MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Фестивали > Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино». Фрагменты стенограммы

Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино». Фрагменты стенограммы

23-го октября в рамках XVI Международного фестиваля студенческих фильмов СПбГИКиТ «ПитерКиТ» прошел круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино», в рамках которого состоялся обмен опытом по реализации проектов в поддержку молодых кинематографистов и дебютного кино, а также были озвучены предложения по развитию индустрии от самих молодых кинематографистов. Участниками круглого стола стали: Олег Иванов…

23-го октября в рамках XVI Международного фестиваля студенческих фильмов СПбГИКиТ «ПитерКиТ» прошел круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино», в рамках которого состоялся обмен опытом по реализации проектов в поддержку молодых кинематографистов и дебютного кино, а также были озвучены предложения по развитию индустрии от самих молодых кинематографистов.

Участниками круглого стола стали:

Олег Иванов – киноэксперт, Секретарь Союза кинематографистов России (модератор)

Виктор Будилов – директор фестиваля «ПитерКит», заведующий кафедрой продюсирования СпбГИКиТ

Антон Смирнов – директор студии «КИТ-Дебют», ответственный секретарь Санкт-Петербургской организации ООО «Союз кинематографистов Российской Федерации»

Дмитрий Якунин – исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России

Олег Богатов – заместитель Председателя Правления Молодежного центра Союза кинематографистов РФ;

Павел Перегудов – директор Молодежного центра Санкт-Петербургской организации ООО «Союз кинематографистов Российской Федерации»

Николай Котяш – Председатель Молодежного центра Санкт-Петербургской организации ООО «Союз кинематографистов Российской Федерации»

Артем Кокин – сценарист, исторический консультант фильма «28 Панфиловцев»

А также молодые кинематографисты – участники фестиваля, студенты и выпускники СпбГУКиТ.

Предлагаем Вашему вниманию фрагменты стенограммы круглого стола:

ИВАНОВ О.В.:

– Я — Иванов Олег. Я сегодня выступаю в качестве модератора и очень хочу всех вас попросить включить воображение. Дело в том, что то, что мы сегодня здесь проводим, называется «круглый стол». Мне кажется, вы должны себе представить какой-то такой круглый стол, потому что если выступают только те люди, которые сидят на сцене – это называется «панельная дискуссия», а круглый стол предполагает, что все, кто находится в зале, они включены в этот диалог.

Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино»

Поэтому я бы попросил, чтобы минимальное количество стульев стояло на сцене, а все, кто сегодня, собственно, собираются говорить какие-то слова или высказывать какие-то идеи, чтобы они находились в зале. Поэтому я бы хотел, чтобы все, кто здесь присутствуют, считали себя участниками круглого стола.

Итак, тема сегодняшнего круглого стола: «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино». Мы часто говорили и официально, и неофициально, что, порой, вхождение в кинематографию для молодых людей крайне сложно, потому что для того, чтобы стать художником, достаточно иметь кисть, холст, мольберт и минимальное количество денег, чтобы начать рисовать. А вот для того, чтобы снимать кино, нужно достаточно большое количество ресурсов – технических, финансовых и человеческих. Поэтому считается, что стать кинематографистом не так просто. Не так просто начать снимать свое собственное кино.

Тем не менее, на наших глазах сейчас происходят какие-то странные вещи. Например, в Якутии ежегодно снимается более 13 художественных полнометражных фильмов, и делают это, в основном, молодые ребята. В этом году фильм «Мой убийца» якутского режиссера Костоса Морсана попал в длинный список «Золотого Глобуса». Константин Фам, режиссер короткометражного фильма «Брут», попал в длинный список «Оскара». И, на самом деле, конечно, это большой труд, но вот такие молодые ребята реально находят себе дорогу.

В этом году произошло для всех для нас удивительное событие: Фонд кино впервые поддержал региональную студию, которая получила деньги на свой фильм – это ребята из Бурятии. Они будут снимать фильм «Эластико», потому что они выпустили первый фильм «Решала», и он имел успех. И сейчас их поддержали на федеральном уровне.

Но здесь ведь речь идет не только о деньгах. На самом деле, молодые кинематографисты испытывают сложности, у них есть и какие-то победы, удачи и неудачи. Мы хотим сегодня поговорить именно об этом. И, кроме всего прочего, мы хотим, чтобы сегодня были закреплены и зафиксированы какие-то конкретные вещи, которые мы потом просто будем использовать при каких-то последующих наших действиях.

Начнет Дмитрий Якунин, руководитель Молодежного центра.

ЯКУНИН Д.М.:

– Спасибо большое! Я хочу добавить, что Олег Валентинович Иванов является одним из ведущих российских киноэкспертов. Он входит в экспертную комиссию Фонда кино и Минкульта. Я уверен, что кто-то из вас будет стоять на защите на питчингах и Фонда кино, и Минкульта, и услышит ценные комментарии от Олега Валентиновича.

Я хочу немножко рассказать о нашем Молодежном центре. Вообще тематика нашего круглого стола во многом совпадает с задачами и с целями нашего Молодежного центра Союза кинематографистов России.

Совсем недавно, 16 октября этого года нам исполнилось 4 года. На Пленуме правления Союза кинематографистов России 2012 года было принято решение о создании структуры в Союзе кинематографистов, поддерживающую молодежь.

И один из наших главных секретов, нашей эффективности состоит в том, что  мы, используя и опираясь на традиции отечественного кино и на опыт ведущих педагогов и мастеров, привносим в наши мероприятия и проекты креатив ребят, молодых кинематографистов – наших друзей, коллег, партнеров. В связи с этим, наша организация заняла очень важную нишу – стала своеобразным «мостиком» между большой киноиндустрией и дебютантами.

За эти годы мы провели достаточно много мероприятий. Мы проводим питчинги –презентации проектов дебютантов перед ведущими продюсерами и киноэкспертами. Основные наши питчинги проходят в Москве – раз в полгода, и в жюри входят практически все ведущие продюсеры. Вот уже где-то 2 года наши питчинги благодаря нашим Молодежным центрам в регионах проходят и в других городах – в Иркутске, Уфе, Кемерово, Ставрополе, Тюмени. Через некоторое время в рамках вашего фестиваля пройдет питчинг «ПитерКит», где мы также помогали в организации мероприятия. По итогам наших питчингов уже реализовано более 20 проектов – короткометражных и документальных фильмов. Что касается полного метра, то в этом году, как вы знаете, Минкульт поддержал 26 дебютных фильмов, и из них 5 проектов участвовали ранее в наших питчингах. Следует отметить, что запуск проектов, их реализация – не основная задача питчингов. Точнее, основная, важная, но не единственная. Наши мероприятия носят объединительный фактор, особенно в регионах. На питчингах ребята знакомятся друг с другом, слушают советы экспертов, опять же общаются с ними, и это все развивает коммуникационные процессы. Это очень важно.

Также мы проводим всероссийскую акцию под названием «День короткометражного кино» 21 декабря, в самый короткий день в году. Более чем в 30 регионах России проходят платные и бесплатные показы «короткого метра», а также образовательные программы.  В этом году мы также готовимся к большому проекту.

Мы сами снимаем кино, продюсируем, а также помогаем молодежи найти своих продюсеров, режиссеров, сценаристов. У нас есть своя база данных, где представлены молодые специалисты различных кинопрофессий. Мы ведем информационный ресурс – сайт www.moviestart.ru, а также активно общаемся в социальных сетях.

