БЕЛЫЕ СТОЛБЫ – 2017: XXI фестиваль архивного кино
«Белые Столбы» – единственный в России фестиваль архивного кино, который ежегодно проводится одним из крупнейших киноархивов мира – Госфильмофондом России. В этом году помимо материалов из нашей собственной коллекции, мы представим фильмы из собрания архива «Гомон» (Париж), Французской Синематеки (Париж), «Джордж Истмен Хаус» (Рочестер, США), Литовского центра кино (Вильнюс), РГАКФД, ВГИКа.
В 2017 году невозможно пройти мимо юбилея Революции. Мы решили отказаться от канонического набора историко-революционных фильмов и вместо традиционной обоймы картин Эйзенштейна, Ромма и т.д. посвятили нашу программу теме мировых революций. Два фильма о российских революционерах сняты еще… до революции. Это американская мелодрама «Казацкая нагайка» (1916) Джона Коллинза и загадочная русская картина «Заря русской революции» (1913), авторство которой неизвестно, так как снималась она подпольно и предназначалась только для заграничного проката. Конечно, не обойтись и без Ленина, но и в «лениниане» можно обнаружить вещи неожиданные. «Шестое июля» (1968) Юлия Карасика вопреки всем прогнозам стал одним из лидеров проката, обогнав такие популярные фильмы, как «Служили два товарища» и «Доживем до понедельника». А в забытой картине Ильи Ольшвангера «На одной планете» (1966) вождя мирового пролетариата сыграл Иннокентий Смоктуновский. Мы сталкиваем кинематографические эпохи и стили – и показываем сразу двух «Дантонов», немую картину Дмитрия Буховецкого 1921 года с великими актерами немецкого кино Вернером Краусом и Эмилем Яннингсом и французско-польский фильм Анджея Вайды, снятый в 1983 с Жераром Депардье в заглавной роли. И еще одна революция – воображаемая, пародийная – представлена в искрометной черной комедии Луи Маля «Вива, Мария!» (1965): в роли революционерок-стриптизерш снялись Брижит Бардо и Жанна Моро.
Еще одна ключевая рубрика XXI фестиваля – «»Игровики» снимают документ»: документальные картины выдающихся мастеров игрового кино. На фестивале будет показан, быть может, самый редкий фильм Григория Чухрая «Память» (1969) – уникальная для советских 1960-х годов лента о психологических последствиях Сталинградской битвы. Две неигровых работы Григория Александрова – «Интернационал» (1932) и «Каспийцы» (1944) – несправедливо остались в тени его музыкальных комедий. Александр Аскольдов считается режиссером одного фильма «Комиссар», но и его документальная картина «Судьба моя – КамАЗ» (1974) – вещь яркая и неожиданная. Неисправимый формалист Сергей Юткевич умудрился создать авангардное произведение даже в жанре очерка о визите Н.С. Хрущева во Францию – фильм-коллаж «Встреча с Францией» (1960). В рубрике также будут показаны работы Александра Медведкина, Фридриха Эрмлера, Арунаса Жебрюнаса и других.
В 2017 мы продолжаем показывать студенческие работы 1930 – 1970-х годов: в прошлом году эта рубрика стала одной из самых успешных. На этот раз в программе – диплом Геннадия Полоки «Жизнь» (1958), учебная работа Вадима Абдрашитова «Репортаж с асфальта» (1971) – обе картины лишь недавно переданы в Госфильмофонд и отреставрированы специально для фестиваля. В «Последнем листе» (1959) Джеммы Фирсовой дебютировала звезда 1960-х Лариса Кадочникова и сыграл главную роль юный Отар Иоселиани. В «Рассказе о говорящей собаке» (1966) Виктора Титова уже чувствуется сюрреалистический крен его главного хита «Здравствуйте, я ваша тетя!» Будут в программе и картины, в свое время громко прозвучавшие, а ныне основательно забытые: изысканный «Колодец» (1967) Дмитрия Крупко; злая сатира на обывателей, подверженных стадному чувству, «Адонис XIV» (1977) Бако Садыкова; а также «Тени на тротуарах» (1960) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова – памфлет, бичующий хулиганов, алкоголиков, нищих, фарцовщиков, а заодно стиляг, богемных девиц и даже джаз. Кроме того, мы покажем студенческие работы Льва Кулиджанова, Якова Сегеля, Василия Ордынского, Генриха Оганисяна, Гунара Пиесиса, Юрия Мамина.
В ежегодной рубрике «Архивные находки» – неизвестные работы Исидора Анненского и Сергея Герасимова, самодеятельный фильм 1920-х гг. «Богатый Яша» (обнаруженный на помойке), а также материал, не вошедший во всенародно любимую комедию Григория Александрова «Весна» (1947).
Среди реставраций, представленных на фестивале, – шедевр Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970): новая копия изготовлена с оригинального негатива, это редкая возможность увидеть один из лучших фильмов о войне на большом экране. Удалось восстановить и оригинальный вираж в двух этапных произведениях русского дореволюционного кино, фрагменте мелодрамы Евгения Бауэра «Жизнь за жизнь» (1916) и картине Бориса Сушкевича «Цветы запоздалые» (1916), где снимались легендарные актеры Первой студии МХТ.
В этом году фестиваль «Белые Столбы» празднует 80-летие замечательного режиссера Юлия Файта. Окончив легендарную мастерскую Михаила Ромма – ту самую, где учились одновременно Андрей Тарковский, Василий Шукшин и Александр Митта – Файт остался в тени своих знаменитых однокурсников. Но история все расставляет по своим местам, и картина «Мальчик и девочка» (1966) сегодня считается одним из символов кинематографа 1960-х. Госфильмофонд представит новую реставрацию фильма, куда удалось включить фрагмент, вырезанный советской цензурой. Будут показаны и студенческие работы Юлия Файта, редко демонстрирующиеся на экране.
Ретроспектива Ирвина Уиллата – первая не только в России, но и в мире. Один из самых зловещих режиссеров американского немого кино прославился драмами психологическими и, в то же время, до гротеска жестокими. Неудивительно, что в шпионской ленте «Фальшивые лица» (1919) снялся «человек тысячи лиц» Лон Чейни. Копия авантюрной комедии «В трех милях от берега» (1924) сохранилась только в Госфильмофонде. А восстановленная лишь в 2016 году драма «За дверью» (1919) – история одержимого местью таксидермиста, заживо ошкуривающего убийцу своей жены – даже по сегодняшним меркам зрелище не для слабонервных.
Особое место в программе занимает рубрика «Как сделано искусство». В столь непарадном, на первый взгляд, жанре, как научно-популярное кино, зачастую проводились самые дерзкие эстетические эксперименты. Недаром фильм «Рукописи Пушкина» (1937) стал одним из главных событий 100-летия со дня гибели поэта, а картина «Как работал Маяковский» (1947) была раскритикована и исковеркана цензурой за формализм (на фестивале будет показан полный, неподцензурный вариант). Отдельный подвид картин об искусстве – ленты, запечатлевшие великие спектакли прошлых лет, игру Василия Качалова, Ивана Москвина, Ольги Книппер-Чеховой, Михаила Тарханова. Своеобразным послесловием к рубрике является нашумевшая лента Семена Арановича «Сегодня – премьера» (1965), посвященная репетициям «Трех сестер» в ленинградском БДТ в постановке Георгия Товстоногова.
Фестиваль состоится 27 февраля – 4 марта. Часть программы можно будет увидеть в кинотеатре «Иллюзион» и в Доме кино.
Программа будет повторена полностью в кинотеатре «Иллюзион» 6–12 марта в рамках «Эха фестиваля «Белые Столбы»».
