MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Мария Лемешева: «Судьба Незнайки — в надежных руках»

Мария Лемешева: «Судьба Незнайки — в надежных руках»

Фото: Иван Куринной

«Сказочная лихорадка», охватившая российскую киноиндустрию несколько лет назад, продолжается. Завершившийся новогодний киномарафон это подтвердил: в лидерах — «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» Игоря Волошина и «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко.

Обе работы принадлежат именно к жанру киносказок. Благодаря им киноиндустрия в январе сумела побить несколько рекордов. «Волшебник Изумрудного города» добился максимальных за всю историю отечественного проката предпродаж — более 300 млн рублей, а кассовые сборы всех фильмов за восемь дней перешагнули рекордную отметку в 6 млрд.

Такой триумф говорит об ажиотажном интересе аудитории к сказочным приключениям и персонажам. О готовности продюсеров работать и дальше с этим жанром говорит, в частности, тот факт, что Первый канал и киностудия Yellow, Black and White тоже не прочь поддержать тренд и получили права на экранизацию книг Николая Носова о Незнайке. Значит, совсем скоро мы увидим на экране Цветочный город и любимых с детства забавных человечков.

Но станет ли Незнайка достойным соперником Тотошке и Чебурашке? Будет ли он интересен сегодняшним большим и маленьким зрителям? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, редакционному директору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

Мария, были ли вы в детстве знакомы с Цветочным городом и его обитателями?

— Конечно! Я вообще не встречала человека, который бы не слышал про Незнайку и его друзей.

— Эта популярность осталась до сих пор?

— В прошлом году компаниями «Робовокс» и «ОнИн» проводилось большое аудиторное исследование — людей спрашивали, экранизацию какой детской книги они бы хотели увидеть в кино. И победителем в этом опросе стал именно Незнайка. Причем выиграл он практически без боя, набрав почти вдвое больше голосов, чем ближайшие конкуренты.

Что ж, совсем скоро эта мечта сбудется…

— И я этому рада! Тем более что за работу над франшизой о веселых человечках берется мощный, сложившийся тандем: Первый канал и кинокомпания Yellow, Black and White уже работали вместе. В их общей фильмографии — первый фильм в истории кино, снятый в реальном космосе, — драма «Вызов», «взорвавшая» российскую киноиндустрию в 2023 году и удостоенная нашей премии «Событие года». Так что судьба Незнайки и его товарищей — в надежных руках.

— Мария, вы заговорили о франшизе… Уверены, что фильмов о Незнайке будет несколько?

— Не сомневаюсь! Книги Николая Носова — это огромная сказочная вселенная, поэтому превращение ее в киновселенную — лишь вопрос времени. Литературного материала хватит не просто на несколько фильмов, но и на два-три сериальных сезона. Плюс не будем забывать про анимационную жизнь Незнайки, которая была очень бурной: первый мультфильм появился в конце 1950-х, последний — в 1999-м, и за эти 40 лет было создано множество короткометражных проектов, три мини-сериала (последний — на два сезона) и даже игровой фильм «Незнайка с нашего двора», не связанный напрямую с книгами Носова, но использовавший его персонажей. Так что кинематографистам будет на что опереться. Другое дело, что кинокомпании Yellow, Black and White предстоит найти верную тональность, которая будет созвучна одновременно и задумке Носова, и советским мультфильмам, и современным зрителям. Это непросто, но снимать ярко и динамично кинокомпания умеет, а ее продюсер Эдуард Илоян пообещал не переворачивать сюжет с ног на голову и максимально бережно отнестись к первоисточнику.

— Мария, а все-таки почему мы так любим Незнайку?

— Это очень непростой вопрос! С одной стороны, любить его, в общем-то, не за что: он хвастун и врунишка, любит драки и шалости, легко увлекается чем-то новым и так же легко меняет одно увлечение на другое… При этом он абсолютно непредсказуемый, неунывающий и, самое главное, искренний. Он способен понять, если поступил плохо, и раскаяться по-настоящему. У него достаточно силы, чтобы признать вину и попросить прощения. Это дорогого стоит. Важно и то, что Незнайка — больше, чем просто собирательный образ ребенка: это визуализация общего для всех людей и самого замечательного периода жизни — детства. Как любой малыш, он любознателен, но неусидчив, ничего не умеет, но пытается доказать обратное, постоянно дурачится и делает глупости… Из-за этого дети практически всех возрастов, от дошколят до школьников средних классов, воспринимают его как своего сверстника…

— Кстати, в книгах Носова возраст героев не указан, и никто не знает, сколько Незнайке лет… 

— И это один из факторов, почему даже некоторые взрослые видят в нем прообраз себя нынешнего: это действительно персонаж, которому удалось перешагнуть все временны́е и возрастные рамки. Но лично мне в первую очередь симпатично то, что история Незнайки и его друзей — это что-то вроде душевного компаса. Когда ребенок открывает эту книгу или включает мультфильм, он, во-первых, невольно учится прощать: ведь Незнайку прощают абсолютно все персонажи, которые пострадали от его проделок. Во-вторых, он учится воспринимать трудолюбие как норму жизни: если помните, все жители Цветочного городка не сидели без дела — они постоянно что-то строили, что-то изобретали, работали в саду, наводили порядок в своих крошечных домиках и т.д. Причем делали это не поодиночке, что особенно важно для советской эпохи, когда коллективный труд был в абсолютном приоритете. В-третьих, на примере Незнайки дети понимают, что собственные недостатки можно исправить: их любимец, мягко говоря, несовершенен, но он старается быть лучше — и у него получается. Это важный урок. И конечно, Незнайка учит детей дружить и мечтать: ведь, не будь этого смешного непоседы в голубой шляпе, вряд ли бы малыши-коротыши одолели тот водоворот приключений, через который им пришлось пройти.

— Мария, а каковы перспективы у фильмов о Незнайке на международном рынке?

— Выход в мировой прокат — это всегда непростая задача. Но у Незнайки как у персонажа очень высокий потенциал и для международных продаж. Начать можно и с предыстории. С того, что у него канадские корни: его прообраз впервые появился на страницах комиксов художника Палмера Кокса. Правда, имя ему придумала уже русская писательница Анна Хвольсон: она сначала работала над текстом под этими комиксами, а потом выпустила собственную книгу «Царство малюток», причем было это в 1889 году.

— Получается, что малышу-Незнайке 136 лет?

— Да, он старше нас с вами. И за это время его успели полюбить не только в России, но и в Китае: в 90-х годах прошлого века комиксы с участием Незнайки и других коротышей появились в Поднебесной и стали довольно популярны. Правда, внешне его образ изменился (волосы растрепались, а глаза и уши стали непропорционально большими), да и имя он получил другое, китайское — Сяо Учжи («маленький невежда»). Как бы то ни было, за 30 лет этого малыша в Китае не забыли, он узнаваем и любим, а, значит, перспективы для выхода такого фильма в локальный прокат хорошие. Я уверена, у Незнайки есть все, чтобы его узнали и полюбили сегодня в любой точке земного шара.

Интервью предоставлено пресс-службой журнала «КиноРепортер»

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять