для развития, например для нас приоритетно начать с образовательного трека по сценарному мастерству, грамотно написать истории. Далее — продюсерская лаборатория и курсы вторых профессий, а в итоге – будут съемки короткометражек. Привлекать и обучать молодежь, проводить питчинги, поддерживая создание кино, продвигать фильмы новосибирских авторов – это то, что актуально для нашего региона сейчас», – резюмировал эксперт.