MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Short Film Days > Эксперты дали советы авторам короткометражных фильмов

Эксперты дали советы авторам короткометражных фильмов

В преддверии «Дня короткометражного кино» Молодежный центр Союза кинематографистов совместно с журналом «Бюллетень кинопрокатчика» провел опрос «Мой любимый короткий метр», в котором приняли участие фестивальные отборщики, кинокритики, продюсеры, педагоги, представители он-лайн платформ. 27 экспертам предложили ответить на вопросы анкеты и выбрать не более пяти лучших короткометражных фильмов 2018 года, не более пяти лучших короткометражных фильмов…

В преддверии «Дня короткометражного кино» Молодежный центр Союза кинематографистов совместно с журналом «Бюллетень кинопрокатчика» провел опрос «Мой любимый короткий метр», в котором приняли участие фестивальные отборщики, кинокритики, продюсеры, педагоги, представители он-лайн платформ.

27 экспертам предложили ответить на вопросы анкеты и выбрать не более пяти лучших короткометражных фильмов 2018 года, не более пяти лучших короткометражных фильмов 2014-2017 года, назвать три самые актуальные тематики для короткого метра и жанры короткометражек, а также дать советы молодым кинематографистам, снимающим короткий метр. По итогам опроса «Лучшим короткометражным фильмом 2018 года» названа драма «Календарь» Игоря Поплаухина. Напомним, что в 2018 году он получил главный приз на конкурсе короткометражного кино на «Кинотавтре» и второе место в программе CINEFONDATION Каннского кинофестиваля. «Лучшим короткометражным фильмом за период 2014-2017 гг» стала комедия «Лалай Балалай» Руслана Братова., становившаяся в 2017-м году лауреатом «Кинотавра» и фестиваля «Короче». Помимо статуэток, лауреаты получили сертификат на полугодовую подписку журнала «Бюллетень кинопрокатчика».

Среди наиболее актуальных тематик были названы: современная жизнь, взаимоотношения полов, исторический гротеск, отцы и дети, странный случай, криминал, параллельные миры, взросление, абсурд современной жизни, мистика, современный герой, любовь, социальная тематика, поиск себя, технологии, дорожные истории.

Среди востребованных жанров эксперты выделили драму, комедию, роад-муви, фантастику, научную фантастику, хоррор, трагикомедию, мелодраму.

Самый оптимальный хронометраж короткометражного фильма, по мнению экспертов, — 5-15 минут.
Голоса экспертов распределились следующим образом.

Лучший короткометражный фильм 2018 года:
«Календарь» (реж. Игорь Поплаухин) — 10
«Нет» (реж. Иван Петухов) — 7
«Взятка» (реж. Алексей Харитонов) – 6
«Дерево» (реж. Хава Мухиева) — 6
«Твою мать!» (реж. Виктория Рунцова) — 6
«Аня – это Яна наоборот» (реж. Яна Гладких) — 4
«Счастье» (реж. Владимир Мункуев) – 4
«Я нормальный» (реж. Михаил Бородин) – 4
«Восемь картин из жизни Насти Соколовой» (реж. Владлена Санду) — 2
«Гармония» (реж. Евгений Сангаджиев) — 2
«Гимны Московии» (реж. Дмитрий Венков) — 2
«Калифорния – 2» (реж. Дастан Мадалбеков)
«Лео и Ураган» (реж. Павел Емелин) — 2
«Мерцание» (реж. Ксения Зуева) — 2
«Миллиард» (реж. Евгений Дудчак) — 2
«Огонь» (реж. Мария Шульгина) — 2
«Письмо о Зауре» (реж. Адам Дунаев) — 2
«Питер. Чернуха» (реж. Дмитрий Волков) — 2
«Рука» (реж. Игорь Марченко) — 2
«Русская смерть» (реж. Владимир Мирзоев) — 2
«Рыбный день» (реж. Дмитрий Корсаков) — 2
«Точка бифуркации» (реж. Леонид Гардаш) – 2

По одному голосу получили следующие фильмы: «Ася» (реж. Даниэлла Рыбакьян), «Ваши документы» (реж. Никита Ордынский), «Вера» (реж. Татьяна Федоровская), «Год собаки» (реж. Антон Гойда), «Добрый день» (реж. Ольга Дибцева), «Для всех я умерла» (реж. Анастасия Антонова), «Допинг» (реж. Константин Неклюдов), «Крик» (реж. Тома Стенко), «Ларек» (реж. Дмитрий Фетисов), «Лола живая крошка» (реж. Леонид Шмельков, анимация), «Лыжник» (реж. Анна Носатова), «Материя» (реж. Марина Жигалова-Озкан, Юрий Зайцев), Меня зовут Махаз (реж. Инар Нармания), Моль, «Моя веточка тоненькая» (реж. Динара Друкарова), «Новая Москва» (реж. Тамара Дондурей), «Новые чувства» (реж. Анастасия Нечаева), «Новый год» (реж. Виктор Кислов), «Оно» (реж.Илья Шерстобитов), «Парад планет» (реж. Вера Смолина), «Пасьянс» (реж. Елена Бородач), «Про бабу, которая хотела улететь» (реж. Александр Свирский, анимация), «Прятки» (реж. Анастасия Остапенко), «Путешествие в Париж» (реж. Мария Полякова), «Смерть меня» (реж. Михаил Максимов), «Старуха» (реж. Николай Савельев), «Стиралка» (реж. Антон Бильжо), «Три дня Клавы Грачевой» (реж. Иван Григолюнас), «Учитель» (реж. Максим Елагин), «Хороший день» (реж. Даша Чаруша), «Худрук» (реж. Илья Ермолов), Шесть два восемь (реж. Анна Кузнецова).

Лучший короткометражный фильм за последние 5 лет
«Лалай-балалай» (реж. Руслан Братов) – 11
«Ну, здравствуй, Оксана Соколова» (реж. Кирилл Васильев) – 9
«Календарь» (реж. Игорь Поплаухин) – 4
«Кредит» (реж. Вадим Валиуллин) — 4
«Нечаянно» (реж. Жора Крыжовников) – 4
«Петух» (реж. Алексей Нужный) — 4
«F5» (реж. Тимофей Жалнин) – 3
«Как я сбросил кожу» (реж. Алексей Шабаров) — 3
«Мама» (реж. Кирилл Плетнев) — 3
«Молоко» (реж. Дарья Власова) — 3
«Добрый день» (реж. Ольга Дибцева) — 2
«Дым» (реж. Иван Плечев — 2
«Лучшее: от первого лица» (реж. Александр Цой) – 2
«Письмо о Зауре» (реж. Адам Дунаев)
«Половинки» (реж. Байбцлат Батуллин) – 2
«Проклятие» (реж. Жора Крыжовников) – 2
«Путешествие Федора по Москве начала XXI века» (реж. Аксинья Гог) — 2
«Рай» (реж. Борис Акопов) – 2

По одному голосу получили следующие фильмы: «14 шагов» (реж. Максим Шавкин), «Арбитры изящного» (реж. Илья Шидловский), «Верпаскунген» (реж. Григорий Добрыгин), «Возвращение Эркина» (реж. Мария Гуськова), «В объятиях моря» (реж. Дмитрий Моисеев), «Время жить, время умирать» (реж. Михаил Поляков), «Девственница» (реж. Ассоль Стехеева), «Дом на голове Клаузевертца» (реж. Дмитрий Булгаков), «Дура» (реж. Георгий Лялин), «Еф» (реж. Николай Сидоров-Французов), «Интересное положение» (реж. Таня Ефимова), «Как большие» (реж. Оксана Карас), «Коляся» (реж. Ринат Махмудов), «Костик» (реж. Ира Волкова), «Крайняя смена» (реж. Никита Тамаров), «Маленький поезд» (реж. Тамара Дондурей), «Мать рождает отца мужа» (реж. Михаил Максимов), «Миллиард» (реж. Евгений Дудчак), «ММТП-обмяк» (реж. Михаил Максимов), «Настя» (реж. Кирилл Плетнев), Незначительные подробности случайного эпизода (реж. Михаил Местецкий), Нет (реж. Иван Петухов), «Одной крови» (реж. Дмитрий Семенов-Алейников), «Первый» (реж. Ладо Кватания), «Расфокусин» (реж. Оксана Михеева), «Русская Смерть» (реж. Владимир Мирзоев), «Светлячок» (реж. Наталья Назарова), «Святый Боже» (реж. Владлена Санду), Скрипка (реж. Константин Фам), «Смерь Меня» (реж. Михаил Максимов), «Собачатина» (реж. Ксения Тищенко), «Среди черных волн», «Старуха» (реж. Николай Савельев), «Стрела» (реж. Евгений Никитин), «Счастье» (реж. Владимир Мункуев), Точка бифуркации (реж. Леонид Гардаш), «Тум-балалайка» (реж. Вениамин Илясов), «Хороший день» (реж. Даша Чаруша), «Худрук» (реж. Илья Ермолов), «Цугцванг» (реж. Сергей Рамз), «Чудная баба» (реж. Даниил Дунаев), «Я нормальный» (реж. Михаил Бородин), «Я остаюсь» (реж. Григорий Коломийцев), «Я тебя вижу» (реж. Денис Кудрявцев).