Мы проводим круглые столы, такие как сегодня – на актуальные для кинопроцесса темы. Подобные мероприятия мы проводили в рамках фестивалей «Святая Анна», «ВГИК», в рамках Российских программ ММКФ. Это как раз и является своего рода диалогом между вами, между большими продюсерами и между государством. В прошлом году подобный круглый стол, проведенный в рамках фестиваля «Начало», стал «началом» для Молодежного центра Питерского Союза кинематографистов России. И как раз в связи с этим, я хотел бы передать слово организаторам этого проекта – Николаю Котяшу и Павлу Перегудову.

КОТЯШ Н.:

– Здравствуйте. Мы являемся выпускниками Института кино и телевидения. Я закончил режиссерскую мастерскую Игоря Масленникова, а Паша закончил Высшие продюсерские курсы.

Сейчас Молодежный центр при Союзе кинематографистов Санкт-Петербурга уже существует в течение года и активно начал свою работу с марта.

Мы проводим целый ряд проектов, которые, возможно, будут вам полезны и интересны. И, возможно, вы захотите к нам присоединиться и поучаствовать в нашей деятельности, направленной на поддержку именно молодых кинематографистов и продвижение продуктов их творчества из короткого метра и длинных фильмов.

ПЕРЕГУДОВ П.:

– Я бы еще добавил, что основной костяк и те, кто состоит в Молодежном центре, – это именно молодые кинематографисты. Мы самостоятельно пытаемся сделать так, чтобы они сами себя продвигали на какой-то принципиально новый уровень.

На мой взгляд, это очень важно, это концептуально. Это заставляет тех, кто сидит дома в раздумьях, перейти в какую-то активную фазу движения, и мы предоставляем такие возможности. Что конкретно мы делаем – сейчас мы расскажем в небольшой презентации.

КОТЯШ Н.:

– Если говорить о нашей целевой аудитории, это молодые кинематографисты. Здесь нет критерия возраста, а есть критерий начинания в профессии. То есть все, кто себя считает молодыми кинематографистами, у кого начинается творческий путь, тот является целевой аудиторией.

И если говорить о картинке будущего, то, конечно, хотелось бы продвинуть российское кино на новый качественный уровень за счет перехода количества в качество и создать условия для того, чтобы молодые кинематографисты создавали как можно больше контента, и для того чтобы этот контент становился все более качественным по своему художественному уровню. Естественно, направлены мы именно на короткометражное и на дебютное кино.

На следующем слайде вы видите длинный список тех проектов, которые можно вообще проводить, и тех проектов, которые мы планируем провести. Их около 20, и сейчас мы о них расскажем буквально в нескольких словах.

«КиноТеориум» – это лекции и мастер-классы по киноязыку, по истории теории кино, которые бесплатны и открыты абсолютно для всех желающих. Проводятся раз в 2 недели.

Все проекты у нас некоммерческие, в них может участвовать любой желающий.

ПЕРЕГУДОВ П.:

«Кинопрактикум» – это встреча с действующими кинематографистами. То есть от теории, как понятно по названию, мы переходим к тем, кто выходит из профессии. Если в Питер на несколько дней приезжает кто-то из московских, мы его буквально выхватываем. В частности, во вторник Аксинья Гог любезно согласилась встретиться тоже с нашей аудиторией и рассказать о своем опыте, о своем успехе. Это встречи с реальными людьми, которые находятся в профессии.

КОТЯШ Н.:

– Например, в прошлом сезоне у нас были встречи с такими режиссерами, как Александр Котт, продюсер Наталия Гросс, то есть не последние люди в кинематографе.

И поскольку, на наш взгляд, молодое кино должно опираться на уже опытных и состоявшихся кинематографистов, тем самым обеспечивая преемственность, что необходимо, на наш взгляд, то мы стараемся обеспечивать вот эту преемственность, приглашая людей, которые могут поделиться опытом, практическими знаниями и навыками – тем, что будет вам полезно.

Следующий проект мы назвали «Кинокадры». Изначально он назывался «Встречи режиссеров, сценаристов, продюсеров». Чем-то по форме он напоминает питчинги. Но в этих питчингах отсутствует жюри, отсутствуют призы, и данные встречи направлены на знакомства режиссеров, продюсеров и сценаристов из числа молодых кинематографистов.

Могу сказать по своему опыту, когда я учился и снимал короткометражные фильмы – да и большинство студентов с этим сталкивается – бывает непросто найти себе команду. Начиная с того, что нужен сценарий, нужно найти сценариста, если ты режиссер. И если ты сценарист, то нужно найти режиссера и продюсера, которые будут реализовывать этот проект.

И данный проект «Кинокадры» направлен именно на практические знакомства режиссеров, сценаристов и продюсеров, где вначале происходят презентации проектов, а затем за чашечкой чая все в режиме фуршета могут пообщаться и установить интересные контакты. Проект реализовывается примерно один раз в месяц.

Насколько я знаю, по результатам данных встреч формировались команды, которые запускали «короткие метры».

Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино»

КОТЯШ Н.:

– Следующий проект называется «Пресс-показы». Изначально его называли «Премьеры короткометражных фильмов». Проводили в Доме кино. При этом мы решили расширить название. То есть этот проект направлен, с одной стороны, на премьерный показ «короткого метра». С другой стороны, мы считаем, что об этом необходимо рассказывать как можно большему числу аудитории. Поддерживается привлечение СМИ, журналистов и кинокритиков, чтобы про ваш проект могли рассказать.

У нас, по-моему, было уже организовано примерно пять премьер, в том числе премьера короткометражного фильма «Бравист», о котором вы все, наверное, знаете. Этот фильм впоследствии был включен в шорт-лист короткометражного альманаха Manhattan Short (Манхэттенский фестиваль короткометражного кино), который показывали во всем мире, в том числе во всех городах России. А премьеру организовывали мы в рамках проекта «Пресс-показы».

КОТЯШ Н.:

– Следующий проект «Клуб любителей интеллектуального кино». Это регулярный проект, который проходит каждую неделю на разных площадках. На данный момент это интеллектуальный кластер «Игры разума» на улице Достоевского, библиотека «На Стремянной», и недавно к этому проекту подключилась Президентская библиотека.

Что это такое? Это просмотр фильмов из разряда «Классика мирового кинематографа» с обсуждением и, скажем так, привлечением экспертов, которые высказываются на тему фильма и проводят дискуссии. Все это организует и проводит Клуб любителей интеллектуального кино, Вячеслав Корнев, доктор философских наук, профессор и кинокритик, киновед и человек, который интересуется и увлекается кино. Кино является частью его жизни. Это очень интересный человек, он является ведущим Клуба.

Клуб существует уже, насколько я понимаю, порядка 12 лет. Он функционировал на территории Барнаула. С прошлого года Клуб переехал в Петербург вместе с Вячеславом и является частью проектов Молодежного центра Петербурга.

ПЕРЕГУДОВ П.:

– Тем, кто интересуется интеллектуальным кино и кому хочется смотреть эти фильмы не в одиночестве, обсуждать – очень рекомендуем. Собирается очень интересная публика, и фильм разбирается, скажем так, по косточкам. Поэтому киноведам очень рекомендуется это мероприятие.

КОТЯШ Н.:

– Также есть два кинофестиваля, которые проводит Молодежный центр Союза кинематографистов Санкт-Петербурга. Первый фестиваль называется «Киноликбез». Этот фестиваль вместе с Клубом любителей интеллектуального кино и с Вячеславом Корневым переехал в Петербург из Барнаула. Этим летом состоялся уже седьмой по счету – в Петербурге первый, и он стал первым прошедшим под эгидой Молодежного центра Союза кинематографистов Санкт-Петербурга.

Этот фестиваль направлен на авторское авангардное короткометражное кино. Достаточно интересная конкурсная программа. В этом году он проходил в июне, в следующем году он тоже будет проходить в июне на территории интеллектуального кластера «Игры разума» по улице Достоевского (здесь недалеко).

Второй фестиваль «Кинолес» – это исключительно проект Молодежного центра. Мы провели в этом году первый фестиваль. Он проходил, как вы понимаете из названия, на открытом воздухе. В качестве партнера выступил фестиваль YogArt – выездной фестиваль здорового образа жизни и творчества. На него съезжаются музыканты, художники, люди, занимающиеся разными практиками йоги и тому подобным.

Мы проводили фестиваль в рамках этого фестиваля. То есть там уже была собрана аудитория порядка 2-3 тысяч человек. И ежедневно на наши показы собиралось порядка 100 или даже больше человек.

После показов люди, простые зрители, подходили и говорили, что «неужели у нас в России снимают такое кино и такой «короткий метр»?»

КОТЯШ Н.:

– И здесь уже говорили по поводу питчингов. В партнерстве с Московским молодежным центром Союза кинематографистов России мы будем проводить питчинг дебютов кинопроектов в декабре этого года. В ближайшее время мы объявим о приеме заявок.

КОТЯШ Н.:

– Мы проводим круглые столы и дискуссии, о чем уже тоже говорили. Помимо данного круглого стола у нас еще запланированы темы круглых столов в течение этого учебного года.

ПЕРЕГУДОВ П.:

– Отдельно надо сказать про планируемый замечательный, на мой взгляд, проект «Киномост». Он делается на базе площадки Президентской библиотеки имени Ельцина, которая обладает просто фантастической технической возможностью объединить одновременно в режиме реального времени до 100 площадок по всей стране и за рубежом. Есть возможность и есть планы устраивать такие межрегиональные встречи кинематографистов.

Это очень интересный формат общения. Это будет всех нас объединять. Это будет давать нам возможность делиться какими-то своими новостями в режиме реального времени. Это очень классно. И, надеюсь, в ближайшее время мы этот проект осуществим.

КОТЯШ Н.:

– Теперь возникает вопрос: как с нами связаться? Сайт cinemapiter.ru. Он сейчас находится на стадии разработки. В ближайшее время он начнет функционировать. Помимо простой информационной составляющей, которая освещает состояние молодых кинематографистов в Петербурге, мы хотим прикрепить к сайту несколько известных проектов. Один из них – это интернет-канал YouTube, где можно выкладывать наиболее интересные короткометражные фильмы, которые будут отображать творческий уровень кинематографистов Санкт-Петербурга, интервью, лекции, мастер-классы, семинары и прочее. То есть хотим сделать такой полезный для зрителей ресурс.

И на следующем слайде – две базы данных. База данных молодых кинематографистов Петербурга для того, чтобы режиссерам было проще набрать команду на свои проекты. Продюсерам тоже будет интересен этот проект, сценаристам – довести свой сценарий до режиссеров. И база данных киноклубов Санкт-Петербурга, которая позволит объединить все киноклубы в единую сетку расписания для того, чтобы любой зритель мог прийти в любой киноклуб на нужный сеанс и посмотреть интересные фильмы. А поскольку киноклубы – это, на мой взгляд, один из активных каналов продвижения «короткого метра» как жанра в массы, то этот проект работает именно на это.

И продюсерский центр – то, что логично вытекает из всей нашей деятельности. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы запускать и производить короткометражное кино, которое будет интересно и будет пользоваться интересом у зрителей. И вот, в частности, по итогам питчинга «ПитерКит» мы планируем в продюсерский центр Молодежного центра Союза кинематографистов взять проект-победитель в производство, продюсирование.

ПЕРЕГУДОВ П.:

– Абсолютно все мероприятия, которые делаются Молодежным центром, направлены только на одно – чтобы в Санкт-Петербурге снимали кино: короткометражное, полнометражное, дебютное – любое. Основная задача молодого кинематографиста – получать знания, с окончательной целью – все-таки снять кино. Поэтому мы, со своей стороны, тоже будем стараться делать все максимально возможное.

КОТЯШ Н.:

– Коротко расскажу о проекте «Кинопередвижка», где мы планируем не только показывать фильмы в городских условиях, а также хотим организовать автобус, который будет показывать кино и в сельской местности и в городах Ленинградской области, где нет кинозалов. Тестовый проект планируется этой осенью по Новгородской области.

ПЕРЕГУДОВ П.:

– Мы придумали веселый повод – каждый год объявлять новым Годом кино. Вот этот год у нас закончится, Год кино, следующий год мы тоже объявим Годом кино. Поэтому мы будем каждый год это дело отмечать и праздновать.

Самое интересное, на мой взгляд, и важное – это мотивация. И чтобы была немножечко понятнее практическая польза Молодежного центра: дело в том, что мы помогаем молодым кинематографистам принимать участие в различного рода грантах и стипендиях, помогаем им участвовать в каких-то конкурсах.

Для нас здесь было тоже много нового, когда готовили к открытию Молодежный центр. И, в частности, сейчас от Комитета культуры, от вас, режиссеров, представлены на участие в конкурсе творческой молодежи.

Это все очень-очень небесполезно. Это помогает молодым кинематографистам не только материально, но и как-то духовно приободряет и придает стимул.

КОТЯШ Н.:

– Ну и, собственно, финальный слайд выхода для сотрудничества. Если у вас есть желание участвовать в нашей деятельности – милости просим. У нас периодически проходят открытые собрания, где каждый может прийти поучаствовать, понять, чем вы можете быть полезными Молодежному центру, чем Молодежный центр может быть полезным вам. И также вы можете реализовать новые интересные и полезные для кинематографической общественности Петербурга проекты.

Как с нами связаться? Сайт cinemapiter.ru скоро заработает (пока он в тестовом режиме). И основные информационные каналы – это наше сообщество в соцсети «ВКонтакте» и на Facebook. Вот здесь есть данные. Если вы забьете в «ВКонтакте»: «Молодежный центр Союза кинематографистов СПб» – то вы увидите нашу группу. Пожалуйста, вступайте, добавляйтесь, принимайте активное участие в жизни Молодежного центра Союза кинематографистов Санкт-Петербурга.

ПЕРЕГУДОВ П.:

– Да, присоединяйтесь и давайте вместе делать петербуржское молодое кино еще более качественным, более интересным и более зрительским.

ИВАНОВ О.В.:

– Спасибо большое. По-моему, заслуженные аплодисменты. Я хочу сказать, что Молодежный центр Союза кинематографистов проводит так называемые стратегические сессии. Наши ребята выезжают, например, в Ярославль и собирают там молодых кинематографистов на 2 дня. Закрываются на ключ и в течение двух дней пытаются выработать то, что связано с развитием кино в регионе. Это называется «стратегические инициативы», то есть идеи, которые сначала набрасываются, а потом оформляются в виде чего-то связанного.

Первая такая стратегическая сессия прошла в Иркутске летом прошлого года. И сразу через 2 месяца был проведен молодежный кинофестиваль, потом был создан сайт, проведен питчинг, и так далее и так далее. То есть, был сделан целый ряд шагов, связанных с развитием кино.