ПРОГРАММА* Кинофестиваля
«БЕЛЫЕ СТОЛБЫ – 2017»
27 февраля – 4 марта 2017 года
27 февраля, понедельник
1200– 1700
Приезд и регистрация участников и гостей фестиваля
1800
Официальное открытие КИНОфестиваля «Белые Столбы – 2017»
«Мальчик и девочка», СССР, 1966 г., 74 мин., цв., Юлий Файт
28 февраля, вторник
1000
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Перед судом истории», СССР, 1965 г., 92 мин., ч/б, Фридрих Эрмлер
«Перед судом истории»: материалы к фильму, СССР, 1966 г., 10 мин., ч/б
«На одной планете», СССР, 1966 г., 97 мин., ч/б, Илья Ольшвангер
1430
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Праздники Революции», СССР, 1972 г., 20 мин., ч/б, Игорь Григорьев
РЕСТАВРАЦИИ
«Был месяц май», СССР, 1970 г., 114 мин., ч/б, Марлен Хуциев
«День чудесных впечатлений», СССР, 1949 г., 29 мин., цв., стерео, Александр Роу
«Жизнь за жизнь», Российская империя, 1916 г., 7 мин., вирированный, немой, Евгений Бауэр
«Цветы запоздалые», Российская империя, 1916 г., 46 мин., вирированный, немой, Борис Сушкевич
АРХИВНЫЕ НАХОДКИ
«Богатый Яша», СССР, 1926 г., 6 мин., вирированный, немой, Михаил Авербах
«Однодневная стоянка», СССР, 193? г., 7 мин., ч/б, без фоно, Исидор Анненский
«Верочка», СССР, 1946 г., 13 мин., ч/б, Сергей Герасимов
«Весна»: фрагмент, не вошедший в фильм, СССР, 1947 г., 4 мин., ч/б, Григорий Александров
2000
ИРВИН УИЛЛАТ
«Фальшивые лица», США, 1919 г., 86 мин., ч/б, немой, Ирвин Уиллат
2-й ЗАЛ
1100
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Дантон», Франция-Польша, 1983 г., 134 мин., цв., Анджей Вайда
1 марта, среда
1000
ИГРОВИКИ СНИМАЮТ ДОКУМЕНТ
«Интернационал», СССР, 1932 г., 24 мин., ч/б, Григорий Александров
«Каспийцы», СССР, 1944 г., 65 мин., ч/б, Григорий Александров, Николай Большаков
«Александр Покрышкин», СССР, 1945 г., 33 мин., ч/б, Альберт Гендельштейн
«Память», СССР, 1969 г., 88 мин., ч/б, реж. Григорий Чухрай
1430
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Заря русской революции», Россия[-Франция?], 1913(?) г., 47 мин., ч/б, немой, Ричард Болеславский(?)
«Казацкая нагайка», США, 1916 г., 80 мин., вирированный, немой, Джон Коллинз
ИГРОВИКИ СНИМАЮТ ДОКУМЕНТ
«Из Нью-Йорка в Ясную Поляну», СССР, 1962 г., 45 мин., ч/б, Фридрих Эрмлер
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«Дамы», СССР, 1954 г., 18 мин., ч/б, Генрих Оганесян, Лев Кулиджанов
«Переполох», СССР, 1954 г., 27 мин., ч/б, Василий Ордынский, Яков Сегель
«Девочка со спичками», 1957 г., 13 мин., ч/б, Гунар Пиесис
«Жизнь», СССР, 1958 г., 8 мин., ч/б, Геннадий Полока
2000
ИГРОВИКИ СНИМАЮТ ДОКУМЕНТ
«Черная процессия», СССР, 1962 г., 16 мин., ч/б, Витаутас-Арунас Жебрюнас
ИРВИН УИЛЛАТ
«За дверью», США, 1919 г., 69 мин., вирированный, немой, Ирвин Уиллат
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Мир и плоть», США, 1932 г., 65 мин., ч/б, Джон Кромвель
2-й ЗАЛ
1100
ИГРОВИКИ СНИМАЮТ ДОКУМЕНТ
«Встреча с Францией», СССР, 1960 г., 76 мин., цв., Сергей Юткевич
«Закон подлости», СССР, 1961 г., 51 мин., ч/б, Александр Медведкин
2 марта, четверг
1000
КАК СДЕЛАНО ИСКУССТВО (Сергей Владимирский и другие)
«Искусство актера», СССР, 1948 г., 61 мин., ч/б, Владимир Юренев
ИРВИН УИЛЛАТ
«В трех милях от берега», США, 1924 г., 74 мин., ч/б, немой, Ирвин Уиллат
ИГРОВИКИ СНИМАЮТ ДОКУМЕНТ
«Дмитрий Шостакович», СССР, 1966 г., 57 мин., ч/б, Альберт Гендельштейн
1430
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«Мой зять украл машину дров!», СССР, 1976 г., 16 мин., ч/б, Вано Киасашвили
«Адонис-XIV», СССР, 1977 г., 10 мин., ч/б, Бако Садыков
«Желаю вам…», СССР, 1982 г., 25 мин., ч/б, Юрий Мамин
ИГРОВИКИ СНИМАЮТ ДОКУМЕНТ
«Судьба моя – КамАЗ», СССР, 1975 г., 69 мин., ч/б, Александр Аскольдов
1700 — 1830
Круглый Стол
«ФЕСТИВАЛИ АРХИВНОГО КИНО / АРХИВНОЕ КИНО НА ФЕСТИВАЛЯХ»
2000
КАК СДЕЛАНО ИСКУССТВО (Сергей Владимирский и другие)
«Пионерия» № », СССР, 1937 г., ч/б, 10 мин., Арша Аванесова
«Рукописи Пушкина», СССР, 1937 г., 14 мин., ч/б, Сергей Владимирский, Анатолий Егоров
«Поезд идет на фронт», СССР, 1942 г., 11 мин., ч/б, Виктор Гейман
[«Владимир Яхонтов»], СССР, 193? г., 4 мин., ч/б«Как работал Маяковский», СССР, 1947 г., 22 мин., ч/б, Виктор Моргенштерн, Федор Тяпкин
«Сегодня – премьера», СССР, 1965 г., 51 мин., ч/б, Семен Аранович
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Вива Вилья!», США, 1934 г., 102 мин., ч/б, Джек Конвей
2-й ЗАЛ
1100
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Шестое июля», СССР, 1967 г., 109 мин., ч/б, Юлий Карасик
3 марта, пятница
1000
КАК СДЕЛАНО ИСКУССТВО (Сергей Владимирский и другие)
«Мастера сцены», СССР, 1946 г., 81 мин., ч/б, Владимир Юренев
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«Трамвай в другие города», СССР, 1962 г., 21 мин., ч/б, Юлий Файт
«Последний лист», СССР, 1958 г., 9 мин., цв., Джемма Фирсова
«Рассказ о говорящей собаке», СССР, 1966 г., 19 мин., ч/б, Виктор Титов
[«На съемках фильма «Рассказ о говорящей собаке»»], СССР, 1966 г., 8 мин., ч/б«Колодец», СССР, 1967 г., 16 мин., ч/б, Дмитрий Крупко
1430
ИРВИН УИЛЛАТ
«Зов сирены», США, 1922 г., 57 мин., ч/б, немой, Ирвин Уиллат
100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ
«Шарлотта Корде», Франция, 1908 г., 9 мин., ч/б, немой, Жорж Денола
«Дантон», Франция, 1921 г., 62 мин., ч/б, немой, Дмитрий Буховецкий
1800
Официальное закрытие КИНОфестиваля
ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИЙ
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«Репортаж с асфальта», СССР, 1973 г., 7 мин., ч/б, Вадим Абдрашитов
«Маяка с реки Бикин», СССР, 1958 г., 10 мин., цв., Юлий Файт
«Тени на тротуарах», СССР, 1960 г., 18 мин., ч/б, Владимир Краснопольский, Валерий Усков
4 марта, суббота
Отъезд гостей и участников Фестиваля
* Дирекция Фестиваля оставляет за собой право вносить изменения в программу показов