Чт. Окт 17th, 2019

Сайт для молодых кинематографистов

10 фактов о Berlinale Talents-2019 от единственной российской участницы, режиссера и сценариста Татьяны Федоровской

На Berlinale Talents я попала со второй попытки. В прошлом году я отнеслась к заполнению анкеты-заявления на участие формально: сухо ответила на все вопросы, записала стандартное видеообращение. В результате получила отказ. На этот раз я постаралась отвечать на вопросы интересно, эмоционально, много внимания уделила своему проекту, моему к нему отношению. И была совершенно счастлива единственной…

На Berlinale Talents я попала со второй попытки. В прошлом году я отнеслась к заполнению анкеты-заявления на участие формально: сухо ответила на все вопросы, записала стандартное видеообращение. В результате получила отказ.

На этот раз я постаралась отвечать на вопросы интересно, эмоционально, много внимания уделила своему проекту, моему к нему отношению. И была совершенно счастлива единственной от России получить приглашение на этот форум.

Итак, десять фактов о «Талантах Берлинале»:
1. Участники. Каждый год жюри отбирает 250 начинающих кинематографистов со всего мира: актёров, режиссёров, сценаристов, операторов, продюсеров, прокатчиков. От некоторых стран приезжает по нескольку представителей: например, в этом году больше всего было из Аргентины, Германии, Бразилии, Индии, Израиля, Мексики, Испании, США, Канады, Польши, Норвегии. Про наших соседей: из Литвы – трое, изГрузии, Азербайджана и Украины – по два участника.

2. Расписание. Форум продолжался 6 дней. Программа была предельно насыщенной: начиналась утром в 8:45 с обязательного завтрака и продолжалась до позднего вечера: семинары, круглые столы, презентации, лекции, «нетворкинг», культурная программа. Помимо общей для всех участников программы, имеются ещё лаборатории «по интересам» – так называемые Stations: сценарий короткого метра, полного метра, актёрская, операторская, критика. На этих семинарах можно отпитчинговать свой проект и получить финансирование – полное или частичное. Можно зайти на европейский киномаркет, посетить павильон Eurimage и получить подробнейшую инструкцию, как подавать на финансовую поддержку и копродукцию, можно посетить павильоны всех главных киностудий мира… И у каждого «таланта» есть экзистенциальный выбор: посещать эти мероприятия нон-стоп и искать свой шанс – своего продюсера, студию или же праздно шататься по Берлину с рюкзаком и бейджем «Talents», жрать сосиски с пивом, выкладывать сэлфи в инстаграм и ловить на себе уважительные взгляды прохожих. И даже не подозревать, что в этот самый момент твой сосед по комнате хостела общается с главным отборщиком Венецианского фестиваля или с продюсером Михаэля Ханеке.

3. Организация. С первой же минуты я была приятно впечатлена отлаженностью «немецкого механизма» — тут всё работает как часы: регистрация, получение персонального I.D., художественное фото в студии (все наши портреты были сразу же вывешены в пленарном зале), оптимальная логистика расселения и транспорта. Все мероприятия проходят вблизи Дворца Берлинале на Потсдамерплатц, почти всё в пешей доступности, а на удалённые площадки организован комфортабельный шаттл. Всех буквально водят за руку и подробно объясняют, что-где-когда. Last but not least – ВСЁ ОПЛАЧИВАЕТСЯ ОРГАНИЗАТОРАМИ: проживание, питание, транспорт, включая перелёт.

4. Атмосфера. С первого момента у тебя возникает ощущение, что ты – на большом семейном празднике. Все улыбаются, причём не дежурно, а искренне и готовы прийти на помощь по первому же свистку.