Я могу сказать, что сегодняшняя презентация – это очень классно сделанная презентация того, какие стратегические инициативы можно реализовывать практически в любом регионе Российской Федерации только при условии, что там есть хоть кто-то, кто этим мог бы заниматься. И я считаю, что вы, наверное, титаническое время тратите на это, но то, как это сейчас выглядит, и то, как вы это делаете, мне кажется, заслуживает всяческих похвал и поддержки. Поэтому еще раз давайте поаплодируем.

(Аплодисменты).

ИВАНОВ О.В.:

– Хочу предоставить слово Олегу Богатову. Этот человек – бессменный ведущий всех питчингов Союза кинематографистов, которые проводят у нас и даже не один раз в год.

Олег, тебе вопрос тот же, что и всем: какова роль молодых кинематографистов, и что нужно сделать для того, чтобы развивалось молодое кино?

БОГАТОВ О.:

– Здравствуйте, друзья!

Когда мы в 2012 году обсуждали первый питчинг в Молодежном центре, то еще казалось, что это невероятно сложно – сделать большой питчинг, в то время как существовали другие.

Прошло всего 3 года с момента первого питчинга, и сейчас питчинг дебютантов – это питчинг №1 среди независимых питчингов в России. Каждый раз мы получаем более 600 заявок. К нам приезжают из всех уголков страны, и региональные участники побеждают. Вот, в частности, один из призеров «короткого метра» в этом году – приехала девочка из Уфы, которая училась по Skype на мастерство. Мы, на самом деле, считаем, что питчинг дебютантов – это самая главная и самая основная площадка для молодых авторов, потому что молодой сценарист и режиссер может напрямую обратиться к продюсеру.

Олег Валентинович рассказывал о результатах, Дима сказал о количестве снятых фильмов. Но, поверьте мне, это количество намного больше, потому что есть истории, и мы их знаем, о том, как люди на этом питчинге знакомятся с продюсерами, и продюсеры приглашают их на проекты.

Например, Леонид Корин, который написал «Битву за Севастополь», познакомился с Натальей Мокрицкой именно на питчинге, когда представлял свою военную драму. И, увидев, что автор хорошо пишет военные истории, продюсер пригласил его на свой большой проект. Я думаю, что успех «Битвы за Севастополь» – это один из примеров того, как молодой кинематографист может себе сделать портфолио одним движением.

Не хочу затягивать. VIII питчинг дебютантов, ребята – до конца этого года, ну максимум, до 10 января, мы будем принимать заявки на Восьмой питчинг дебютантов.

И, пожалуйста, ребята, участвуйте, приезжайте, пишите самое лучшее. Мы проводим и мастер-классы того, как писать, и мастер-классы того, как выступать.

И мы еще раз хотим сказать, что самая большая площадка питчингов – это питчинг дебютантов. Поэтому участвуйте в максимальном количестве питчингов, но никогда не забывайте присылать на него. Это ваш шанс получить поддержку большого и взрослого продюсера.

В завершение хочу сказать о том, что на последнем питчинге был «полный метр», который победил в своей номинации и тут же был принят в разработку совместно Сергеем Сельяновым и Алексеем Петрухиным. Это кажется сказкой, но это не сказка – это реальность. Ребята, хорошая работа, хорошая подготовка и заявка на питчинг дебютантов. Удачи!

Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино»

ИВАНОВ О.В.:

— На самом деле, это действительно гигантская работа по проведению питчингов. Представляете, приходит 600 заявок! Они все обрабатываются. Высочайший уровень жюри – когда люди собираются в жюри из первых лиц, которые продюсируют кино на телевидении и «полный метр». И когда они с большим интересом и удовольствием слушают все это – это заслуживает очень большого внимания. Действительно масштаб этого питчинга сейчас потрясает, ну и, собственно, результаты потрясают тоже.

Поскольку это круглый стол, я хочу – такой вопрос из зала. Может кто-нибудь задать какой-нибудь вопрос любому из здесь присутствующих людей? Пожалуйста.

Несколько лет назад я сюда приезжал с Никитой Сергеевичем Михалковым, который в этом зале проводил мастер-класс. И когда мы вышли за кулисы, он мне говорит: «Слушай, а они какие-то… они ничего не спрашивают». Режиссеры, которые на площадке должны управлять всем, молча сидят и слушают во время мастер-класса, не задав ни одного вопроса. Это была такая странная атмосфера. Задайте вопрос, пожалуйста. Руку хочу увидеть в зале. Пожалуйста.

ВИКТОРИЯ КОЗЕЛЬЦЕВА:

– Здравствуйте! Меня зовут Виктория. Я недавно закончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. И у меня вопрос такой. Выпускники, когда заканчивают вузы – да, мы пытаемся снимать короткометражки, пытаемся как-то объединяться. Но нам очень не хватает опыта и взаимодействия с действительно крупными режиссерами отрасли, действующими режиссерами, которые делают крупные проекты.

Нам нужен какой-то скачок, потому что вот пока мы на своем уровне набираемся опыта, нам очень тяжело вклиниться. Я имею в виду какую-то программу или стажировок, как в свое время было принято. Ведь поработав с большими мастерами рядом, посмотрев на процесс изнутри, гораздо быстрее происходит вот этот рывок процесса обучения, как-то можно набраться опыта.

Я, правда, не знаю, на каких позициях, я пока не продумала эту систему. Но, возможно, вот этот какой-то путь, потому что, как правило, преподаватели, которые работают в вузах, они немножко оторваны от индустрии. Они, как правило, не занимались съемками больших проектов, и с ними можно пообщаться только в формате таких коротких мастер-классов, которые я тоже посещаю. Я была у Петрухина, я была у Бекмамбетова. Я стараюсь не пропускать такие вещи, но очень хочется попасть на площадку и посмотреть, как грамотно организовано это все изнутри.

ИВАНОВ О.В.:

– Спасибо за ваш вопрос. Я хочу уже все-таки, наконец, Виктору Будилову, заведующему кафедрой и декану предоставить слово не для ответа на вопрос, а для того чтобы он рассказал о нововведениях в Институте кино и телефидения.

БУДИЛОВ В.М.:

– Ну я сразу вам отвечу на этот вопрос. У нас есть такая программа. Более того, эта программа поддержана грантом Правительства Санкт-Петербурга, за что им отдельное спасибо. У нас есть программа, которую ведет наш знаменитый режиссер Константин Сергеевич Лопушанский она проходит на базе киностудии «Ленфильм».

Я говорю ради примера – у нас есть несколько таких примеров – например, он берет тех ребят, которые закончили вуз. Сейчас не буду говорить, что это КиТ или не КиТ, так как это не имеет значения. И он с ними ведет отдельную программу, которая посвящена тому, чтобы научить режиссера, который заканчивает… а мы все с вами заканчиваем с «коротким метром», сделать вот эту переходную ступеньку между «коротким метром» и «полным метром». Это то, что есть сегодня.

Второе, министерство, наконец-то, услышало свои два вуза. У него всего два вуза, ВГИК, и где вы находитесь, их больше нет. И ВГИКу, и нам, слава богу, в этом году пошли навстречу, и каждый из вузов получил свой «полный метр». У нас в этом году «полный метр», у ВГИКа «полный метр», мы в мае месяце выйдем на съемочную площадку вместе с теми ребятами, из которых мы сформируем эту самую творческую команду. Я очень надеюсь, что это даст возможность определенным ребятам, которые этого достойны, а это в прямом смысле серьезный вопрос, попробовать себя уже на профессиональной площадке, на съемке совершенно нормального дебютного «полного метра».

