Режиссер фильма «Танки» Ким Дружинин: «Кино рождается не на съемках, а в голове, в душе, на кухне с листочком и карандашом»
28 апреля в российский прокат выходит фильм «Танки» режиссера Кима Дружинина, известного своим проектом «28 панфиловцев», который он снял совместно с Андреем Шальопа. Moviestart поговорил с Кимом о его новой картине и о том, каким должен быть современный режиссер.
О чем для Вас фильм «Танки»?
«Танки» — фильм о пробеге Харьков-Москва на танках T-34, который совершил советский инженер-конструктор Михаил Ильич Кошкин. Фильм основан на реальных событиях — такой пробег был действительно совершен в марте 1940 года с целью показать возможности нового танка правительству в Кремле. Однако, все, что происходит в фильме – выдумка. Мы делали приключенческое кино, которое в выходной день пойдет смотреть семья. Но если после просмотра какой-нибудь подросток придет домой и станет читать про Михаила Ильича, значит, мы выполнили свою задачу.
8 апреля, за две недели до проката, на российской военной базе Хмеймим в Сирии состоялась специальная премьера картины «Танки» для российских бойцов. Как был принят фильм?
У меня не получилось туда поехать. Но, по отзывам, фильм приняли хорошо, культурный центр базы был полон зрителей.
Сколько велась работа над фильмом?
Мы начали работу в начале 2017 года, готовились примерно 4 месяца, сняли картину за 3 месяца в течение 35 смен. Постпродакшн занял также около 4 месяцев.
Чем для Вас отличалась работа над фильмом «Танки» от «28 панфиловцев»?
Это две совершенно разных картины. «28 панфиловцев» — наш совместный с Андреем Шальопа проект. В фильме «Танки» я – приглашенный режиссер. В «28 панфиловцах» были очень тяжелые съемочные условия, мы снимали в окопах, в холод. «Танки» — летняя история. Несмотря на то, что сам пробег был в марте, мы выбрали летнюю натуру, чтобы сделать фильм более зрелищным. Когда ты работаешь над материалом в качестве приглашенного режиссера, начинаешь выправлять историю, чтобы она соответствовала твоим ценностям. В любом случае, нужно постараться сделать историю интересной для самого себя. Я снимаю кино, которое, в первую очередь, интересно увидеть мне.
Как Вы готовились к съемкам?
Сценарий очень отличался от настоящей истории, у нас была конкретная задача сделать зрительское кино. Но ничего нельзя придумать лучше, чем жизнь. Я внимательно изучил биографии всех трех героев: Михаила Ильича Кошкина, Николая Алексеевича Кучеренко, Александра Александровича Морозова. Много читал про танк Т-34. Также встречался с дочерью Николая Алексеевича Кучеренко Ларисой Николаевной Васильевой, основателем музея «История танка Т-34». До Харькова, где жил Михаил Ильич Кошкин, к сожалению, добраться не удалось. Вообще, документов о танке Т-34 сохранилось не так много, некоторые до сих пор не рассекречены. В целом, работа была проведена серьезная всей съемочной группой – нам нужно было восстановить ту эпоху.
Вам нравится снимать именно исторические и военные фильмы?
Мне нравится рассказывать интересные истории. В каких обстоятельствах они происходят – не так важно. Пока складывается так, что обе мои полнометражные картины связаны с военным или околовоенным временем. Сейчас я работаю над 8-серийным фильмом про КГБ 80-х гг. для Первого канала.
У Вас есть режиссерское образование, помимо актерского?
«По бумажкам» я – актер театра и кино, окончил СПбГАТИ (курс А. Р. Байрамкулова). Но уже когда я учился на актерском курсе, мне стало интересно, чем занимаются студенты ВГИКа. Я стал узнавать, какая у них учебная программа, какие книги они читают, какие фильмы смотрят, какие упражнения выполняют. Стал делать это самостоятельно. Вообще, режиссер – это образ жизни, умение наблюдать за жизнью и воспроизводить ее где угодно, на кинопленке, на сцене. Я получил актерское образование, меня воспитали, как творческую личность, у которой есть вкус, гражданская позиция, понимание, что хорошо, а что – плохо. Общекультурная база была, нужно было только научиться ремеслу, а это сделать можно.
Как вы пришли в режиссуру?
Я сыграл одну из главных ролей в сериале «Дорогой мой человек» Егора Абросимова, затем он возглавил киностудию и предложил мне снять сериал.
Каким вы представляете современного зрителя?
Не могу точно сказать – здесь все очень непредсказуемо. Я не знаю, что ждет в прокате нашу картину «Танки», например. Зрительская реакция в наше время очень непрогнозируемая. Однако, очевидно, что сейчас зритель не смотрит такие фильмы, как Андрей Рублев, во время которых нужно сидеть и думать. Для меня было удивительно, что в прокате провалился «Бегущий по лезвию 2049». Это гениальное кино, интересная история в интересном мире, где все продумано до болтика.
Что Вы посоветуете начинающим режиссерам?
Если хотите снимать кино – снимайте кино. Если у вас есть идея, нужно ее осуществлять. Самое важное – помнить, что кино рождается не на съемках, а в голове, в душе, на кухне с листочком и карандашом. Дальше все уже зависит от мастерства – в каком объеме и качестве вы сможете перенести задуманное на экран. Это сложно, потому что все сопротивляется этому: природа, техника, люди. Но самый главный совет – снимайте кино.