Ставки в регионах. Или почему существует разделение между московскими и региональными специалистами?
В прошлом году Межрегиональный профсоюз кинематографистов получил вопрос от киноработников из регионов, которые обеспокоены разделением между московскими и региональными специалистами:
В настоящее время в регионах ставки ниже, объем работ может не регламентироваться, отсутствует норма оплаты переработок, квалификация специалиста может обесцениваться низкими ставками. В связи с чем профессионалам приходится либо отказываться от сотрудничества и терять редкие в регионах проекты, либо работать на условиях, ставящих их на грань выживания и не соответствующих их квалификации.
Мы провели опрос среди региональных киноработников и представителей столичных цеховых объединений, чтобы понять, считает ли профессиональное сообщество эту ситуацию справедливой.
Опрос показал, что около 80% киноработников выступают за одинаковую стоимость услуг в столице и в регионах, а обязательную оплату переработок считают необходимой абсолютно все респонденты.
Охват опроса
В опросе приняли участие 172 специалиста. Среди них продюсеры, режиссеры, помощники режиссера, сценаристы, скрипт-супервайзеры, операторы-постановщики, камерамены, механики, фокус-пуллеры, логгеры, звукорежиссеры, осветители, художники по гриму и костюму, художники-постановщики, художники по реквизиту, администрация, режиссеры монтажа и специалисты по спецэффектам. 109 человек были из Москвы, 24 из Санкт-Петербурга, а 39 – из регионов.
Формальные и неформальные объединения, представители которых ответили на анкету это: «Профессиональное сообщество вторых режиссёров», «Объединение ассистентов режиссера по актерам», «Гильдия продюсеров и локейшен-менеджеров», «Сообщество скрипт-супервайзеров», «Гильдия кастинг-директоров», «Объединение помощников режиссера», «Гримеры и постижеры», «Работники костюмерного цеха», «Объединение художников по реквизиту», «Фокус-пуллеры России», «Механики камеры», «Операторская группа (свет, грип)», «Ассоциация профессионалов аэрокинематографии», «Каскадеры», «Ассоциация режиссеров монтажа», «Анимация», «Независимая гильдия колористов» и «Гильдия звукорежиссеров». 60% участников отвечали от лица московских цехов, 40% – от лица региональных кинематографистов.
Уровень оплаты специалистов
79% участников считают, что специалисты в регионах должны стоить так же, как и в Москве. 15% допускают снижение ставок, а 2% выступили за более высокий уровень оплаты.
Любопытно, что мнения региональных специалистов имеют больший разброс: они чаще представителей цеховых объединений в Москве выступают как за снижение уровня своей оплаты, так и за его повышение. Они же чаще предлагали вариант ответа «Другое», ссылаясь на региональные надбавки и предлагая ориентироваться на средний уровень зарплат в целом.
Среди причин для установления того или иного размера региональных ставок относительно уровня Москвы респонденты называли цены в магазинах (которые иногда даже выше столичных – на это ссылаютcя 25% опрошенных), объем выполняемой местными специалистами работы (никак не отличающийся в разных регионах – 24%), а также квалификацию и опыт (этот вариант выбрали 21%).
При этом продюсеры всегда стараются экономить на местных специалистах, хотя их стоимость и так обходится гораздо дешевле, поскольку им не надо платить суточные, снимать для них жилье и покупать билеты. То есть издержки и так сокращаются, если нанимается местный персонал (так считает 7% опрошенных).
Региональные специалисты чаще упоминали в качестве аргумента именно уровень жизни, а также дефицит местных специалистов из-за того, что низкие зарплаты часто заставляют их уезжать.
Низкие зарплаты способствуют оттоку талантливых кадров в крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург, где выше оплата, разнообразие проектов и высокая конкуренция, что дает больше возможностей для карьерного роста.
При установлении зарплат важно учитывать экономические реалии и стоимость жизни в региональных городах, которая может быть выше, чем в столичных.
Количество проектов в регионах ограничено, что снижает уровень совокупного дохода профессионалов. Недостаток рабочих проектов приводит к тому, что они не могут развиваться так быстро, как им хотелось бы, а значит, и претендовать на более высокие ставки.
Люди не могут инвестировать в обучение и развитие навыков, в том числе, потому что в регионах зачастую отсутствуют профильные образовательные учреждения.
Несмотря на это, в регионах есть высококвалифицированные профессионалы, которые заслуживают более высокой оплаты.
Респонденты единодушны, что работа сверх установленной нормы должна оплачиваться вне зависимости от места проживания или профессии. По общему мнению, работники из регионов не должны получать меньшую компенсацию по сравнению с коллегами в столицах – просто по аналогии (38%). Все специалисты имеют равные права на достойную оплату труда, и затраты сил и здоровья у всех одинаковы.
На законодательные нормы, регулирующие оплату переработок, как на аргумент сослались 16% опрошенных. Заметим, что, к сожалению, нормы трудового кодекса в современном российском кинопроизводстве не применимы, поскольку все работают по договорам гражданско-правового характера. Однако исправить эту ситуацию можно при помощи коллективного договора, который и является целью нашего профсоюза.
Неоплата переработок снижает стоимость рабочего времени и обесценивает труд сотрудников – так считают 15% опрошенных.
13% сетуют, что рабочий день, превышающий 8 часов, негативно сказывается на здоровье. В кинопроизводстве часто устанавливают 12-часовые смены, порой не включающие в рабочее время сбор и дорогу. Превышение 12 часов может серьезно повредить психическому и физическому состоянию работников. Поэтому некоторые респонденты настаивают на прогрессивной шкале: чем больше часов переработки, тем выше оплата каждого последующего часа.
Гуманизм оказался особенно важным для представителей цеховых объединений, выступивших буквально за отмену «рабства» вне зависимости от региона съемок.
Опрос выявил мнение, что переработки могут возникать из-за некорректного планирования, и работники не должны страдать за чужие ошибки в тайм-менеджменте или за стремление к экономии за счет здоровья группы.
Наконец, респонденты отмечают, что уважение к личному времени сотрудников и адекватное планирование рабочего процесса – ключевые аспекты, которые помогают поддерживать мотивацию и здоровье работников.
12-ти часовая смена – это уже на грани возможного. Переработки должны оплачивать всегда и везде, так как никто не должен работать лишние часы бесплатно. Тем более, когда в других департаментах переработки оплачивают безоговорочно.
Все департаменты должны иметь равные условия, поскольку продюсерам проще заставить группу перерабатывать, чем организовать дополнительные смены.
В основном в регионы приезжают снимать столичные кинокомпании и считают, что в экспедиции можно работать до победного.
Продюсеры должны помнить: переработки не только наносят серьёзный вред здоровью, но и снижают производительность и концентрацию внимания любого специалиста, что ведет к ухудшению качества его работы и даже к опасным ситуациям на производстве.
Опыт и квалификация в регионах
В ходе опроса мы поинтересовались, как должен определяться уровень квалификации специалистов, который оказывает влияние на их ставки.
47% респондентов считают, что ключевыми факторами являются фильмография и опыт работы. 18% опрошенных обращают внимание на наличие образования и уровень квалификации. 16% выступают за введение единого стандарта оценки квалификации, независимо от региона. 12% опрошенных рекомендуют обращаться за отзывами к коллегам, работавшим с потенциальными кандидатами. 4% (преимущественно представители цехов) акцентируют внимание на личных впечатлениях о работнике. Лишь 2% респондентов обратили внимание на учет характеристик проекта, уровня сложности и набора поставленных задач.
Работодатели должны быть готовы адаптировать свои ставки в зависимости от ситуации на рынке труда. Компании, инвестирующие в развитие местных кадров, могут получить долгосрочные преимущества, включая снижение затрат на командировку московских специалистов. Установление справедливых ставок может способствовать привлечению талантливых профессионалов в регионы и развитию местной киноинфраструктуры.
Сегодня в киноотрасли наблюдается недостаток контроля за квалификацией специалистов. Тем не менее, местные сотрудники могут предложить конкурентное качество работы и знание региональных особенностей. Ставка должна определяться индивидуально с учетом уровня квалификации и специфики задач независимо от региона.
Мы поинтересовались у цеховых представителей их мнениями о командах, набираемых в регионах сегодня. Мнения по этому вопросу разделились: одни утверждают, что в регионах можно найти высококвалифицированных и ответственных специалистов, в то время как другие указывают на «значительно ниже квалификацию» и «много неопытных работников».
Большая часть респондентов согласны с тем, что недостаток опыта и образования является серьезной проблемой. Специалисты из регионов часто не имеют достаточной подготовки для работы в киноиндустрии в целом, а не в конкретных профессиях. Существенной причиной является то, что «в регионах попросту негде научится профессиям для кинопроизводства».
«В регионах уже есть множество отличных специалистов, но их до сих пор очень мало для полноценного ведения индустрии в регионах. Им элементарно не хватает образования и опыта, а также понимания того, что киноиндустрия — это все-таки бизнес, а не просто увлечение или хобби» — отмечают представители цехов.
Опрошенные уверены, что некоторые компании пытаются сэкономить на найме специалистов, что приводит к набору менее квалифицированных сотрудников. Как заметил один из респондентов, «люди берут проекты за любые деньги», что часто заканчивается проблемами на площадке. Один из участников отметил, что «есть работники, которые, может, и в профессии, но абсолютно не в процессе», что «может привести к казусам, потере времени на площадке и лишним финансовым тратам продюсера.» Другой участник, имеющий большой опыт на проектах, которые снимаются в регионах, заметил, что работники «стали более профессиональными».
Несмотря на сложности, есть и положительные примеры взаимодействия с региональными командами. Некоторые респонденты отмечают, что работа с начинающими специалистами может приятно удивить: «Бывает, что попадаются действительно классные ребята, которые случайно попадают на площадку».
Некоторые респонденты подчеркивают, что в регионах люди больше стремятся к работе. Есть много талантливых, одаренных и творческих людей, с которыми можно получить новый опыт. Один из участников отметил: «На сегодняшний день сформировался высококлассный пул специалистов в Ярославле, Костроме, Твери, Крыму, и даже во Владивостоке. Но они уезжают оттуда в Москву как-раз из-за низких ставок,» что создает дефицит квалифицированных кадров в регионах.
Выводы
Киноиндустрия в регионах сталкивается с множеством проблем, основная из которых — низкая оплата труда. Эта ситуация ограничивает возможности работы и развития специалистов, вынуждая их искать лучшие условия в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. В результате происходит отток талантливых кадров, что создает дефицит профессионалов в регионах и затрудняет реализацию новых проектов. Поэтому уровень заработной платы должен быть одинаковым или, по меньшей мере, учитывать местные условия жизни, которые могут быть сопоставимы с крупными городами.
Остающиеся в регионах киноработники испытывают экономические трудности еще и из-за недостатка рабочих проектов: они имеют меньше опыта и скромные портфолио. Кроме того, ситуацию осложняет отсутствие профильных образовательных учреждений, лишая работников возможности повышения квалификации.
В условиях низкой оплаты труда и нехватки проектов многие специалисты сталкиваются с выгоранием и потерей мотивации. Эти психологические проблемы усугубляются переработкой, которая стала нормой, негативно сказываясь на здоровье работников и качестве контента. Поэтому сверхурочная работа должна быть оплачиваемой, что может повысить и качество планирования – с целью ее избежания. Продюсеры не должны получать серьезную экономию за счет потогонной системы.
Межрегиональный профсоюз кинематографистов выступает за достойную оплату труда и сокращение переработок (безусловно, оплачиваемых) как в Москве, так и в регионах. Именно это и подтвердил наш опрос, который отразил почти единодушное мнение по этим вопросам как со стороны региональных специалистов, так и представителей столичных цехов.
Валерия Мангушева-Олейник, Ксения Леонтьева