Стенограмма круглого стола «Дистрибуция короткого метра»
С 15 по 25 декабря в 5-й раз прошла Всероссийская акция «День короткометражного кино», направленная на максимальное продвижение отечественного короткого метра, на выработку мер, направленных на системную поддержку кинодебютантов.
В рамках проекта, организованного Молодежным центром Союза кинематографистов России при поддержке Союза кинематографистов России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения, Национального фонда поддержки правообладателей и компании CANON, прошли некоммерческие показы новых российских короткометражных картин на 782 площадках в 77 регионах России и 250 городах, а также в 15 странах мира. В некоторых регионах в рамках акции, помимо показов, прошли круглые столы, мастер-классы, питчинги, презентации кинопроектов.
На площадке «Московской школы кино» прошла образовательная программа, на которой 16 декабря состоялся круглый стол «Дистрибьюция короткого метра». Предлагаем читателям фрагмент стенограммы круглого стола.
Круглый стол «Дистрибуция короткого метра».
Участники:
Дмитрий Якунин – директор Молодежного центра Союза кинематографистов России (модератор);
Александра Геллер – руководитель отдела дистрибьюции компании «Пионер»;
Сергей Дешин – руководитель проекта «Каро. Арт»;
Антон Сазонов- продюсер, составитель альманахов «Новые русские»;
Владислав Пастернак – независимый продюсер, генеральный директор компании HHG;
Александр Ермолин – руководитель проекта «Shortfilm_industry»;
Валерия Моторуева- фестивальный агент компании «Фестагент».
Дмитрий Якунин: Мы сегодня поговорим о дистрибуции короткого метра. Напомню, что «День короткометражного кино» — это некоммерческая акция, мы хотим максимально широко познакомить зрителя, в том числе, массового зрителя, с таким явлением, как короткий метр. Но, очень важно, чтобы тот интерес к короткому метру, который, надеюсь, будет вызван нашими и всех наших коллег, усилиями, был бы максимально эффективно использован дистрибьюторами, онлайн-платформами, самими авторами короткометражных фильмов. Ведь, мне кажется, очень важно сделать так, чтобы снимать качественный короткий метр, в конце концов, было бы выгодно. Сегодня мы хотели поговорить об этом — реально ли сделать самоокупаемыми короткометражные фильмы и что для этого нужно?
Александра Геллер: Добрый день, мы очень рады, что эту тему подняли. Я представляю кинокомпанию «Пионер», которая была основана на базе кинотеатра «Пионер» в парке Сокольники. 1,5 года назад мы решили самостоятельно закупать кино и прокатывать его на территории России и СНГ и буквально полгода назад летом у нас возникла идея о том, чтобы начать выпускать сборники короткометражного кино. Сборники эти называются «Русское краткое» — первый выпуск мы уже выпустили 19 октября в нескольких десятках кинотеатров, а недавно открыли права на он-лайн площадках. Также этот сборник можно увидеть на бортах самолетов компании «Аэрофлот», что считаем большим успехом. Сейчас мы готовим к выпуску второй выпуск, и мы планируем подобные сборники выпускать с периодичностью раз в 1-2 месяца (всего на данный момент собрано 6 сборников). Причем, наши альманахи можно посмотреть не только в Москве и в Санкт-Петербурге, в кинотеатрах, специализирующихся на арт-контенте, но и других регионах России.
Дмитрий Якунин: Что нужно с юридической точки зрения сделать автору, чтобы попасть в ваш альманах?
Александра Геллер: С юридической точки зрения все это довольно сложно, на самом деле. Потому что короткометражное кино, если оно не было показано на «Кинотавре» или на других больших фестивалях, для которых делают прокатное удостоверение, зачастую не имеет документов, необходимых договоров. Поэтому, для проката короткометражного фильма необходимо прокатное удостоверение, а для его получения, в первую очередь, необходимы договора продюсера с режиссером, сценаристом, композитором. Также важно, чтобы была «очищена» музыка, используемая в фильме, кинохроника. Это не столько сложно, сколько просто нужно вовремя сделать все необходимые документы.
Сергей Дешин: Я представляю проект «КАРО-Арт». С прошлого года мы регулярно прокатываем полнометражные дебюты, в частности, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Близкие», «Хрусталь». Для короткометражных фильмов мы выступали до недавнего времени, как площадка, показывали, в частности, зарубежные альманахи компании «Мир фестивалей», другие сборники. Также этим летом у нас был спецпоказ фильма «Календарь», лауреата Синефондасьон Каннского фестиваля и «Кинотавра», на который пришел почти полный большой зал «Октября». 21-го декабря мы показываем программу «Новое кино», куда вошли 3 короткометражки студентов МШНК. Программа задумана так, что после показа идет 1,5-2-х часовое обсуждение фильмов с соавтором программы Тамарой Богдановой. В дальнейшем мы планируем показывать работы студентов Сокурова и других киношкол, мастерских. Акцент будет делаться на авторском кино. После показа у нас идет зрительское голосование.
Антон Сазонов: Так получилось, что в короткометражном кино я выступал и выступаю в разных ипостасях: снимаю как режиссер, продюсирую, выступал как куратор программы и дистрибьютор. Я снял как продюсер фильм «Нет» Ивана Петухова, лауреата «Короче» и «Кинотавра» этого года и снял как режиссер (совместно с Павлом Белявским) фильм «Тупик». Обе картины участвуют в «Дне короткого метра». В плане того, что вообще сейчас происходит с коротким метром относительно того, что было 5 лет назад. В свое время компания «UTOPIA PICTURES» прокатывала международные альманахи «FUTURE SHORTS». В какой-то момент в эту компанию попал я, и мы провели эксперимент – прокат российского короткого метра. В целом это всегда вложения… Выпуск в прокат, как многие знают, это промо, организация премьеры, роспись, закупка прав — это достаточно большой расход, который сложно отбить. К тому же, выпуск альманаха мы делали своеобразным событием, проводили активную пиар-компанию. Первый выпуск достаточно неплохо прокатался, мы собрали хорошие работы. А вот со второй частью уже было гораздо сложнее. Сложно судить, почему так, потому что, может быть, это вторая часть – это всегда уже меньший интерес, может быть, сами фильмы были немножко не такие, наверное, зрительски направленные, как в первой части. К тому же, раньше собрать качественную программу короткого метра было достаточно сложно, опять же, по сравнению с сегодняшней ситуацией. Мы тоже пытались сделать все, о чем рассказывают коллеги- продажи на ТВ, в интернет, большая была работа сделана. А что касается продаж со стороны продюсера, то это в целом тоже довольно-таки становится выгодным, потому что короткий метр приобретает все больший вес и значение, интерес у зрителей. Например, короткий метр закупает компания Start.ru для онлайн показов. При этом, конечно же, фильм должен быть тоже непростым, т.е. он должен вызывать интерес: фестивали, актеры, создатели, т.е. что-то в нем должно быть. Либо это какая-то мощная история, классная, которую все захотят увидеть.
Александр Ермолин: Я занимаюсь продвижением, дистрибуцией короткого метра уже 9 лет, сначала в рамках кинофестиваля «Арткино», затем в рамках студии «Свободное кино». Начиная с 2009 года мы объединяли лауреатов фестиваля «Арткино» в сборники и прокатывали по России (порядка 45 городов). Потом с кинотеатральными показами стало хуже, и постепенно все ушло в онлайн. На данный момент мы создали проект по дистрибуции короткого метра, который ставит перед собой задачу максимального продвижения короткого метра. Это не ограничивается только дистрибуцией, показом в кинотеатрах, это еще и различные мероприятия… В частности, мы организовывали в «Москино» 2 спецпоказа- программ «Кинотавра» и «Короче». Плюс, в социальных сетях мы сделали группу «Короче говоря», это профессиональный разбор короткого метра, а также зрительская оценка. Идея нашего проекта, в целом: создать некое «единое окно», чтобы авторы, правообладатели, компании могли прийти к нам, и мы бы могли предложить пиар, дистрибуцию, киноклубные показы. Мы на данный момент работаем с 45 фильмами, они загружена на «Окко», распределены по жанрам. Также мы из этих фильмов собрали 4 альманаха, и сейчас пытаемся их монетизировать. Многие авторы после показа фильмов на фестивалях, просто выкладывают их на YouTube, и, в принципе, больше не занимаются в дальнейшем продвижением этого фильма. А мне кажется, у фильма, понятно, что здесь некая нужна селекция, но нужно сделать дополнительные попытки для продвижения этого фильма, а, соответственно, будет больше возможностей его монетизировать и вернуть часть денег, потраченные на съемки.
Владислав Пастернак: Когда слушал выступления коллег, одновременно и радовался и в другой степени завидовал. Хотелось внутренне спросить: где же вы были 10 лет назад, когда я продюсировал короткометражки (всего около 70 картин).
Ну ладно, вернемся к сегодняшнему дню. Когда мы говорим о прокате короткого метра, мы говорим о бизнесе, потому что прокат — это бизнес. А что такое кинобизнес? Это производство, распространение киноискусства. Потому что любое произведение: будь то полный метр, короткий, неважно в каком бы он ни был жанре: высоком/низком, насколько бы ни был талантлив, с высоким вкусом, низким вкусом — это все равно произведение искусства. Соответственно, с одной стороны мы видим искусство, т.е. сам продукт, контент. С другой стороны, составляющую этой истории, потому что прокат — это бизнес. Что такое искусство? Искусство — это информация, любое произведение искусства — это арт-коммуникация, кино — это рассказывание истории, даже документальное кино — это все равно некоторая коммуникация автора со зрителем, а если это кино более или менее классически сделано, то это вообще рассказывание истории при помощи киноязыка, а рассказывание истории — это информация. И, соответственно, кино имеет связь не только с искусством ибизнесом, но еще и с технологией, потому что для того, чтобы снять и показать — нужна обязательно технология — те некие данные, на которых весь этот бизнес и держится. Мы видим некое сравнение между кино и венчурным бизнесом. Когда мы говорим о прокате кино, то говорим о зрителе, о потребителе и о рынке. Потребитель кто — чего он хочет? Чего хочет зритель? Но есть зрительское кино, и есть фестивальное кино, и, как правило, они вызываютразные эмоции, в каком-то случае это будет юмор, в каком-то случае напряжение, катарсис. Лучше всего, когда фильм включает все компоненты. Понятно, что это должно быть качественное изображение, качественный звук, качественная актерская игра, все должно быть высокопрофессионально и содержательно. Бессодержательная короткометражка вряд ли кому-то будет интересной. Это требования аудитории. Дальше. Каковы каналы распространения короткометражного фильма? Это фестивали, это интернет, некоторые телеканалы. Когда мы говорим о каналах распространения, нам нужно задать ряд вопросов: В каких случаях зритель платит? Потому что зритель – это потребитель, и если он не платит, то нет и рынка по большому счету. Дальше. Кто собирает деньги, куда они направляются? Достаточно ли этих поступлений, чтобы окупить затраты на фильм и заработать? Потому что, опять же, это невыгодно. Есть ли другие пути заработать на короткометражном кино? Во-первых, короткометражный фильм, как правило, снимается на собственные деньги автора или продюсера, на деньги киношколы или ВУЗа. Надо также понимать, что спонсоров и фондов, которые системно в России финансируют короткий метр, практически нет. Кому-то может повезет, но это исключение из правил. И по сравнению с реальной киноиндустрией, в коротком метре денег всегда не хватает – в ряде других индустрий тоже денег не хватает, но создатели короткого метра, они драматическим образом ограничены в ресурсах. Если в кино не хватает на какие-то вещи, которые хотелось бы иметь, но не всегда они есть, то в коротком метре денег часто не хватает даже на самоенеобходимое: и на технику не хватает, и на какие-то технологические процессы не хватает, от чего короткие метры довольно старо выглядят или звучат, не хватает на актеров. В общем, экономика производства короткого метра не такая, как у полного метра. Если говорить о путях возврата денег,затраченных на создание короткометражки, всегда раньше до системных дистрибуторов приводились четыре канала возврата: награда, донэйшнс (в интернете посмотрел, нажал кнопку и заплатил понравившемуся автору), плата за фестиваль и доход от рекламы на видеохостинге. Отмечаю по каждому из этих пунктов, что награды и донэйшнс – это не рынок, награда – это не рынок, потому что это никак не просчитывается. Даже если на фестивале есть какой-то призовой фонд, ты не знаешь, вдруг окажется другой парень или девочка, который лучше тебя это сделает и заберет призовой фонд себе, поэтому это не рынок. Я, честно сказать, не знаю, чтобы в России фестивали платили за показы. Западные фестивали платят за показы деньги, 50/100 евро за показ. Иногда приходилось отказываться от этой платы, бесплатно давать фильм, потому что для нас было дороже получить деньги от фестиваля зарубежного, потратить больше энергии, чем просто разрешить показ бесплатно. Поэтому это тоже в общем-то не рынок. Обычно ты тратишь на рассмотрение, слава Богу, что в России нет платных фестивалей, которые требуют денег за рассмотрение фильма. На Западе это очень распространено, но на Западе есть и фестивали, которые платят за показ. А что касается видеохостингов – там написано, что для того, чтобы там деньги заработать, должны быть миллионы просмотров, огромный вирусный эффект. И такого вирусного эффекта, которого достигают короткометражки – это всяческиевидео блоги, некое такое не кино, а некое телевидение современное, Юрий Дудь и прочие видеоблогеры, которые годами нарабатывают аудиторию и зарабатывают. В принципе, что мы видим? Что возврата денег за короткометражки предсказуемо нет, мы не можем его посчитать. Так зачем вообще снимать короткий метр с точки зрений бизнеса? Первое, для чего вообще такое кино снимается? Потому что нет ресурсов для полного метра, а для того, чтобы дебютировать в полном метре, вам нужно портфолио. На какие-то деньги, которые даются, вы снимаете короткометражку, которая позволит всерьез поговорить с продюсерами, дистрибьютерами, чтобы запуститься с вашей полнометражной работой, потому что цель – не снимать короткометражки всю жизнь, а попасть либо на большое телевидение, либо в большое кино. Дальше – это вирусная биржевая реклама – есть ряд рекламных альманахов с различными брендами. Но это не касается молодых начинающих режиссёров, обычно такие бренды нанимают супер звездных режиссеров, уже давно состоявшихся в индустрии, там нужны звезды как раз вирусные биржевые рекламы. И третий пункт самовыражения в редчайших случаях прокатывает, потому что, ну, сколько у нас снимается? Наверное, 3 тысячи коротких метров снимается в год, но очевидно, что если сеанс длится час, то небольшой процент из этих трех тысяч попадает в прокат, задушит скорее всего конкуренция между дистрибуторами, но вцелом, прокат – это редкость. И обычно короткометражный фильм нужнее его создателю, чем его аудитории. Помните, я говорил про то, что кинобизнес – это венчурный бизнес? Т.е. это что такое? Это бизнес, связанный с инновацией, предложением чего-то нового, чего раньше не было. И второй самой важной характеристикой венчурного бизнеса является то, что это высокий риск – вы долго-долго тратите деньги, энергию, не рассчитывая на отдачу, чтобы затем однажды, может быть, эта отдача с лихвой вам вернется. Давайте посмотрим на цикл финансирования высокотехничного стартапа. Это довольно стандартный цикл практически любого стартапа в области IT. Сначала вы потратили десятки тысяч долларов, не рассчитывая на отдачу, потом у вас появляются первые инвесторы, спонсоры, которые дают денег на развитие этого вашего продукта, и он потихонечку начинает окупаться. Что же является стартапом в кинобизнесе? Почти всё, сам фильм – это стартап. Самый главный стартап – это сам кинематографист. Т.е. вы сами являетесь стартапом – как режиссер, как сценарист, продюсер, кто бы-то ни был. Еще раз я повторяю, цикл финансирования стартапа и цикл финансирования кинематографиста – они одинаковые. И бюджеты очень похожие. Понятно, что это все Голливуд, но в России тоже есть режиссеры, которые попали в Голливуд и их бюджеты, в общем-то, сравнимы, и их циклы финансирования примерно такие же. Т.е. от каких-то копеек до миллионов бюджетов… Мое мнение, что короткому метру нужно относиться, как к рыночному продукту, потому что, скорее всего,режиссёр может буквально с этой короткометражкой, если она успешна, сразу быстро попасть в индустрию, если она действительно хороша, то предложения будут с первой же короткометражки. Или же со второй.
Тут, главное, единственный ресурс, который должен быть неисчерпаемым – терпение, нет финишной прямой, ты не знаешь, где это закончится. Сейчас наконец-то будет финишная прямая, будет следующий этап…. А как продюсеру, наверное, нужно как можно скорее переходить от коротких метров к полному, потому что вы, скорее всего, незаработаете, а только потеряете, но это не значит, что не нужно отдавать свои короткие метры в прокат, потому что, да, на них заработает кто угодно другой: кинотеатр, достаточно высокая посещаемость, дистрибьютор. Но, во-первых, зарабатывать на коротком метре можно при очень больших количествах, их должно быть сотни в библиотеке, тогда возможен заработок. Во-вторых, контент должен демонстрироваться: кроме режиссера на коротком метре работают и актеры, операторы, целая съёмочная группа, как правило, бесплатно или за очень небольшие деньги – все эти люди имеют право на то, чтобы их результаты труда были увидены, потому что это делают не только для того, чтобы помочь режиссеру, но и для того, чтобы это увидела аудитория и возможно какие-то другие кинематографисты. А для этого нужно обязательно, конечно, показывать максимально широко и везде, а для этого, как уже говорилось, нужно очищать права, но это отдельная тема.
Валерия Моторуева: Прямой монетизацией мы не занимаемся, лишь некоторые инструменты, которые здесь были упомянуты, опробованы нами. Я думаю, что короткий метр на современном этапе с трудом может принести какой-то обратный капитал, скорее здесь речь идет о символическом капитале, фестивальных участиях, некотором личном статусе — в общем, об это много говорим. Со стороны фестивалей, я бы отметила такую проблему, которая здесь еще не прозвучала. К сожалению, ни один из российских фестивалей, возможно, я ошибаюсь, не представляет кинорынок. Такой площадки, где дистрибьюторы, агенты, могли бы осматривать, проводить некоторую селекцию, приглашать на программы и т.д. Сейчас, насколько я знаю, все эти селекционные усилия производятся новым методом каких-то личных кураторских отборов: съездил на фестиваль, там посоветовали, но каких-то открытых платформ, которые давали бы обратную связь у нас не существует. И в этом смысле, если режиссер не знает индустрию, он скорее всего и не обратится к такой идее – монетизировать свой короткий метр. бы хотела на самом деле задать вопрос, уточнить- есть ли система господдержки короткометражных фильмов? В производстве, прокате?
Дмитрий Якунин: На данный момент короткометражные фильмы в производстве Минкультом поддерживаются в виде альманахов (1-2 альманаха в год, в частности, наши альманахи «Ближе, чем кажется», «Команда мечты», проект компании «Новые люди» «2017», альманах режиссеров-дебютантов «Это не навсегда»). Кроме того, как Вы знаете, Молодежный центр получил грант Фонда Президентских грантов на проведение Всероссийского Питчинга Дебютантов, и призовой фонд составит 10 млн. рублей, большая часть из которого как раз авторам короткометражных фильмов (как на московских питчингах, так и региональных). Также на наших питчингах зачастую проекты получают продюсерскую поддержку «под ключ», техническую поддержку, различные скидки, тем самым, позволяя максимально оптимизировать бюджет при производстве короткого метра. Выделяется финансирование на производство дипломных и курсовых работ в некоторых киношколах, в частности, ВГИКе, СпбГИКИТе, Академии Н.С. Михалкова. Параллельно с нашей акцией в Тюмени проводится конкурс для молодых кинематографистов «КиноГранат» с общим призовым фондом 1,8 млн. руб. Несистемно, но выделяется финансирование на кинопроизводство в других регионах- Якутии, Бурятии, Татарстане, Башкортостане, Иркутской области. Прежде всего, на полнометражное и документальное кино, но случается, что и на короткий метр. В некоторых регионах выделяются губернаторские гранты. Активно развивается грантовая система Росмолодежи и «Роскультцентра» для творческой молодежи до 30 лет. Кроме того, поддержкой короткого метра в рамках специальных конкурсов, как вы, наверное, знаете, занимаются такие компании как «Disney», «Яндекс. Такси», недавно прошел конкурс офисной бумаги «Снегурочка». Мы максимально информируем об этих конкурсах на нашем сайте и в социальных сетях, сотрудничаем с организаторами данных проектов. Что касается поддержки короткого метра в прокате, считаем, что Министерство культуры РФ в рамках развития индустрии короткого метра могло бы поддерживать в прокате 1-2 альманаха. По этому поводу мы ведем с ними диалог. Уверен, что наш круглый стол только укрепит нашу позицию.
В конце обсуждения я хотел бы спросить моих коллег. Как вы считаете, короткий метр стоит все же рассматривать как бизнес, «затачивать» его на монетизацию? Либо, считать, что это — эксперимент, учеба, за которую автор должен платить?
Антон Сазонов: Мне кажется, в целом, короткий метр — входной билет в индустрию полнометражного кино и поэтому у этого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это важная часть индустрии, подступ к индустрии, так скажем. Поэтому мне кажется, что туда стоит вкладывать деньги. С другой стороны, мне кажется, как вывод нашей сегодняшней встречи — рассчитывать на то, что они вернутся…
Владислав Пастернак: Мне кажется, если ты «кайфуешь» от съемок, если нравится, то определенно не думать о том, когда это вернется, но, в принципе, — это возможно. Т.е. монетизировать возможно.
Сергей Дешин: Фильм «Календарь», о котором мы сегодня говорили, явно окупился, принес прибыль. Но видно, что Игорь не думал о прибыли, не думал о том, чтобы заработать, он просто снимал, а там — как сложилось. Если вы хотите снять фильм вы должны его снять, какие у вас закадровые мысли — это дело каждого. У него несколько сценариев полного метра, с каким он первее запустится — непонятно, но интерес к нему большой. До кинофестивалей, как обычно бывает, в него никто не верил, а после того, как случился хайп–у него появилось массу предложений.
Александра Геллер: От нас, как от компании, которая занимается дистрибуцией, это тоже довольно рискованный бизнес, потому что не всегда все эти деньги окупаются, но тут важно опять же помнить то, зачем мы выходили на это, потому что если не окупились кинотеатральные права, вполне возможно, что вы получите выручку от ТВ-продаж и просто каких-то разовых продаж. Мне кажется, сейчас все идет к тому, что короткий метр все-таки как-то потихоньку очень медленно становиться окупаемым.
Александр Ермолин: Я думаю, что создатели короткого метра должны оставаться самими собой, делать то, что им нравится, не рассчитывать ни на какую отдачу, снимать такое кино, которое сами хотят видеть. И в тех случаях, когда видение автора совпадет с видением дистрибьютера, с экспертизой дистрибьютера и со вкусом зрителя — возможна какая-то отдача, но рассчитывать на нее не приходится и не стоит… Не то, что не стоит — стоит так относиться и делать как последний и единственный в жизни, но в то же время не стоит на него возлагать каких-то экономических надежд, но если из какой-то выборки коротких метров собрать интересный альманах, то возможен и какой-то бизнес. Мне кажется, все же короткий метр — это больше искусство, тренировка и т.д.
Валерия Моторуева: Очень бы хотелось, чтобы был дифференцированный рынок. Были бы альманахи и комедийные, и со звездами, но также, чтобы дистрибьюторы не забывали бы о новом взгляде, киноязыке. Мне кажется, это как-то способствует воспитанию зрительской культуры, какой-то калибровке вкуса, возможно. К сожалению, пока подобных инициатив не так много, но здорово, что есть к ним шаги.
Дмитрий Якунин:У меня совет один — мне кажется, вне зависимости от жанра, тематики, направления своего фильма — авторы короткометражных фильмов должны, прежде всего, помнить и уважать своего зрителя. Что касается нашего круглого стола, очень здорово, что все больше и больше появляется структур, игроков на достаточно сложной, но важной и, как мне кажется, перспективной, нише – индустрии короткого метра. Безусловно, этого бы ничего не было без достаточно большого количества качественных короткометражных фильмов. Уверен, в следующем году этих фильмов будет все больше и больше, а, значит, и рынок короткого метра будет только развиваться. Спасибо!
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!