Третий вариант, давайте так говорить, то, что мы пытаемся делать, и это касается всех наших студентов, мы ищем небольшие, давайте назовем их поляны, для того чтобы ребята начали от разговоров переходить к делу. Основная проблема состоит в том, что до определенного времени у нас идет система мышления и образования индивидуалистская, а не коллективная. Если коллективизм в сельском хозяйстве плохо повлиял, то у нас профессия абсолютно коллективистская, то есть еще не родился кто-то такой, кто может сделать кино в одиночку, все равно это продукт коллективного творческого труда. Тут нет у нас споров. У фильма каждого есть автор, и этот автор – группа, а не один конкретный человек. То есть это и сценарист, и режиссер, и оператор, и звукорежиссер, и композитор, и так далее, да?

Соответственно, мы перед собой поставили задачу придумать, каким образом мы, начиная с младших курсов, можем ребят вовлекать в эту самую деятельность, когда они должны будут сформироваться, ребята разных специальностей, в одни творческие группы и сработать на результат. У нас есть для этого два направления. Одно направление, у нас есть то, что называется учебная киновидеостудия. Мы ее сейчас повышаем в статусе, и именно на базе учебной киновидеостудии будут формироваться все студенческие работы, начиная с третьего, четвертого, пятого курса, это работы «короткого метра», естественно, пока. Это короткометражные работы, на третьем курсе будет возможность попробовать себя в более широком варианте. На четвертом курсе можно будет решению художественного совета вузаа, добиться чуть более высокого уровня, в том числе, технологического, что крайней важно. И прийти к пятому курсу, например, мы уже в этом году постараемся две работы сделать на кинооборудовании, на телеоборудовании. То есть не на Blackmagic, если уж в детали лезть, а на камерах RED с соответствующими рельсами, скайлифтами и прочими делами. Так, чтобы хотя бы две, может быть, три работы, это зависит уже от финансирования, у нас выходили в хорошем кинокачестве. И, соответственно, учебная киновидеостудия – это тот блок, который будет консолидировать работу всех наших мастерских, наших мастеров в работе над коллективным творческим проектом.

Я всегда в этом смысле привожу в пример консерваторию, где, естественно, есть мастера по скрипке, виолончели, валторне и всему – это сольные музыканты. Но есть такая специальность как оркестр, которой они объединяют всех творческих солистов, заставляя их исполнять некую ансамблевую игру, произведение в ансамбле. Наша задача, на мой взгляд, научить наших ребят, занимающихся на отдельных кафедрах у отдельных мастеров, этой самой ансамблевой игре, таким образом, чтобы они выходили в отрасль не: «А куда мне? Я закончил», – а чтобы выходили к себе домой. Просто из одной комнаты своей квартиры пришли в другую, ничего не поменялось, мы в тех же условиях, рюшечки все развешены, бантики завязаны, цветочки все те же. То есть не надо сюрпризов.

Соответственно, вторая часть – это колоссальная для нас проблема. В целом, для творческого вуза и кинообразования в целом, это организация летней производственной практики студентов, она решается очень сложно. До 700 человек мы должны выводить каждый год. Объективно это колоссальные цифры, еще не родилась та съемочная площадка, которая может поглотить эти удивительные цифры. Естественно, мы какое-то количество ребят будем и в этом году распределять. Но вы понимаете, что одна съемочная площадка может интегрировать двух, трех человек – чтобы они не кофе носили, а были помощниками режиссеров, помощниками операторов и так далее. Этих людей будет немного. Даже если мы найдем десять съемочных площадок, это 30-40 человек. Соответственно, тоже будет у нас некий конкурс из тех ребят, которые у нас учатся, на попадание в такие группы.

Мы вместе с Правительством Ленинградской области участвуем на закрытии «ПитерКиТа» 25-го числа. Мы начинаем с подписания официального соглашения между институтом и Правительством Ленинградской области о проведении летних киносмен в детских оздоровительных центрах Ленинградской области. Эта программа сегодня намного шире, но смысл следующий. У нас та команда, которая будет выезжать, будет только 10-11 человек плюс преподаватель, изначально с февраля месяца начнут готовить постановочный проект, идею. Идеи, в основном, связанные с короткометражным детским кино разного формата. В основном, это реплики каких-то популярных советских или российских детских фильмов, реплики современные. Соответственно, за три недели у ребят будет задача снять вместе с отдыхающими там школьниками два-три короткометражных фильма. Мы обеспечиваем необходимой техникой для этого, оборудованием. Возможно, ребята наши, как показала смена в «Маяке», была для Правительства области, три недели работали, они там жили, бесплатно питались, еще по 12 тысяч получили официально зарплаты, что тоже неплохо, в принципе, для наших студентов, проходящих, в основном, бесплатную практику. В данном случае, мы стараемся найти и некую материальную поддержку для них. А итогом всей этой работы, я надеюсь, мы в сентябре традиционный будем делать фестиваль студенческой летней практики с показом большого количества работ.

Одновременно идет работа над телевизионной передачей внутри лагеря, что позволяет отрабатывать те самые навыки, компетенции и так далее уже в жесткой среде, потому что в финале каждой такой лагерной смены есть родительский день, приезжают тысячи человек. Это абсолютно публичный показ. Мы привозили красную дорожку, делали большой нарядный фестиваль. Такая работа позволяет за три недели добиться очень интересных результатов.

Более того, ребята были разные, не все друг с другом дружили. И первая неделя была сложная, потом все поняли, что это не детский сад, это работа. У каждого был производственный контракт, договор. И договор предусматривал не только зарплату, но и результат этой деятельности. То есть ребята за три недели учатся работать в команде. Не потому, что я с Машей дружу или с Петей, а потому что это профессиональная деятельность, работа на результат и в абсолютно четкий срок. Заметьте, за деньги, что тоже для меня важно. Это второй уровень погружения.

Третий, у нас институт кино и телевидения. У нас сегодня на канале «Санкт-Петербург» еженедельная телевизионная программа под названием «Тепло». Более 30 студентов задействованы в этой работе. Сначала казалось, что это все легко, потом оказалось, что это нервы, слезы, крики, вопли и так далее, через это все надо было пройти. Но сегодня это канал, который выпускает еженедельную передачу, сегодня канал «Санкт-Петербург» нам подтвердил, что у них есть интерес. Антон Викторович (А.В. Смирнов – Прим.) так хитро улыбается, потому что это половина, кровь он сдает на этой программе, большое ему за это спасибо, на самом деле. Но и тут ребята работают в профессиональной среде, работают на конкретный результат, который они каждую субботу в 11.00 видят на экране эфирного, заметьте, телевидения. То есть это не интернет-канал, это эфирное телевидение. С 1 января – это 21-ая федеральная кнопка. Это очень серьезное для нашей кафедры режиссуры телевидение, и для других наших смежных специальностей очень серьезная и очень ответственная работа. И с Антоном Викторовичем надеемся, что нас поддержит сейчас руководство и из вечерней программы, у нас появится еженедельный вечерний «Молодежный курьер».

Соответственно, у нас получается три уровня профессиональной практики, которая обеспечена финансированием, что крайне важно. Финансирование, разного уровня финансирование, дает нам возможность дать ребятам возможность поработать в профессиональных группах, с профессиональной съемочной техникой и другими аксессуарами, под руководством наших педагогов, большинство из которых – люди сегодняшней профессии, люди, работающие в индустрии, самых разных специальностей.

Таким образом, вся эта программа сводится к тому, чтобы нам подвести ребят к их выпускной работе, которая тоже у нас будет, очень надеюсь, что с этого года, если не получится, то со следующего, выглядеть иначе. У нас в этом большом красивом зале будет сидеть шесть государственных комиссий, и каждая группа будет выходить, представлять свою выпускную работу. Мы будем ее все смотреть. Каждой будет комиссией выставлены оценки по своему предмету: операторская работа, звукорежиссера работа, режиссерская работа, продюсерская работа и так далее. И все вместе, уже за гранью государственной комиссии мы оцениваем фильм в целом и будем так же, как у нас есть свой спецпоказ в рамках старейшего международного фестиваля «Послание к человеку». А как уже в этом году было, одна лучшая работа будет сразу попадать в программу основного показа на этом фестивале.

Таким образом, завершая свое краткое выступление, я хочу вам сказать о том, что мы пытаемся всеми силами создать тот социальный лифт для ребят, начиная с первого курса. Соответственно, все наши усилия к тому, чтобы ребята на первом курсе получали определенную платформу, и она, как этот лифт поднималась дальше.

И в этом смысле я очень надеюсь на моих коллег и товарищей из Молодежного центра Союза кинематографистов в Москве. Очень надеюсь, что свои работы и питерские наши коллеги тоже принесут в институт. И не будет выглядеть это отдельным каким-то странным явлением, а есть два вуза в стране, один в Питере, и на отдельных платформах работает молодежная секция в Питере. Очень надеюсь, что наши выпускники вернутся к нам, и будем вместе это делать, особенно здесь. Для вас все двери открыты. Спасибо.

Студент СпбГИКиТ:

– Меня интересует очень-очень простая вещь. Этот чудесный социальный лифт, о котором вы говорите, он будет брать на свой борт студентов только очного отделения или нет?

Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино»

БУДИЛОВ В.М.:

– Знаете, что я не сказал такую вещь, я просто откровенно… Кому интересно, у меня 8-го ноября числа встреча со всеми продюсерами, если кому-то интересно, приходите тоже туда, я вам все подробно расскажу. Я там распалюсь, расскажу вам все, ладно? Это касается и вечернего, и заочного, и даже наших высших курсов.

(Аплодисменты).

ИВАНОВ О.В.:

— Я могу сказать, что сколько существует кинематография, столько существует вопрос подготовки кадров, образования в кинематографии. При этом, такое чувство, что все вузы очень далеки от реальной жизни. И в больших индустриях, допустим, в какой-нибудь энергетике или нефтедобыче, существует системное отношение между теми, кто заинтересован в кадрах, то есть между корпорациями и вузами. То есть, эти большие корпорации в состоянии вытаскивать систему образования на такой уровень, который им предоставляет эти самые кадры, который нужен. Они в данном случае всегда выступают в качестве заказчика напрямую. И они финансируют те или иные кафедры или тех или иных людей для того, чтобы эти кадры просто постоянно попадали в отрасль.

В крупных отраслях это система. В кинематографии и в телевидении, к сожалению, такой системы нет. Потому что отрасль очень маленькая, ее трудно вообще разглядеть, если говорить о масштабах занятых людей и количестве денег, которые существуют в кино и в телевидении, это очень небольшие деньги. И поэтому вузы практически не получают этой самой прямой системной поддержки от рынка.

В этом вы, наверное, знаете, еще есть проблема, что либо человек в поле снимает, монтирует, либо в вузе. А так, чтоб совмещать, это крайне сложно. Вы себе представляете действующего режиссера, который то сценарий готовит, то реально сидит на съемочной площадке, и тут вдруг – раз, и этот режиссер пошел читать в каком-то вузе? Это уникальные ситуации, когда эти люди, их очень немного, которые могут совмещать. И когда Виктор решался прийти в качестве заведующего кафедрой сюда, я спрашивал его: «Ты уверен? Зачем?» Это же серьезное решение. Просто работая конкретно в отрасли, решиться на то, чтобы свое время, свои усилия выделить на то, чтобы заниматься системой образования! При этом, я думаю, что даже если треть сбудется из того, что сейчас планируется, я считаю, что это будет уже серьезная подвижка в том, что касается подготовки продюсеров. Ты можешь публично сказать, зачем, какая цель у тебя?

БУДИЛОВ В.М.:

– А вы что хотели спросить? А то он хочет, чтобы я сейчас тут встал на колени и клялся, и бился головой. Это как Цекало Саша, его спросили, что это такое, говорят: «А вы уверены в этом?» Он упал на колени и стал биться, говорит: «Хотите – верьте…» Я просто не актер, я так не умею.

Для чего мне это нужно? Это, конечно, хороший вопрос. Вы знаете, какая штука? Просто когда ко мне ректор пришел… Отвечу на этот вопрос, потому что он для меня важный. Не знаю, насколько для вас, но для меня он важный.

Когда ректор меня позвал, Александр Дмитриевич, говорит: «Слушайте, смотрите, ситуация такая, что приходят люди и уходят, приходят и уходят». Имея в виду людей индустрии, которые приходили в институт и уходили. Мне стало любопытно, я своих исполнительных продюсеров, которые в год снимают, бывает, и восемь картин, собрал всех и спросил: «Ребята, а как у нас со студентами, выпускниками КиТа или ВГИКа и так далее?» От всех услышал одну и ту же историю о том, что люди, и это нам в минус, на самом деле, приходят неподготовленные. Люди выходят из институтов в другую жизнь.

Я вспомнил, как в советское время говорили: «Вы что закончили? Политехнический институт? Отлично! Забудьте его вместе с названием, теперь мы начнем вас учить!» Постольку поскольку было распределение, три года у людей были, они три года ездили на картошку и учились при этом профессии.

Мы с вами живем в другое время, мы не можем себе позволить такого. Мы не можем себе позволить выйти из института, не взяв из него максимум, не выжав, не знаю, с Геворкяна Карена Саркисовича максимум, что из него можно выжать. Из него надо выжимать, из нас надо все это выжимать. Поэтому, я когда принимал такое для себя очень непростое решение, потому что действительно мне приходится вечерами и ночами работать в студии, а днем приезжать в институт. Но хотите – верьте, хотите – нет, у меня тоже есть какая-то некая социальная миссия своя. Мне очень хочется, чтобы все эти ребята, которые к нам приходят с открытой душой и сердцем, чтобы мы им дали в руки профессию и в хорошем смысле ремесло. И это не пустые слова, я для этого пытаюсь все это и делать. И привлекать наших коллег, и биться вместе с Антоном Викторовичем за «СПбГИКиТ-Дебют» и так далее, за все эти лагеря, которым иногда кажется, что мне очень по душе именно эта история. Я просто не вижу другого пути, как разными-разными шажками нам подойти к тому, чтобы вы приходили в отрасль и чувствовали себя там дома. И мы для этого будем делать все, что для этого возможно, мне только это интересно. И если через несколько лет я увижу на выпускных экзаменах то, о чем я сейчас рассказываю, я увижу какие-то реальные работы, светлые лица, горящие глаза, не у вас, у Карена Саркисовича либо у коллег, и они скажут: «Да, ребята, это кино!»…

Последняя реплика, я извиняюсь. Я приехал в «Артек», сейчас был большущий семинар, там более тысячи человек со всей страны руководителей так называемых пионерских лагерей. И руководители отделов образования, тоже со всей страны. Представляете, больше тысячи человек во главе с министром образования, целым аппаратом! И нам дали слово, дали полчаса, за что спасибо им большое, всем дали по 15 минут. И мы показали им просто ту работу, которую наши ребята на два фотоаппарата снимали в «Маяке», в этом лагере, летом. И получилась такая история. Была масса скептицизма. Слушайте, Год кино, и все эти киносмены, и мы все чего-то снимали. И потом меня посадили в жюри видеосмен самого «Артека». Я говорю: «Я ничего не могу говорить, я вам просто покажу». И когда тысячная аудитория, что, честно говоря, для такого кино – перебор большой… Ко мне подошли люди и сказали: «Знаете, что? Мы сходили в кино». Я говорю: «Для меня это вполне нормальная оценка того, что мы пытались сделать». То есть это, может быть, наивно, это, может быть, не столь качественно, как бы хотелось, но люди, просто зрители, подошли, эти самые директора лагерей и так далее, и говорят: «Слушайте, полчаса мы сходили в кино». Я говорю: «Вот, ребята, и в этом разница».