Публикуем список советов молодым кинематографистам от киноэкспертов:

Сусанна Альперина – обозреватель «Российской газеты»:
«Оптимальный хронометраж для фильма — 10-20 минут, отсекайте все лишнее, очищайте авторские права, в первую очередь — на музыку, ничего не бойтесь — в первую очередь, своих фантазий, делайте все качественно, что называется «для вечности»».

Мария Вогт – главный редактор журнала Бюллетень кинопрокатчика:
«Будьте смелыми и яркими, если кажется, что так никто не делает, а вам очень хочется – делайте; не снимайте чернуху — можно говорить о проблемах и с юмором; думайте о зрителях, а не о себе».

Юлия Волкова – программный директор Всероссийской акции «День короткометражного кино», куратор программы Московского кинофестиваля «Будем жить»:
«Удивляйте, будьте искренними, снимайте то, о чем знаете, не забывайте, что вы создаете чудо».

Максим Горбов – руководитель проекта «КАРО. Арт»:
«Совет один – снимать»

Александра Жукова – программный директор кинофестивалей «Амурская осень», «Киношок», «OPEN PLACE»:
«Ничего не бояться, быть собой и свободным в высказываниях».

Владимир Грамматиков – Заслуженный деятель искусств России, креативный продюсер компании «Дисней» (Россия):
«В работах должно быть больше экспериментарорства, не бояться рисковать, смелее, пробовать инновационные вещи, более четче определять жанр, иногда размыто, непонятно».

Иван Золотухин – генеральный директор фестивального агентства «Фестагент»:
«Снимать короткий короткий метр (до 15 минут), очищать права на музыку, участвовать в кинофестивалях (ездить), смотреть много кино (современные зарубежные к/м), ошибаться — это ок».

Михаил Клочков – главный редактор портала Старт.ру:
«Думайте о том, как ваш фильм будет жить после фестивалей, спустя пару лет, спустя пять лет; перестаньте относиться к формату короткометражного кино, как к проходному — лишь короткой неинтересной остановке на пути в кино большое; из всех сил старайтесь приглашать профессиональных артистов — их работа во многом поможет; помните об авторских правах — очищайте права на музыку, кинохронику, фрагменты других фильмов — это избавит от многих сложностей на пути к зрителю в будущем, кино без авторских прав практически не возможно продвигать; если «сценарий с матерком» без матерка звучит уже не так здорово — со сценарием что-то не так».

Елена Коржаева – генеральный директор фестивального агентства «Синепромо»:
«Обязательно посещайте кинофестивали, питчинги, мастер-классы — любые индустриальные мероприятия; коммуникация — это всё в сфере кино, ищите хорошего продюсера для своего полного метра, ничего не бойтесь, ни на кого не оглядывайтесь, никому не подражайте — делайте то, во что вы верите, чуть-чуть удачи как обязательное приложение к вашим работоспособности и таланту».

Александр Котт – кинорежиссер педагог:
«Не думать о зрителе, делать кино только с друзьями, без продюсеров, сначала все придумать, а потом снимать, не мучаться, а получать удовольствие от процесса, снимать кино без денег».

Нина Кочеляева – программный директор Сочинского международного кинофестиваля:
Искать; экспериментировать; быть лаконичными; быть индивидуальными; быть свободными.

Мария Лемешева – главный редактор журнала Кинорепортер:
«Не снимать длиннее 12-ти мину, самый успешный жанр в коротком метре — это комедия, хороший сценарий — это все, бюджет — не главное, не снимать, если можешь не снимать».

Иван Лопатин – генеральный директор фестивального агентства «Мир фестивалей»:
«Удивлять — создавать то, чего еще не было, экспериментировать с формами, с техникой, с видением, не боятся ошибок: только тогда вы по-настоящему учитесь, не монтировать фильм годами, вовремя остановиться, планировать фестивальное продвижение, без которого никто о вас не узнает».

Ирина Любарская – куратор программы короткого метра Открытого российского кинофестиваля КИНОТАВР:
«Снимайте хоть на фотоаппарат, хоть на мобильный, лишь бы вам было что сказать, выходите за пределы московской кольцевой, будьте злее и резче, включайте юмор, помните о хронометраже: лучше меньше, да лучше».

Алексей Медведев – директор конкурсных программ Международного кинофестиваля «Послание к Человеку», Программный директор Международного кинофестиваля «Край света», Якутского международного кинофестиваля, Международного фестиваля арктического кино «Arctic open»:
Никогда не приглашайте известных актеров, никогда не приглашайте известных операторов, не стремитесь создать идеальный фильм, будьте немного небрежными, относитесь к короткометражке как эскизу ваших будущих фильмов.

Владислав Пастернак – генеральный продюсер компании HHG:
«Лучше, если к/м фильм выглядит и звучит, как большое кино. Но это не главное. Короткометражный фильм — не бизнес, а эталонный образец творчества, контрольная работа авторов и съемочной группы. Рациональных причин делать короткий метр у продюсера нет: режиссера, оператора, актеров могут уже после одного к/м позвать в большое кино, а продюсер должен заранее понимать, что ему придется с нуля искать ресурсы на следующий фильм. Рецепты большого кино и ТВ для короткого метра не работают. На питчингах претенденты часто обозначают некую «целевую аудиторию», ее возраст и социальное положение. Это заблуждение: единственная значимая аудитория к/м — профессионалы на фестивалях, а под них не подстроишься — нужно просто делать круто. Авторские права должны быть очищены на каждый элемент. договариваться об использовании чужой музыки, фрагментов эфира, кадров из фильмов нужно заранее, а не когда фильм уже снят. Но лучше всего, если фильм полностью оригинален. Не используйте слова «коротыш» и «коротышка»»

Федор Попов – директор Международного кинофестиваля ВГИК: «Обязательно соблюдать авторское право в кино, продвижение на фестивали, реклама в интернете, организация фокус-показов, редакция в зависимости от советов Мастеров».

Виктор Прокофьев – программный директор Открытого фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна», куратор альманаха компании «Пионер» «Русское.Краткое»:
«Интерес к своему времени и герою, избегать повторов и клише, утверждение собственного уникального взгляда и стиля, открывать новые имена среди своих современников, а не использовать в своей работе уже известных в индустрии кинематографистов и громких имен».

Жан Просянов – главный редактор портала Кинотеатр.ру:
«Снимайте кино! Как можно скорее идите снимать полный метр! Занимайтесь пиаром и маркетингом своих проектов! Работайте с Festagent! Делайте нормальный цветокор!»

Кирилл Разлогов – Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, программный директор Московского международного кинофестиваля, программный директор Национальной премии «Золотой Орел»:
«Верьте в себя; добивайтесь лаконичности, отрабатывайте каждую деталь, подбирайте актеров и актрис в соответствии с избранным жанром, не бойтесь экстрима».

Мария Токмашева – зам.главного редактора портала, посвященного веб-сериалам, The Digital reporter:
«Самые подходящие для короткого метра истории – анекдот и почти детская страшилка, редко что удается рассказать за короткое время кроме этих жанров; не нужно помещать свою заявку полного метра в короткий. Если она сработает в ограниченном хронометраже, то лучше за счет «растягивания» времени она уже не станет; лучше укладывать в короткий метр чисто жанровую историю. Разнообразие жанров тут часто идет во вред; для продвижения короткометражной истории лучше всего подходят известные актеры. Но если у вас нет классного сценария для короткого метра, то даже известные актеры вашу работу не спасут; помните, что короткий метр – это отдельная и в большинстве случаев законченная история, после которого у зрителя не должно оставаться вопросов (главным образом по поводу того, почему не случился полный метр, большой сериал или небольшой веб-сериал). В общем, для каждого хронометража — свой формат и не нужно ничего искусственно «укорачивать»».

Владимир Фенченко – кинорежиссер, педагог:
«Быть искренними».

Юлия Хамитова – куратор программы короткого метра «Недели российского кино в Лондоне»:
«Больше смотрите по сторонам и не повторяйтесь; развивайте свой вкус; будьте смелыми; знайте ответ на вопрос «О чем ваше кино?»; не ждите завтра, снимайте сегодня».

Владимир Хотиненко – заведующий режиссуры кафедры ВГИК, Народный артист России:
«Не пытаться «втиснуть» ВСЕ идеи в одну короткую историю, СТИЛЬ в кино — это ВСЕ, поточней определиться, ПРО ЧТО будет кино, продумать, ПРИДУМАТЬ и проработать характеры персонажей, не забывать про РАДОСТЬ творчества!».

Также в опросе приняли участие: Михаил Давыдов – руководитель портала «Пилигрим», Евгений Майзель – обозреватель журнала «Искусство кино», Станислав Тыркин – программный директор Национального фестиваля дебютов ДВИЖЕНИЕ.

Молодежный центр Союза кинематографистов России благодарит экспертов, принявших участие в опросе.
Партнер проекта «День короткометражного кино» — интернет-портал «START.RU» дарит всем экспертам сертификат на годовую подписку.

Пресс-служба МЦ СК РФ

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять