Алексей А. Петрухин: о команде, амбициях, проектах в производстве и о вкладе в российскую киноиндустрию
— …Есть правило в любом бизнесе: думая о малом, думай о глобальном! Например, вот если ты хочешь построить квартиру, чтобы сдавать ее в аренду, посиди, подумай, как бы дом построить или микрорайон заложить… И когда ты начинаешь так широко думать, то другой фокус зрения, и масштаб мышления другой появляются. Если мы будем жить на студии от картины до картины, если мы будем на каждый фильм нанимать новых людей, а потом их распускать, то мы никогда в жизни индустрию не поднимем.
Ведь команда – это же основа всего, что ты делаешь. Мы уже многие 10-15 лет вместе. У нас работают все: и те, кто производят кино, и те, кто его продвигают. Поэтому у нас в компании по-другому работает система: не в рамках одного проекта, а шире…
— Что масштабного нам ждать от Корпорации «Русская Фильм Группа» в ближайшее время?
— Ну во-первых, по-прежнему мы сами ждем наш фильм «Тайна Печати дракона: путешествие в Китай», где у нас снимаются Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан – они же являются и сопродюсерами фильма. Благодаря этому у нас есть определенная гарантия, что в России это будет пользоваться успехом и в Китае фильм будет востребован. Мы делаем ставку именно на эти территории.
Недавно мы, посоветовавшись с Арнольдом и Джеки, сменили название, посчитав, что нынешнее точнее и вернее отражает содержание. Вторая половина названия остается как связующее звено с остальными частями проекта, наша франшиза путешествий куда-либо!
В работе уже следующая картина – «На пороге бессмертия: путешествие в Индию». Мы отсняли часть материала, готовимся к следующему блоку съемок. Для этого мы тоже привлекаем культовых индийских актеров, которые действительно «номер один» в индийском кинематографе. Китайские партнеры также остаются с нами работать над продолжением картины.
С этим проектом мы рассчитываем, прежде всего, на российско-китайский рынок. И уже в третью очередь – на индийский (так как он просто небольшой по емкости, как я уже говорил в прошлом интервью).
— Зачем вы тогда индийских актеров берете?
— А дело в том, что есть тренд определенный в отношениях между Китаем и Индией. И плюс в России мы тоже тем самым «поднимаем» определенную аудиторию, которая росла на индийских фильмах. Да и индийская культура вообще интересная!
— РФГ сейчас делает ставку на международные проекты?
— Мы делаем ставку на нашу территорию и на территорию партнера, с которым мы собираемся работать. Конечно, в наших амбициях весь мир, мы не списываем его со счетов, мы боремся за него. Но при этом хотим, чтобы не было того разочарования, которое нас постоянно в нулевых годах постигало, когда мы еще не понимали политического аспекта, когда думали, что надо просто хорошее кино сделать, пригласить звезду, и все у тебя случится. Когда нам казалось, что мы сейчас сделаем крутое кино и его все покажут. Все равно раздвигаем границы определенные для нашей индустрии, которая только зарождается. Даже просто то, что Арнольд и Джеки снялись в российском фильме, – это такой качественный рывок для всей российской киноиндустрии, и это немножко меняет сознание тех, кто сейчас молод и только начинает заниматься кино. То есть рамки раздвигаются. А если мы еще и кино правильно выпустим, если всю нашу стратегию выдержим до конца и все случится, как мы хотели, это вообще будет огромный шаг вперед.
Это как у Джеки Чана: он снимался в американских фильмах за огромные гонорары, а деньги-то все шли в его национальный кинематограф – он сразу создавал свое кино. Сколько у Джеки Чана фильмов, которые мы в мире даже не знаем – они прокатывались внутри страны! Он сейчас вообще стал еще более самодостаточным: у него нет цели со своим «Мечом дракона» поехать в Россию, Европу – ему достаточно материкового Китая и Юго-Восточной Азии. Все, это его рынок, он снимает фильмы за 60-80 миллионов долларов и собирает свои 200 млн всегда железобетонно.
— Вы много говорите о хейтерах. А вы таких «хейтерских» волн по отношению к своим проектам не боитесь? К тому же самому «Марсианину»?
— Да, «Марсианин» как раз абсолютно из этой истории, потому что всей стране не расскажешь, что американский «Марсианин» снят по нашему сценарию, да и дело это не благодарное рассказывать об этом… Но для Вас, для опыта скажу!
А дело было так: в 2007 году подошел ко мне один из ведущих юристов в нашей компании по авторскому праву Михаил Расходников с идеей киносценария (на 19-ти страницах). Я посмотрел и сразу увидел зерно, сразу почувствовал, что проект цепляет: один из участников экспедиции на Марс остается на планете в одиночестве и у него есть связь с Землей. И мы начали работать над этой историей – и уже через год, в 2008 году был готов полноценный сценарий. Сначала мы его озаглавили «Человек с красной планеты». А когда подавали заявку на Минкульт, приняли решение назвать его «Марсианин». У нас был консультант Герой России, летчик-космонавт Максим Сураев.
И тут кризис 2008-года, мы начинаем с «Вием» буксовать, было трудно. И проект «Марсианин» у нас завис. В 2009 году к проекту проявил интерес ТНТ и, в частности, Сергей Светлаков. Начались пробы, сняли небольшой тизер, в котором Светлаков исполнил роль космонавта. Но ТНТ тоже не смогли запустить эту историю. И в 2010 году Михаил отдал проект редакторам российского отделения компании Fox. Сценарий отправили, но ответа не было несколько месяцев.
Мы забыли эту историю. В 2011 году начали выбираться из кризиса, нас сильно поддержала кинокомпания «Союз Маринс Групп», и уже вместе с ними решили запустить эту картину в съемки, так как все уже было готово. И в том же году мы ее и сняли.
И вот в начале 2012 года в Америке выходит книга Энди Вейера «Марсианин». И когда мы стали читать книгу, то поняли, что читаем свой сценарий. И тут же объявляют, что Ридли Скотт запускает по этой книге фильм с Мэттом Дэймоном в главной роли. В итоговом фильме лук, который у нас выращивает главный герой, они заменили на картошку и, вдохновившись «Гравитацией», изменили финал истории (сам способ спасения космонавта).
И как реагировать на это, ты не очень понимаешь. Fox – это Голливуд, это авторитет, нам с ними тягаться трудно. Михаил Расходников как автор подал в суд. Но российские суды не знают, как с этим работать. А Fox заявил, что у них контракт с автором книги и он несет все обязательства по авторским правам. Следовательно, Fox не надлежащий ответчик. А автором оказался человек, который всю жизнь якобы писал рассказы в стол, удалял их всегда (это так он заявил на просьбу показать, что еще он написал в жизни) и вот впервые решил свой рассказ «Марсианин» выложить в Интернет – в открытом доступе, бесплатно. Ему перезвонили из компании Fox с предложением эту историю выкупить и экранизировать. Заключили договор – и так родилась книга и кино.
Мы можем судиться с этим человеком, отсудить у него гонорар $2000 (если докажем), но сначала потратим сотни тысяч долларов на адвокатов.
Поэтому наш фильм и не выходил эти годы. Мы решили поменять сюжет, чтобы это не была теперь уже копия американского «Марсианина».
Я уверен, что большая часть зрителей скажут, что хорошо, что у вас сценарий украли: хоть кино нормальное сделали. Потому что мы еще не можем делать масштабные, с точки зрения бюджета, фильмы. Но, тем не менее, по-своему – это кино. Оно есть, мы его сделали и неплохие спецэффекты свои собственные разработали. Пусть он тоже будет в нашей индустрии – это кино о людях, о Космосе, о Марсе. Мы просто покажем, что мы тоже можем это делать. Да, драматургия будет вторична, хотя мы были первыми. Но надо принять данность этой игры и идти дальше! Кино получилось, и у него тоже будет свой зритель!
— Какие еще проекты «Русской Фильм Группы» в ближайшее время будут выстреливать?
— «Преступление и наказание» по Достоевскому – мы его очень долго и много разрабатывали. Только знакомая всем история будет рассказана у нас глазами Дуни Раскольниковой – сестры главного героя. Представьте: Дуня перестает получать письма от Родиона и едет в Петербург его искать: она же не знает, что он на каторгу сослан, – для нее он просто пропал, и она расследует его пропажу. И она проходит все места действия романа: приходит в полицейский участок, встречает Порфирия Петровича, затем Свидригайлова, идет туда, где жил Родион, находит надписи под обоями – все эти его размышления, теории, старухи-процентщицы, внутренние демоны, и в городе эпидемия – вирус греха, который распространяет спиритическое общество…
По стилю и ритму это будет в духе Гай Ричи.
Конечно, мы в сюжет внесли кое-какие изменения, как и в случае с «Вием». Это не домыслы, просто в первую историю вплетена вторая. Так, есть «Вий» Гоголя, а есть Гийом Левассёр де Боплан – французский военный картограф, который составлял карту от Трансильвании до Московии по заказу Петра I. У меня в кабинете всегда лежит его книжка с очень вкусными описаниями, как он в Трансельвании (сегодня это Западная Украина) останавливался на хуторах, общался с казаками, которые с ним пили, ели и рассказывали о всяких чертяках и дьяволах, и ему самому что-то мерещилось. И мы просто две эти истории соединили в один фильм.
А в нашем «Преступлении и наказании» мы к роману Достоевского добавили… спиритизм, который в то же время стал очень популярен в мире и в России. Об этом мало кто знает, но сам великий Менделеев возглавлял общество спиритистов! Таким образом, у нас появляется новый сюжетный поворот: с чем же Родион боролся, что ему виделось, во что он был впутан и куда попал на самом деле. Это будет познавательная и развлекательная мощная история.
— И когда ее ждать?
— Ну мы уже работаем плотно. Без поддержки и партнеров опять не обойтись. У нас будет немецкий партнер, а так как в Германии Достоевский – в школьной программе, они сами видят, как они эти свои инвестиции отобьют. А для нас это раздвижение границ опять.
К слову, бюджет второй части «Вия» – «Тайна Печати дракона: путешествие в Китай» – составляет $49 млн. Мы же понимаем: в России, если даже каждый по три раза сходит на этот фильм, как на «Аватар», фильм не окупится все равно. Но есть же другие структуры финансирования. Есть китайский рынок – они заинтересованы в том, чтобы свои инвестиции отбить. Поэтому мы нацелены здесь на рекорд и там на рекорд. Для нас это российское кино, для них это китайское кино. И совместное кино для обеих сторон.
— Совместно с кинокомпанией СТВ вы запустили производство проекта-победителя секции «Полнометражное кино» VII Питчинга Дебютантов «Второй Гидроагрегат» Александра Тарасова. Как продвигается работа над ним?
— Он теперь называется просто «Гидроагрегат» – это второй из десяти блоков, с которым случилась авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. Но из-за формулировки названия у зрителя может сложиться впечатление, что это второй по счету фильм франшизы, и он не пойдет его смотреть, потому что не видел первый.
Сейчас мы уже саму аварию создаем. Многие вещи сделаны в технологии Full CG: в частности сама Саяно-Шушенская ГЭС – мы же не будем разрушать ту настоящую или новую строить. В прямом смысле слова она создана нами полностью виртуально, но она настолько классно сделана, что она настоящая. То есть она лучше, чем настоящая. Мы когда даже показали ее нашим партнерам потенциальным, первый вопрос, который они задали, был: «А кто вас туда пустил? Почему мы об этом не знаем?». Я заулыбался: «Ну, это оценка нашей работе, спасибо!».
Девять месяцев мы посвятили созданию аниматиков и некоторых сцен Full CG – они уже как часть кино: пробуем совместить их с драматургией.
Все это время режиссер Саша Тарасов – ведь он дебютант – набирается опыта, креативит вместе с командой. Саша очень профессиональный, креативный, толковый, вообще у него хороший потенциал.
Но опять же это кино из категории «минимального бюджета». То есть, чтобы его сделать хотя бы хорошо, не шедеврально мега-круто, а просто хорошо, добротно, как фильм-катастрофу, нужно потратить порядка 600-800 млн. рублей. Чтобы их отбить, нужно собрать только в России два с лишним миллиарда, что почти невозможно. Поэтому часть денег должна быть либо субсидирована, либо дана партнерами, у которых другая монетизация была бы от этой картины. Либо расширять границы для этого фильма, то есть выходить на других территориях, в чем мы тоже заинтересованы. Оптимизацию, все что только можно, тоже, конечно, сделаем. Уже видим, что мы можем сделать менее затратно, но не в ущерб качеству.
Сейчас ведем переговоры с основными партнерами – это госкорпорации России и Китая, которые обслуживают ГЭС, которым нужно поддерживать свой имидж и имидж профессии – о людях, работающих там, заявить правильно. Думаю, у нас получится.
По плану мы выходим также – на десятилетие трагическим событиям – это август 2019 года. Поэтому пока работаем в спокойном, плановом режиме.
Это вот, кстати, тоже ошибка российская. Американское кино же как делается? Еще идут съемки, а уже всем известна дата релиза, уже трейлеры выходят крутые, уже какие-то новости идут, потому что кино уже живет. Делаются фокус-группы, в фильме уже что-то меняется, меняют монтаж, исследуют, что люди думают, снова меняют и так далее. В массы идут новости, репортажи со съемочной площадки, фильмы о фильме. И так до самой премьеры.
А у нас все по-другому: дату назначаем, хотя еще дай бог монтаж закончить к этому сроку. Естественно за неделю до выхода на премьеру у тебя еще идет постпродакшн. Все эти моменты и нюансы сказываются.
Поэтому мы пошли другим путем: решили стратегически выстраивать свои планы на три года вперед. Так на пять в запасе, но на три – основное. В этом и в следующем году у нас много премьер: это «Марсианин», также выходит военный детектив «Прощаться не будем», драмеди «Я не такая. Я не такой», молодежная драма «Выйти из группы», «Училка-2: испытание», военная драма «Свидетели», а также в производстве два сериала и три масштабных проекта… У нас большие планы и амбиции, надеемся, большую часть из них удастся реализовать. Российская киноиндустрия еще на самом начальном этапе развития, и ее необходимо двигать только вперед! И в этом развитии Молодежный Центр Союза Кинематографистов уже внес не малую лепту, за что огромное спасибо всей вашей команде!
Беседовала Наталия Егорова
Первую и вторую часть масштабного интервью с Алексеем А. Петрухиным читайте на портмале Moviestart.ru