Фото: пресс-служба Образовательного интенсива «Искусство питчинга»

16 июня рамках образовательного интенсива «Искусство питчинга» были представлены результаты исследования «Индекс настроений дебютантов», раскрывающего профессиональные мечты, страхи и жанровые предпочтения начинающих кинематографистов. Мероприятие, проходящее при поддержке Минкультуры России, собрало ведущих экспертов отрасли, которые прокомментировали ключевые тренды и дали советы молодым авторам. 

Фото: пресс-служба Образовательного интенсива «Искусство питчинга»

Государственная поддержка как стартовая площадка 

Семинар-интенсив «Искусство питчинга» стартовал 16 июня в кластере «АРТ ПОЛИТЕХ» Московского политехнического университета. Организатором выступил медиахолдинг «Цифровое Телевидение», а информационную поддержку оказали ведущие отраслевые издания: «Бюллетень Кинопрокатчика», портал «Кино-Театр.Ру», информационный портал «Мувистарт», «Фильм Про», программа «Индустрия кино»

Открывая мероприятие, Дмитрий Давиденко, руководитель Департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры РФ, подчеркнул важность государственной поддержки для начинающих режиссеров: 

Победить в конкурсе непросто — помимо достойных конкурентов, это и непростое эмоциональное испытание творцов на прочность. Но вы должны осознавать, что создавать, снимать свое кино — это большой труд. Но тем и ценен потом успех. Поэтому я желаю всем удачи!

Он также анонсировал даты питчинга Минкультуры:

  • 27 июня — очная защита дебютных игровых полнометражных картин, 
  • 2 и 4 июля — питчинг документального кино, 
  • анимационные проекты будут рассмотрены заочно

Фото: пресс-служба Образовательного интенсива «Искусство питчинга»

Что показал «Индекс настроений дебютантов»? 

В исследовании приняли участие более 100 молодых режиссеров и сценаристов. По сравнению с прошлым годом выявились несколько ключевых тенденций: 

1. Больше доверия продюсерам и выше бюджеты

  • Средний балл доверия продюсерам вырос — дебютанты стали чаще прислушиваться к мнению антрепренёров. 
  • Ожидаемые бюджеты увеличились — авторы рассчитывают на более серьезное финансирование своих первых работ. 

2. Главные страхи: деньги, а не творчество

  • Перерасход средств и нехватка бюджета на актеров остаются основными опасениями. 
  • При этом страх отсутствия творческой свободы и недостатка образования отошли на второй план. Молодые кинематографисты уверены в своих силах и меньше боятся конфликтов на площадке. 

3. Жанровые предпочтения: драмы, комедии и… фэнтези?

  • Лидеры: драма и комедия (как и в прошлом году). 
  • Рост популярности: мелодрамы и военное кино.
  • Новые жанры: впервые в опросе появились фэнтези и драмеди.
  • Наименьший интерес вызвали биографические фильмы

4. Темы: семья, история и наука

  • Семейные ценности остаются главной темой для дебютантов.
  • Также популярны исторические сюжеты, космос и научные темы

5. Ролевые модели: Тарковский, Михалков, Сельянов

  • 69% опрошенных заявили, что у них есть ориентиры в профессии. 
  • 85% назвали российских режиссеров: Сергей Сельянов, Андрей Тарковский, Геннадий Тартаковский, Никита Михалков

Фото: пресс-служба Образовательного интенсива «Искусство питчинга»

«Половина из вас останется в профессии»: что советуют эксперты? 

Иван Кудрявцев, куратор интенсива и замгендиректора «Цифрового Телевидения», подвел итоги исследования с оптимистичной статистикой: 

Посмотрите на себя: 42% из вас снимут свой второй фильм в ближайшие 10 лет, 18% снимут третий. Каждый десятый почти снимет четвёртый и более. То есть питчинги Минкультуры — это мощнейшая и достойная воронка. Присмотритесь друг к другу, присмотритесь к тем, кто был на питчинге до вас, и будьте спокойны. Вы в профессии останетесь, как минимум половина из вас. Это очень круто. 

Фото: пресс-служба Образовательного интенсива «Искусство питчинга»

Советы от лидеров индустрии 

Сергей Сельянов, продюсер («Брат», «Легенда №17»), отметил сложности работы в жанровом кино: 

Очень трудно тем, кто хочет работать в жанровом кино. Государственная поддержка как бы обеспечивает поклонников авторского кино, тех, кто тянется к широкому зрителю. С другой стороны, логика понятна — сразу предоставлять огромную государственную поддержку дебютанту неразумно. Такие люди тоже должны пытаться в рамках этих небольших бюджетов доказывать, что они зрителю интересны, что им есть что сказать. 

Антон Маслов (режиссёр, продюсер):

То, что вы делаете сейчас, вы делаете для того, чтобы через семь лет быть крутыми. Не сейчас, потому что сейчас ваше кино, скорее всего, будет средним, но без него у вас не будет фильма завтра и послезавтра. То, что так много людей снимают второй, третий и последующие фильмы, — это потрясающий показатель. Это говорит о том, что вы уже упёртые приходите и раз за разом проходите вот эту сложную киношную мясорубку — снять и удачный, и неудачный фильм. Необходимо сделать очень-очень много. 

Александр Котт (режиссёр): 

Обычная мастерская в идеальном случае — это когда пять человек остались в профессии, не разочаровались после первого фильма. Потому что самое важное здесь и должно быть на первом месте — опасение сделать плохое кино. 

Он также посоветовал придумать яркую фразу для защиты проекта — «якорь», который запомнится экспертам.