5. Коммуникация. Перед поездкой я опасалась, что моего уровня владения английским Upper Intermediate будет недостаточно для полноценного общения. И абсолютно напрасно! Когда тебя хотят услышать и видят, с какой страстью ты рассказываешь про свой проект – всем всё понятно. Большинство участников – из третьих стран и слыхом не слыхивали про страшилки советских школ типа Passive Voice in Present-in-the-Past Perfect Continuous Tenseиз таблицы времён. И все друг с другом прекрасно общаются – бурно, на позитивных эмоциях.

6. Организаторы и приглашённые лекторы. Главное отличие – отсутствие менторского, нравоучительного тона. Ни от кого – от Шарлотты Рэмплинг до Вице-президента по художественным фильмам канала Нетфликс Тендо Надженды – никаких барьеров и снобизма. Вот они – на расстоянии вытянутой руки, с ними можно поговорить, обменяться контактами, задать любые интересующие тебя вопросы, у Шарлотты — контакты агента, у Тендо – личный электронный адрес…

7. Содержание лекций. Всё – интересно, оригинально, просто космически захватывающе! Приведу один пример из сценарной лаборатории Script Lab: построение сюжета можно рассматривать на модели молекулярной биологии инсулинрезистентности, оригами и карт гугл. Всегда имеется главный объект-протагонист, и чётко прослеживается его движение (путь главного героя), а также препятствия на нём и их преодоление. Вкратце это пересказать невозможно, но поверьте, когда всё это проиллюстрировано на экране, когда на эти схемы легко накладываются сценарии самых известных киношедевров – в этот момент говоришь про себя: «Ни [фига] себе! Вот это метóда!»

8. Dine &Shine. Ни в коем случае нельзя пропускать главный приём – «Ужинай и сияй». В очередной раз получила удовольствие от немецкой организации. Задумка такова, что каждый «Талант» в течение вечера, без отрыва от изысканных (хоть и веганских) блюд, имеет возможность пообщаться с ДЕВЯТЬЮ экспертами. Тут – лотерея – кому с кем повезёт оказаться визави: после первого блюда и контакта с первой тройкой экспертов студент перемещается со своим бокалом ко второму, где его ждут новые трое. Можно оказаться между президентом кинофестиваля Торонто, главным отборщиком Sundance и генеральным продюсером телеканала Arte. И во время этой части трапезы эксперты интересуются только тобой: кто ты, откуда, с чем приехал, о чём твой проект. И думают о своих возможностях помочь в его реализации, дать нужные контакты. Для «Таланта» этот вечер может стать судьбоносным. У меня тоже был во время Dine&Shine свой личный Magic Moment, но я пока боюсь сглазить.

9. Внимание со стороны СМИ. За несколько дней до моего прибытия в Берлин ко мне обратились несколько зарубежных информационных агентств с просьбой дать интервью, как единственной участнице Berlinale Talents из России. Любимая фраза из моих прошлых блогов про отечественные кинофестивали: «У российской прессы вопросов не было». Меня удивляет, почему про такие мероприятия у нас никто не рассказывает, даже бывшие участники? Лично мне хочется поделиться, рассказать и вдохновить коллег на участие в Berlinale Talents. Как написала Наташа Меркулова в комментарии к моей заметке на Фейсбуке: «Это – Место Силы!» Воистину, она права.

10. Follow-Up. Организаторы постоянно давали всем понять, что с закрытием форума ничего не заканчивается – они всегда на связи, готовые помочь и поделиться любыми полезными контактами. И что «Alumnus/alumna Berlinale Talents – это своеобразный пароль для особого отношения со стороны мирового киносообщества. Кстати, и во время всего форума нас называли только одним словом: «таланты»: «Это талант из Найроби, этот – из Бейрута, этот – из Лондона…» — не «ученик», не «студент», не «бездельник». Ну, вы меня поняли.

P.S. Третий выигрышный лотерейный билет мне достался уже после закрытия Talents. Немецкая коллега-талант пригласила меня на тусовку для феминисток: вечеринку практически в «Небе над Берлином» — на крышу роскошного здания. И там я пожала руку Ангеле Меркель.

Поделиться