Карен Саркисович и все коллеги, кто меня слушает в зале, наша задача – чтоб мы с вами смотрели в этом году и следующем выпускные работы и сами себе сказали: «Коллеги, мы сходили в кинотеатр. Мы сходили в кино». Мы увидели кино как драматургическое произведение, как произведение режиссера, оператора, звукорежиссера. У нас теперь есть композиторы, слава богу, вместе с Консерваторией. А кто вчера была у Таранова на мастер-классе? Как было, честно скажите, просто мне интересно.

(…)

– Классно! Да, супер! Мы его обязательно позовем, это наш товарищ теперь, они с нами работают, и ребята очень увлеченные, композиторы. Супер! Кстати, у нас в понедельник, завтра, Андрей Сигле приходит, немножко другая презентация о работе с музыкой в кино, но это тоже очень большой композитор, серьезный, работающий с очень серьезным, в том числе, с авторским кино, что интересно. Всех зову, приходите на этот мастер-класс, интересно будет. Завтра обязательно буду.

Поэтому наша с вами задача – прийти к пятому курсу, открыть глаза, загореться, сказать: «О! У нас 10 работ, 20 работ, и это кино. Это не учебная работа, это кино». Вне зависимости ни от чего. Как-то, кто-то за кино.

Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино»

ИВАНОВ О.В.:

– Спасибо. (Аплодисменты). Спасибо большое. На самом деле, я и рассчитывал на какой-то честный ответ, потому что мотивация, мне кажется – это самое основное, что имеет смысл узнавать, когда речь идет о каких-то проектах.

При этом все время как-то говорят, что кинематография не развивается, потому что денег мало. Поскольку я понимаю, как какие-то проекты стартовали, и как они были реализованы, считаю, что если существует проект с большой буквы, то вопроса с финансированием этого проекта практически не существует. За исключением гигантских проектов, когда нужны очень большие деньги. Очень больших денег найти на кино сложно. А сделать проект – это самая основная проблема, с которой сталкиваются люди, то есть именно этому нужно учиться. И то, что касается того, о чем мы сегодня говорили, питчинги, мы – очень подвижные люди, и на звонок друг другу очень быстро откликаемся, если есть классные идеи, когда видно энергетику, когда видно людей, когда видно, что, для чего и каким образом они собираются делать. Поэтому это живое, то есть такое, что касается отношения к профессии и какой-то подвижности, этого мы ждем от молодых ребят. На это мы, в первую очередь, реагируем, и не только мы, а еще значительное количество наших коллег.

Я пригласил вместе с Димой Алексея Петрухина в конкурс питчинга в Якутске, когда сейчас был очередной международный кинофестиваль якутский. Мы там решили провести питчинг, в Якутии, где холодно, где живет мало людей на огромной территории, особое такое пространство…

И когда Петрухин приехал, они увидели победителей, тех, кто представлял свой проект, и они там же приняли решение выделить 3 миллиона рублей на то, чтобы завершить этот проект. Эта подвижность, она свойственна нам, и мы бы хотели, чтобы это же было свойственно дебютантам. Антону хочу слово предоставить, своему коллеге.

СМИРНОВ А.В.:

– Спасибо. Я, на самом деле, хочу быть очень краток, предельно краток, потому что я сюда пришел с одной целью – услышать вас. И я для этого хочу продолжить ту мысль, которую в самом начале сказал Олег Валентинович, о некоем горизонте планирования. И поэтому я хочу вас спросить. Смотрите, мы, «СпбГИКиТ-Дебют», начали работать 10 месяцев назад. За эти 10 месяцев мы запустили уже еженедельную передачу, которая выходит на канале «Санкт-Петербург», которая полностью делается руками наших студентов и головами студентов. Мы для нее создали специальную выпускающую студию, там стоят компьютеры, там делается цветокоррекция, там пишется звук. Мы договорились с арендой техники под нее. Полностью сформировали настоящий коллектив. А поверьте, выпускать еженедельную эфирную передачу крайне сложно, но мы это сделали в эти десять месяцев. И мы еще выиграли грант на нее. То есть мы не делаем бесплатно, мы не делаем за деньги института, то есть у нас это самоокупаемый проект.

Второе, это то, что мы отобрали и подали два полнометражных дебютных проекта на конкурс Министерства культуры, и один из них прошел конкурс, и мы сейчас войдем в подготовительный период.

Третье, это мы отобрали и подали на конкурс Министерства культуры шесть неигровых фильмов, часть из них научно-популярных, часть документальных. Мы сейчас ждем, какое количество из них мы будем запускать.

И теперь, собственно, вопрос, который я хотел вам задать. Что следующие 10 месяцев мы должны сделать вместе с «СпбГИКиТ-Дебютом» для того, чтобы расширить и продолжить наше сотрудничество? Да, мы еще собираемся на базе нашего «СпбГИКиТ-Дебюта» создать профессиональную дистрибьюцию для распространения наших фильмов на кинофестивалях, организовать правовую поддержку, понять, что мы делаем с правами создаваемых нами фильмов. Что в эти десять месяцев вы хотите, чтоб мы вместе с вами сделали, в ближайшие десять месяцев, кроме того, что мы уже начали делать?

ИВАНОВ О.В.:

– Это, как я понимаю, вопрос в зал. И поэтому я прошу кого-нибудь в зале ответить сейчас на этот вопрос.

НИКИТА:

– Здравствуйте! Никита, продюсер, первый курс.

БУДИЛОВ В.М.:

– Он – генеральный продюсер первого курса.

Круглый стол «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино»

НИКИТА:

– Я думаю, было бы здорово продолжать делать то, что уже говорилось сегодня, делать полнометражное кино и привлекать к этому студентов. Мне кажется, это было бы очень здорово. И мне очень нравится то, что говорил Виктор Михайлович, что с первого курса ребят пытаются объединить в съемочные группы. И было бы здорово, если бы полностью студенческие группы с самого начала снимали уже большое кино. Я не знаю, если честно.

БУДИЛОВ В.М.:

– Мы так и будем делать. Но я вам скажу, я вам по секрету скажу, просто Антон Викторович не знает. За бортом «СПбГИКиТ-Дебюта», этого предприятия, пока остались, два направления деятельности, которые мы должны привлечь. Я не знаю, тут есть ребята, которые режиссеры мультипликации, нет? Видите, нет никого. А, вот они! Они там, на галерке. А они должны быть в первых рядах. То есть мы встречались с кафедрой мультипликации, совершенно замечательные идеи у нас всякие родились, и я думаю, что мы как раз в ближайшие месяцы начнем реализовывать.

А второе, мультимедийные у нас есть режиссеры здесь? Тоже негусто. Заметно, да? Они не работают с «СПбГИКиТ-Дебют», у вас нет программы по мультимедиа и мультипликации, поэтому так мало. За год сделаем, они все сидеть будут. Вот, собственно, все идеи. Потому что у нас, плюсом к тому, что есть еще программа, еще кино, и обязательно мультипликация и мультимедиа.

СМИРНОВ А.В.:

– Спасибо. Я просто думал, что, может быть, мы еще можем не только для студентов наш продюсерский центр использовать, я отвечаю на вопрос, который прозвучал, только ли студенты очного отделения и заочного. Я считаю, что наш продюсерский центр может вырасти до размеров некого бизнес-инкубатора, где мы могли бы предоставлять комплексную поддержку всем проектам начинающих кинематографистов, не только, конечно, студентам нашего института, а, в целом, выпускников. Потому что мы обладаем всем необходимым комплексом ресурсов для того, чтобы эти проекты подготовить, найти на них финансирование, довести их до состояния того кино, которое мы будем смотреть, в том числе, на этом замечательном большом экране.

ИВАНОВ О.В.:

– Спасибо большое. Организаторы этого круглого стола подумали, это чем-то должно завершиться. И подумали о том, какие все-таки предложения и мысли следует зафиксировать. Это очень непросто. Потому что, в принципе, взять какие-нибудь идеи и облечь их в какую-то более-менее удобоваримую форму, чтобы потом использовать – это большой труд.

Смотрите, одна идея, например. 26 фильмов поддержано в этом году Министерством культуры, дебютов. Почему бы не предложить Министерству культуры сохранить существующий уровень и в следующем году? Чтобы не 4 фильма, а тот который, по крайней мере, сейчас достигнут. 26 полнометражных картин – это очень приличная цифра, это уже объем, и это то, что принесет рано или поздно, через некоторое время, свои плоды. Я прошу Дмитрия Якунина два первых пункта посмотреть, он умеет блестяще формулировать. Мы сейчас послушаем, получилось у него на этот раз или нет (текст Резолюции по итогам круглого стола – в финале Стенограммы, прим.)

ЯКУНИН Д.:

– Если можно, я просто в конце наших выступлений, хочу ребятам, которые снимали «28 панфиловцев», дать слово. Вообще, в этом году мы провели такой фестиваль «Будем жить!» в Москве, московский фестиваль, и там было 10 фильмов в программе, причем участников и «Кинотавра», и «Окно в Европу», очень крупных, больших фильмов, полнометражных. Первые три месяца, точнее, два места и приз председателя жюри фестиваля Александра Анатольевича Ширвиндта, завоевали питерские работы, питерские дебютные работы. Первое место взял Александр Тютрюмов с фильмом «Искушение».

Второе место завоевала Ксюша Баскакова с фильмом «Птица». К сожалению, Ксения не смогла к нам приехать, очень хотела. И фильм «Иван», режиссер Алена Давыдова, замечательно спродюсированный Светланой Кармалитой и Алексеем Германом-младшим.

Но мы говорим о фестивалях, фестивальных успехах, но и есть замечательные ребята, которые делают большое прокатное кино – «28 панфиловцев». Я думаю, что они сами расскажут.

КОКИН АРТЕМ:

 — Здравствуйте! Меня зовут Артем Кокин. К сожалению, Андрей Шальопа просил извиниться, он не сможет сегодня присутствовать. Я – военно-исторический консультант проекта и начинающий сценарист. Сейчас мы запустились с полнометражным художественным фильмом «Сталь».

Скажу вот что. Я сегодня сидел, слушал. И такой взгляд со стороны, потому как я – военный историк, и в кино я работаю только в узконаправленной специфике, я слежу за тем, чтобы на картинке было не стыдно за то, что нам показывают на экране, выдавая это за какое-то историческое кино. И вы сегодня сказали, что кино – это маленькое совершенно, с материальной точки зрения, направление. Наверное, для кого-то, как говорится, суп жидок, а для кого-то жемчуг мелок. И вы говорили о том, что должны гореть глаза, и вы ищете именно таких людей.

Вот наш пример. Собственно, идет вразрез со всеми этими условиями. Потому что с 2009 года Андрей Шальопа, человек с очень горящими глазами, искал финансирование, и все его футболили, говорили ему, что война – зрелищная тема. И, собственно, до 2013 года мы бились головой об стену, мы работали на энтузиазме, вообще бесплатно. Потом мы сняли маленький ролик. И вдруг его выложил Дмитрий Goblin Пучков, огромный резонанс! Нам дали на краудфандинге 7 миллионов за неделю. И мы сняли второй кусок фильма, после этого нас, видимо, стало невозможно не замечать.

Когда мы собрали 34 миллиона рублей (нисколько не хвалюсь, а просто факт), мы пошли вразрез вообще всей сложившейся системе нашего кино. И вы знаете, я могу сказать, что мы с большим количеством людей встречаемся, люди просто хотят честного кино о войне. Им надоели эти авторские взгляды. Собственно, очень хочу надеяться, что нам удалось снять кинофильм, который будет не стыдно показывать детям, который вообще останется в истории. Вот, собственно, и все.

А сейчас мы запустились уже без Андрея Шальопы, собрались, опять же, молодые кинематографисты. На выходе лежат проспекты. Мы запустили фильм «Сталь» о героях-танкистах 1941 года. И мы также начинаем биться головой об стенку, как и с «28 панфиловцами». Поэтому мы очень хотим надеяться, что «Панфиловцы» выступят своеобразных ледоколом, и все увидят, что можно делать иначе и идти другим путем. С 24 ноября прокат. Пожалуйста, приходите в кинотеатры. Я надеюсь, нам удастся собрать кассу. Потому что фильм посмотрел наш Президент с Президентом Казахстана, мы получили очень хорошие отзывы. Путин сказал, что такие фильмы нам нужны. Поэтому очень хочется надеяться, что мы будем такой своеобразной первой ласточкой в этом направлении.

ИВАНОВ О.В.:

– Спасибо. Всем участникам спасибо за участие в этом круглом столе и всем слушателям. Через буквально несколько минут здесь же начнется питчинг. Приглашаю.

Участниками круглого стола составлена Резолюция, которая будет направлена в Министерство культуры РФ, Фонд кино и другие организации.

Резолюция по итогам круглого стола «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественного кино»

  1. Считать целесообразным сохранение текущего уровня поддержки кинодебютов Министерством культуры Российской Федерации на уровне не менее 26 проектов в год;
  1. Одобрить идею создания Кинокластера (Бизнес-инкубатора) для молодых кинематографистов. Совместно с руководством СпбГИКиТ инициировать разработку проекта для выпускников и студентов ВУЗа;
  1. Поддержать идею создания интернет-ресурса для молодых кинематографистов и профессионального киносообщества с целью размещения актуальной информации о кинофестивалях, конкурсах, грантах, базой отобранных экспертными советами студенческих проектов, правовой информацией. Консолидировать на данном ресурсе базу данных молодых кинематографистов, в том числе, с размещением шоурилов и профайлов;
  1. Использовать уникальный опыт СпбГИКиТ как инновационного подхода к кинообразованию по организации киносмен в детских образовательных центрах. Обратиться в Департамент образования Министерства культуры РФ о распространении данного опыта в регионах России;
  1. Признать успешной практику проведения питчингов молодых кинематографистов, как неотъемлемого элемента системы интеграции дебютантов в профессиональном сообществе. Подготовить обращение в федеральные и региональные органы исполнительной власти о системной поддержке питчингов дебютантов.
  1. Разместить фрагменты стенограммы круглого стола «Роль молодых кинематографистов в развитии отечественной киноиндустрии» и текст Резолюции на сайтах www.unikino.ru, gukit.ru, www.moviestart.ru,

23 октября 2016 года, Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять