MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Альбина Нафигова, организатор форума для молодых кинематографистов «Время кино»: «Активность кинематографистов в регионах значительно возросла»

Альбина Нафигова, организатор форума для молодых кинематографистов «Время кино»: «Активность кинематографистов в регионах значительно возросла»

Казань займет свою нишу в календаре российских питчингов. Создатели форума «Время кино» всерьез намерены воспитать свое поколение сценаристов, режиссеров и киножурналистов. Подробности рассказала в эксклюзивном интервью порталу «События» главный идеолог и организатор форума Альбина Нафигова. 4, 5 и 6 апреля 2017 года в Казани состоится III Всероссийский форум «Время кино». Предыдущие два форума проходили в…

Казань займет свою нишу в календаре российских питчингов. Создатели форума «Время кино» всерьез намерены воспитать свое поколение сценаристов, режиссеров и киножурналистов. Подробности рассказала в эксклюзивном интервью порталу «События» главный идеолог и организатор форума Альбина Нафигова.

4, 5 и 6 апреля 2017 года в Казани состоится III Всероссийский форум «Время кино». Предыдущие два форума проходили в качестве параллельной программы Казанского международного фестиваля мусульманского кино. В 2017 году организаторы форума решили проводить его дважды в год — весной и осенью при поддержке Министерства культуры Татарстана, Молодежного центра Союза кинематографистов РФ и ГБУК РТ «Татаркино».

III Всероссийский форум «Время кино» в апреле будет работать по трем направлениям: «Питчинг кинопроектов» (регионы России), «Конкурс киносценариев» (Республика Татарстан) и «Киножурналистика» (Казань). Эти направления призваны воспитать новое поколение продюсеров, кинорежиссеров, сценаристов и кинообозревателей.

— Альбина, как и почему возник форум «Время кино»?

— Форум «Время кино» вызрел из создающейся ситуации и фестивальной активности в нашем городе в рамках Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Стало понятно, что международный охват — это одна ниша, а местная кинопродукция — другая. Есть некий пласт, который нуждается в поддержке: это региональное, малобюджетное, независимое дебютное кино. Россия — страна большая, и есть снимающие регионы. На тот момент, когда форум только начинался, активность в этих регионах тоже была на стадии развития. На сегодняшний момент она возросла.

— Но уже до существования форума «Время кино» на КМФМК заявлялось немало фильмов такого формата.

— Да, и качество их стало выше намного. Например, в прошлом году из Кабардино-Балкарии ученик Сокурова (советский, российский кинорежиссёр и сценарист, заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета, — Ред.) прислал очень интересную, самобытную и крепкую работу. И таких работ было несколько. Но дело в том, что международный конкурс предполагает и международную географию. И скажем, если мы будем заполнять короткометражным кино (а больше всего заявок именно в коротком метре, что объясняется и бюджетными соображениями, да и в принципе формат молодым как-то более приятен, с него легче начинать), для этих фильмов в международном конкурсе будет катастрофически не хватать места. А они были достойны не только зрительского внимания, но и оценок критиков и журналистов. В итоге была сформирована номинация «Россия молодая». И вместе с форумом «Время кино» они придали абсолютно новое дыхание фестивалю. Потому что форум начался со съемок фильма. И в первый год мы просто доказали, что за 7 дней можно что-то снять, чтобы собрать зал и выдать ту реакцию, на которую был нацелен жанр. Между прочим, это короткометражка «Пленка» — первый в истории Татарстана фильм ужасов, и зал испугался. Оценивать его с точки зрения художественных или каких-то профессиональных навыков можно бесконечно, как и многие высокобюджетные фильмы, к которым и у зрителей, и у критиков много вопросов. Это была попытка осуществить лабораторию кинопроизводства. На следующий год было решено пойти дальше. Потому что 300 фильмов проходит всего в конкурсе и внеконкурсе КМФМК, зрительское внимание рассредоточено, журналисты иногда просто плачут, как нам все это посмотреть. Мы стараемся, чтобы и журналисты, и зрители понимали заранее, куда им лучше пойти, а эта лаборатория стала нуждаться в более пристальном внимании. И после того, как мы с коллегами стали изучать региональный кинорынок и узнали про «якутский бум», мы открыли для себя, что якутов за пределами их собственной республики в региональном прокате обходят Бурятия и Иркутск. Якуты всего на пятом месте. А мы этих фильмов не видим у себя в Татарстане. Причем фильмы-то вполне себе зрительские. То есть, не с глубинными смыслами, где надо искать точку зрения автора и находить корреляцию своей души с ними, а в принципе — прийти и посмотреть. То есть, они зрительские, массовые. Это комедии, зомби-апокалипсисы. И надо же было такому случиться, что в Казани параллельно со всем этим на краундфандинге собираются деньги на собственные проекты и ребята полностью проходят этот путь от сбора средств самостоятельно до получения прокатного удостоверения. Это тоже очень болезненная тема для молодых кинематографистов, потому что многие приходят в кинотеатр со словами: «А покажите мой фильм», а кинотеатр спрашивает: «А прокатное удостоверение у вас есть?», на что слышит: «А что это?» даже от профильно обученных людей.

Мы решили создать предпосылки независимого кинематографа в Татарстане, развить их, поддержать, и не только на базе одного кинотеатра «Мир», но и других кинотеатров «Мир», которые существуют по России. Самым посещаемым проектом в кинотеатре «Мир» и подобных ему кинотеатрах оказались короткометражки. То есть, мы взяли единицу присутствия зрителя на один сеанс. И самым популярным по этой шкале измерения получилось именно короткометражное кино.

— То есть, форум «Время кино» — это форум короткометражек?

— Форум будет иметь прицел на короткий метр, но не будет зацикливаться на нем. На сегодняшний момент в Казани снимается много короткометражных фильмов. Их можно сверстывать в единые альманахи. Татарстанские шорты были показаны в прошлом году в Хакасии. В ближайшее время мы их пристроим в Нальчик. Они также были представлены на региональном кинорынке в конце года, который был организован «Кинопоиском». Пока эти альманахи можно показывать в сети кинотеатров, подобных «Миру», а потом подключиться могут кинотеатры, которые развиваются Фондом кино через гранты. Это те кинотеатры, которые ремонтировались в городах с населением менее 100 тысяч. В Татарстане таких кинотеатров было очень много. Поэтому форум будет поддерживать любые инициативы (короткие или полнометражные) на момент их созревания в виде идеи и формировать питчинговую культуру («Питчинг» — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект, — Ред.). Вот уж совершенно не тронутая в Казани тема! Что такое питчинг, мало-мальски знают, а как же туда прийти, с чем и как себя применить, об этом, оказывается, мало, кто знает. Мало, кто знает, что по России питчинги идут практически ежемесячно. У нас два кинематографиста ездят периодически на 2 вида питчинга, это одни и те же люди, одни и те же питчинги. Это Рахимбай и Москвин (выпускники кафедры кино КазГИК, — Ред.). Так вот, всю эту тусовку мы привозим в Казань. И тем, кто никогда не был на питчингах, нужно прийти и посмотреть, что это такое, попробовать себя. Потому что туда приезжают очень интересные люди. Также к ним присоединятся кинематографисты, которые изучают и ищут таланты в регионах. И если все сложится удачно, к нам приедут представители Фонда кино, в функционал которых входит также развитие регионов. Казань в календаре питчингов должна занять стабильное место, потому что на сегодняшний момент только при господдержке у нас в производстве в той или иной стадии 11 фильмов игровых. И они должны пойти к зрителю.

— Кто примет участие в нынешнем форуме «Время кино»?

— Точно приедут представители Башкортостана, Чечни, Ярославля, Иркутска. Из Иркутска приедет кинорежиссер, который весьма успешно показал себя в региональном прокате, они там собрали более 20 миллионов рублей. У нас в прокате этого фильма еще не было. И мы хотим для старта взять два татарстанских фильма и два фильма из других регионов. Обкатать их в Казани, посмотреть, как это работает, применить те PR-технологии, которые использовали эти ребята, которые свои фильмы создавали у себя в регионе. А также применить PR-технологии, которые имели успешный опыт в мировой практике.

— Какие это фильмы?

— Башкирский фильм «Из Уфы с любовью», это полнометражная игровая романтическая комедия. Сделан он при господдержке. Мы возьмем полнометражные фильмы, потому что короткие, если и будем брать в прокат, то в виде тематических или фестивальных альманахов, которые мы представляем обычно в кинотеатре «Мир»: Future-shorts, Oskar-shorts, comedy-shorts, love-shorts. По сути, взять работающую кальку и наложить ее на региональный кинематограф. Иркутский фильм «Похабовск». Это комедия, которая собрала хорошую кассу в Иркутской области и Забайкалье, и еще много, где. Посвящена злободневной теме выборов. И два фильма, которые были сняты в Татарстане: один — при господдержке, это «Неотосланные письма», но он пойдет чуть раньше, чем форум, в качестве превентивной меры. А по следам форума мы возьмем в прокат фильм, который был показан один раз практический закрытой премьерой, это фильм «Зомби-апокалипсис». Все 4 работы — жанровые. То есть, с четкой понятной моделью для зрителя. И нам интересно, как зритель среагирует на ромком из Башкирии, на комедию из Иркутска и на два фильма, совершенно разных по настроению, из Татарстана.

— Кто организовывает форум «Время кино», и каким образом?

