
11 сентября в широкий прокат выходит фильм «Семейное счастье» — новая работа режиссёра Стаси Толстой. Картина, снятая по мотивам одноимённого романа Льва Толстого, уже вызвала оживлённые дискуссии среди критиков и зрителей. Официальная премьера состоялась 23 апреля в кинотеатре «Октябрь» в рамках Московского Международного кинофестиваля — 2025.
Чувственная драма о любви вне времени
«Семейное счастье» — это история о хрупкости человеческих отношений, о том, как двое людей, несмотря на разницу в возрасте и жизненном опыте, пытаются найти общий язык. Юная Маша (Евгения Леонова), потеряв родителей, влюбляется в своего опекуна Сергея Михайловича (Евгений Цыганов). Их брак становится испытанием: иллюзии рушатся, а на их месте рождается нечто большее — глубина и подлинная близость.
Почему режиссёр отказалась от буквального следования тексту? Как современная музыка и хореография помогают рассказать историю вне времени? И какие скрытые отсылки к другим произведениям великого писателя можно найти в фильме?
Стася Толстая рассказала «Мувистарт» о работе с актёрами, выборе саундтрека и о том, почему даже первый роман Льва Николаевича остаётся удивительно актуальным.
Почему именно этот роман?
— Это большой подарок, потому что история рассказана от лица молодой девушки, и это первый роман Льва Толстого, который никто никогда не экранизировал.
«Я не имела права работать с языком Толстого»: почему это не экранизация, а отдельное произведение?
— Когда я только взялась за это произведение, я поняла, что в некотором смысле не имею права работать с языком Толстого, — признаётся Стася Толстая. — Тогда я приняла решение создать отдельное произведение, и стала писать сценарий по мотивам романа. И получилась отдельная, самостоятельная история, которую я в целом даже не называю экранизацией, а называю фильмом по мотивам романа.
Режиссёр подчеркивает, что её целью было не просто перенести текст на экран, а создать новую историю, вдохновлённую классикой, но существующую вне времени.
— Это история двоих, мужчины и женщины, Маши и Сергея Михайловича. И мне кажется, что такая история смело могла бы развиваться и в XIX веке, и в XVII, и в XXI.

Фото: кадр со съемок фильма «Семейное счастье», Агентство «Эффект бабочки»
Современный саундтрек и хореография: зачем смешивать эпохи?
Один из самых неожиданных элементов фильма — его музыкальное оформление. Вместо традиционных классических композиций зрители услышат современные треки, но с неожиданным поворотом.
— Хотелось создать историю вне времени, не делать акцент на том, в каком веке мы существуем и к какому году принадлежит музыка, — объясняет Толстая. — Хотелось, чтобы зритель ощутил это безвременье, как будто бы мы, может быть, в XIX веке, может быть, в XV, а может, всё-таки в XXI. И смешать жанры, да. Это же история про любовь, а она такая, она дурная: сегодня Моцарт — завтра Федук.
Режиссёр уточняет, что песни в фильме — это не просто современные композиции.
— Я должна заметить, что песни, которые написаны для фильма, на самом деле тексты романсов, положенные на современную композиторскую, авторскую музыку. Зрители впервые услышат такое исполнение этих романсов.
«Быть открытым к миру»: Стася Толстая о профессии режиссёра
Рассуждая о своей работе, Толстая поделилась мыслями о том, что значит быть режиссёром:
— Я думаю, что профессия режиссера построена на наблюдениях, и, если ты хочешь заниматься режиссурой, ты должен быть открыт к миру, должен быть любопытен и должен бескомпромиссно погружать себя во все жизненные нюансы, изучать, исследовать, и, собственно, тогда, дай бог, получится.

Фото: кадр со съемок фильма «Семейное счастье», Агентство «Эффект бабочки»
Как выбирали актёров? «Никто не смог бы сыграть так блестяще»
Кастинг стал одной из самых сложных частей подготовки к съёмкам.
— Были долгие пробы, но Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Ирина Розанова, Елена Морозова… — на мой взгляд, никто не смог бы так блестяще сыграть эти роли, как они, — говорит режиссёр. — Я очень долго искала главную героиню, в итоге ей стала дебютантка Евгения Леонова, прекрасная актриса, будущая звезда.
Толстая рассказала и о роли продюсера Алексея Учителя:
— Алексей Ефимович в этом смысле был не только продюсером, который должен был сказать «Окей». В первую очередь он человек, к мнению которого я прислушиваюсь. Поэтому, если актер утвержден продюсером, — это не значит, что Алексей Учитель просто поставил галочку и расписался. Это значит, он сказал: «Да, Стася, я тоже думаю, что это хорошая идея».
«Семейное счастье», «Анна Каренина» и «Крейцерова соната»: скрытые отсылки к другим произведениям Толстого
Режиссёр признаётся, что во время работы над фильмом она искала параллели с другими произведениями Льва Толстого.
— Я вообще считаю, что «Семейное счастье» положило начало некой трилогии: «Семейное счастье», «Анна Каренина» и «Крейцерова соната», — говорит Толстая. — Потому что в «Семейном счастье» Сергей Михайлович в некотором смысле прощает, понимает и остаётся со своей женой, несмотря ни на что. Анна Каренина бросается под поезд, а в «Крейцеровой сонате», насколько мы помним, муж убивает жену своими руками.
Эти аллюзии нашли отражение в фильме. Например, в одной из сцен Сергей Михайлович почти душит Машу — этого эпизода нет в оригинальном романе.
— Это как бы некая примерка к тому, что могло бы произойти, если бы, например, автор был старше и это не был бы его, кстати, первый роман.
Ещё один любопытный момент — появление персонажа Анны Аркадьевны в исполнении Юлии Снигирь.
— Героиню, которую играет Юлия Снигирь, зовут Анна Аркадьевна. Какова вероятность, что это Каренина появляется в «Семейном счастье»? А может быть, не Каренина, может быть, просто Анна Аркадьевна?

Фото: кадр со съемок фильма «Семейное счастье», Агентство «Эффект бабочки»
Совет от Стаси Толстой: «Берите камеру и снимайте»
В завершение режиссёр обратилась к начинающим кинематографистам:
— Нужно быть смелыми, искренними, брать камеру в руки и идти снимать кино.
Фильм «Семейное счастье» выходит в широкий прокат 11 сентября в сети кинотеатров «КАРО». Зрителей ждёт необычное кино, где классика встречается с авангардом, а история любви звучит на языке современности.
Беседовала Анастасия Сотникова