Продюсер телеканала ТВ-3 Владислав Рубин: «Для автора очень важно не терять индивидуальности и мыслить современно»
Современное телевидение представляет собой сложный синтез программ, который все меньше интересует молодого зрителя, постепенно он уходит в Интернет. Moviestrart.ru встретился с продюсером телеканала «ТВ-3» Владиславом Рубиным, чтобы попытаться открыть формулу создания хорошего телевизионного продукта, ради которого захочется включать телевизор снова и снова, или вовсе – не выключать.
Владислав, поводом к нашему разговору стал Питчинг дебютантов, не так давно прошедший, на котором Вы были членом жюри в секции «Телесериалы». Понравилось ли вам быть в роли эксперта проектов, и как часто Вы бываете на подобных мероприятиях?
В. Р.: «Время от времени бываю. У Питчинга дебютантов хорошая организация, и проекты были достаточно интересные. Из десяти историй, которые были представлены, три меня заинтересовали, и сейчас я поддерживаю связь с их авторами. Одним я предложил сотрудничество на текущем проекте, два других проекта читаю сам».
Получается, Вы дали молодым кинематографистам работу?
В. Р.: «Между тем, что нам показывают на питчингах, и моментом, когда автор садится работать за вознаграждение, проходит достаточно большой творческий путь. Поэтому я бы это сформулировал как «дал возможность работы».
А как бы вы оценили общий уровень представленных проектов на VIII Питчинге дебютантов? Какие общие замечания у Вас есть?
В. Р.: «Есть две важных составляющих питчинга: собственно, питч и материал. Представление может быть максимально креативным, но если сам материал не цепляет, то никакой искромётный питч не поможет. Может быть и другая ситуация: у вас хороший материал, но вы не умеете его подать. Это нормально, поскольку сценарист – профессия во многом социопатичная. Тогда надежда только на то, что в жюри окажется «тот самый» человек, который в скромном питче «по бумажке» сможет разглядеть зерно. Чтобы увеличить шансы на успех, автору нужно потренироваться в питчинге перед друзьями, понять сильные стороны проекта, подумать, в какой творческой форме его преподнести, добавить шутки, если это уместно, создать способ взаимодействия с жюри, и с этим выходить. Но, повторюсь, самое главное – материал. Упаковка важна лишь на первом этапе».
А чего вам не хватило на Питчинге? На что стоит обратить внимание будущим дебютантам?
В. Р.: «Если говорить об общем впечатлении, то кажется, будто люди специально загоняют себя в конъюнктурные рамки, рассказывают не очень близкие им истории. Хочется, чтобы сегодняшние дебютанты начали рассказывать миру о себе, о том, что происходит сегодня, или скорее даже о том, что будет происходить завтра. Проекты, которые режиссеры и сценаристы представляют сейчас, выйдут в эфир через три года – минимум. Таков производственный цикл. Чтобы проект был современным через три года, сейчас, на этапе разработки, он должен опережать свое время. Людей, которые могут зацепить тенденции, развить вот это «высказывание будущего» – очень мало. Авторов очень не хватает. У меня сейчас есть ряд проектов, которые интересны по своей задумке, но нет авторов, которые могут их разработать».
А как молодому кинематографисту выйти из этих рамок?
В. Р.: «Сначала – задуматься о себе. О том, зачем он пришел в эту профессию. Если исключительно за стабильным заработком, тогда ему нужно идти в поточные проекты, в сценарную группу, пока он не сформулирует для себя свое личное высказывание. На любом поточном проекте вы получите колоссальный опыт работы по профессии. Этим нельзя пренебрегать. Отнеситесь к этому как к учебе. Но, когда вы придумываете свой собственный проект, он должен быть личным, оригинальным, уникальным. И интересным зрителю. Важно уважать зрителя, считать его умным, адекватным, открытым всему новому. Не снисходить к нему, а тянуться за ним. Это зритель изобрел айфон, отправил человека в космос, получил золотые медали на Олимпиаде. В конце концов, ваши друзья, любимые люди – они же тоже зрители. Вы же их уважаете, любите, цените? Отношение к зрителю как быдлу, гопнику, лузгающему семечки, домохозяйке, готовящей борщ, – это самое отвратительное, что может быть в нашей профессии. «Пипл хавает» – мерзкое выражение из 90-х, забудьте его навсегда. Если вы придумали свой оригинальный, крутой проект, и уверены в том, что он интересен зрителю, рано или поздно у вас найдутся единомышленники. Мне кажется, именно молодые кинематографисты могут создать интересные проекты для таких же молодых людей.
Конечно, куда проще ориентироваться на то, что сейчас идет в эфире, но нужно понимать, что те проекты, которые выходят сейчас, задумывались три, пять, а то и восемь лет назад. И если вы предлагаете такой же проект сейчас – он уже устарел».
На Питчинге дебютантов члены жюри много говорили о «движке» сериала. Только ли он важен?
В. Р.: «Движок», конечно, важен. Идеально, если это high-concept – очевидно крутой движок, который до вас еще никто не успел придумать. Хороший «движок» способен сделать повествование многослойным, раскрыть героев, дать различные векторы для развития истории. «Движок» неразрывно связан с героем. Достоверного героя вы можете придумать, раскопав в себе какую-то его часть. Герой, не важно, кто он по профессии, прежде всего – человек. И вы тоже, как ни странно, человек. Если вы тонко чувствуете мир вокруг, пропускаете человеческие переживания через себя, у вас есть все шансы. Нельзя писать «со стороны», «о ком-то». В этом случае вы сразу становитесь заложником штампов и клише, а ваши герои и сюжеты становятся картонными поделками. Из характера героя, из его сути, самого большого страха, самых больших проблем или противоречий рождается «движок». А из совокупности «движка», героя и его окружения получается то самое Высказывание – актуальное и интересное, которое зацепит людей».
Возьмем на вооружение. Давайте поговорим о телеканале «ТВ-3». Я правильно понимаю, что телеканал изменил свой формат? С чем это связано?
В. Р.: «Еще два года назад мы немного изменили формат канала, провели ребрендинг. Изменился слоган, теперь мы не «Первый мистический», а канал, на котором есть «Все, кроме обычного». Теперь же изменилась и аудитория, на которую ориентируется канал, на данный момент это 14 – 44. Сейчас у нас есть желание и, главное, возможность делать самые лучшие проекты, вне зависимости от жанра и формата. В мае на ТВ-3 выходит наш новый проект «Неизвестный» – это сериал о человеке, который знает всё на свете, но абсолютно не помнит, кто он. По формату это — уникальный проект для российского рынка, он снят в стилистике американского интеллектуального детектива, без криминально-ментовских реалий. Я занимаюсь этим проектом как креативный продюсер, и очень рад, что нам удалось собрать отличную команду. У нас очень сильный главный автор — Анастасия Истомина, талантливая режиссерская группа – Влад Николаев и Андрей Загидуллин, классные актеры с абсолютно голливудской харизмой – Евгений Пронин и Анастасия Стежко, крепкий продакшн – «Космос студио». Все это в совокупности дало возможность сделать интересную историю не столько об очередном гении, распутывающем преступления, сколько о нормальных, адекватных, умных сегодняшних людях. О героях, умеющих дружить, готовых всегда прийти на помощь и сделать верный выбор в самых сложных ситуациях.»
Какие проекты нужны телеканалу «ТВ-3»?
В. Р.: «Нам нужны проекты с оригинальным авторским высказыванием, оригинальным авторским подходом — ко всему. Для нас очень важны две ключевые фигуры: автор, который понимает досконально, о чем хочет рассказать, и режиссер, который может это всё понять, прочувствовать и воплотить. Сейчас «ТВ-3» уникален в своей открытости и прогрессивности в отношении новых проектов».
А какие проекты вы не готовы брать?
В. Р.: «Шаблонные проекты, скучные, вчерашние – независимо от жанра. В основе сюжета всегда должна быть острая драма и необычный движок, «все, кроме обычного». Если вы хотите показать нам свой проект, сначала стоит посмотреть, что уже сделано на вашу тему в России и в мире. И принести историю не хуже».
Молодые продюсеры, режиссеры, сценаристы всегда нуждаются в дельном профессиональном совете. Какой совет или пожелание будет от Вас?
В. Р.: «Не отказываться от мечты. Если вы мечтаете сделать что-то свое, раскопали это что-то внутри себя, не забывайте это, не предавайте, не прогибайтесь. Может быть, сейчас вы еще недостаточно владеете профессией, чтобы ваш проект заблистал. И поэтому его не берут. Тогда учитесь, совершенствуйтесь, совершенствуйте себя и свои истории, но не прогибайтесь. Может быть, проект прекрасен, но вы еще не нашли своего продюсера или режиссера – тогда ищите. Но никогда не отказывайтесь от мечты».
А что бы Вы посоветовали молодым продюсерам?
В. Р.: «Продюсер должен чувствовать реальность как никогда остро, потому что для него очередной проект – это не только творчество, это и финансовые риски. Лучше сначала набраться производственного опыта в больших продакшнах, а потом уже переходить к самостоятельным проектам. С самого первого дня ищите и собирайте свою творческую команду: авторов, режиссеров, операторов, художников, которые смотрят с вами в одну сторону. Ваша творческая команда – важнейший фактор успеха».
Беседовала Мария Петрова