— В данном случае форум, выделившийся в эту весеннюю площадку, демонстрирует единение совершенно разных структур. Министерство культуры РТ является основным учредителем на сценарном конкурсе. Сценаристы зачастую не знают, где и как пробиться в кино. Наш форум и становится этой коммуникативной площадкой.

В числе организаторов форума ГБУК РТ «Татаркино», кинотеатр «Мир», молодежный центр Союза кинематографистов РФ. И будут еще такие партнеры, на которых мы очень рассчитываем, которые уже положительно отнеслись к нашему проекту. Это Высшая школа журналистики КФУ, на их базе будет отдельная площадка форума, посвященная киножурналистике. Это очень интересный будет пласт форума.

— Кто и как может принять в форуме участие?

— Вхождение в питчинг казанского форума возможно на любом этапе существования проекта молодого режиссера: снимает он или только хочет начать собирать команду, или у него уже съемочный процесс прошел. Для питчинга желанны все. Мы хотим продемонстрировать людям, которые ходят и раздают деньги на других питчингах, о том, что в Казани существует эта креативная кинематографическая аудитория.

— Как можно заявиться?

— Можно заявиться в группе «Время кино» во «ВКонтакте», а разыскать саму заявочную платформу можно на сайте кинотеатра «Мир» в Казани и на сайте «Татаркино». Еще эта информация будет распространяться по всем площадкам наших партнеров. О создании собственного сайта форума мы, конечно, думаем, но нам бы хотелось, чтобы практическая завязка произошла быстрее, чем ее интернет-платформа. И скорее всего, мы так и поступим по результатам проведения. Потому что осенью мы хотим его закрепить уже с участием кинопоказчиков, и там уже будет нужна эта форма сайта.

— Какие будут мастер-классы и где они пройдут?

— Вообще, будет три направления. Мастер-питчинг будет проходить для тех, кто уже реализовал свой проект, либо на стадии выхода в прокат, либо после выхода в прокат. Приедут люди и покажут, как себя презентовать, чтобы собрать команду, найти инвестиции, быть убедительным, и что у них из этого получилось. То есть, продемонстрировать готовые модели успеха. Кроме того, будет заключительный питчинг, где будут представлены уже те, кто заявился, и те, кто получит определенный набор знаний: календарь питчингов в России, какие фестивали дают реальный шанс фильму быть показанным, завоевать призы, кое-где и денежные. Какие питчинги на что ориентированы. Как именно проводятся питчинги и для чего это нужно. И по составляющим разложены рекомендации, как идею превратить в презентацию. Эти мастер-классы по питчингу будут полезны и сценаристу, и режиссеру и продюсеру. Что обычно и делают продюсеры, когда пытаются выбить госфинансирование под проект? Собираются и атакуют один источник. А источников других много. И можно получить господдержку, а добрать еще из других источников.

intervu1

Сценарная мастерская будет происходить на базе кинотеатра «Мир», там же будут идти показы. Сценарии у нас будут разбирать, и доводить «до ума» Юсуп Разыков и Илья Рубинштейн. Оба человека имеют хорошую практику для сценаристов в том плане, что не надо бояться участвовать в каких-то проектах, которые просто помогают зарабатывать деньги и оттачивать мастерство. То есть, мы не делаем ставку на медийных персон, на которые просто соберется весь пул татарстанской журналистики. Проект делается не для этого. Он делается для того, кто постоянно работает в этой сфере, подсказал сценаристам, с каким сценарием куда идти, в какие сообщества вступать, где искать поддержку и единомышленников, найти своего режиссера.

Киножурналистика тоже очень обожаемая нами область, которую нужно развивать. Когда пресса будет приглашаться молодая, которая учится на киножурналистике, для написания рецензий, отработки навыков, которые они будут получать, а профессиональная пресса будет принимать участие в обычном режиме, как на пресс-показах. Каким бы ни был фильм, человек, который является кинообозревателем и киножурналистом, должен быть профессионалом. А это значит, обозначить сильные стороны, на которые нужно ориентироваться этому же самому режиссеру и другим, ему подобным. Нужно поддерживать фильмы, которые будут держать отрасль. Как почва, плодородный слой для цветов. Чтобы непрерывный поток кинопродуктов шел в залы и приучал зрителей в эти залы ходить. Когда раз в 10 лет снимается фильм за достаточно большую сумму для бюджета республики, не он развивает отрасль, а эти маленькие много фильмов. Их нужно поддерживать, и прежде всего — журналистам.

— До какой даты принимаются заявки на участие?

— До 10 марта надо заявиться по всем трем направлениям. Сценарии и питчинги — до 10 марта, киножурналистика пролонгированный срок имеет, потому что там достаточно одного желания. Время есть, но его немного.

Источник: http://sntat.ru/kultura/49008-albina-nafigova-my-khotim-sobrat-zhivuyu-plot-nashego-kino

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять