«Основной вызов для молодых режиссеров – полюбить ограничения»: интервью с Александром Володиным, режиссером и продюсером веб-сериала «Чехов: Screenlife»
В связи с появлением в сети веб-сериала «Чехов: Screenlife» редакция Moviestart побеседовала с режиссером и продюсером короткометражного и vrкино, веб-сериалов и рекламы, обладателем Национальной молодежной кинопремии в номинации «Лучший фильм, снятый на смартфон» Александром Володиным о новых трендах в кино.
Саша, ты известен как режиссер-экспериментатор, который использует новые возможности киноязыка. Расскажи, пожалуйста, о своих проектах и об их успехах.
На данный момент я снял 3 короткометражки в жанре screenlife как режиссер, один тизер в формате screenlife в рамках форума «Таврида» и одну короткометражку как исполнительный продюсер. Как режиссер короткометражного фильма «Дело о тоске» я получил национальную молодежную кинопремию в номинации «Лучший фильм, снятый на смартфон» и вошел в конкурсную программу фестиваля «Святая Анна». Screenlife короткометражный фильм «Парашют», в котором я был одним из исполнительных продюсеров, собрал 5 миллионов рублей на благотворительном вечере Action, которые были переданы в благотворительный фонд. Screenlife тизер «Прямой эфир» вошел в программу кинофестиваля «Будем жить».
Также я снял 2 классические короткометражки («Сосед» и Сколько стоит твоя жизнь»), два пилота веб-сериалов («#МЫЖМУТАНТЫ» и «Цепь») и одновременно художественный и познавательный VR360 фильм для детей «Путешествие маленького метеоритика». Пилоты веб-сериалов сейчас участвуют в питчингах и переговорах о финансировании сезонов. VR—фильм готовится к показам в школах.
25 февраля при поддержке социальной сети Одноклассники, мы выпустили веб-сериал «Чехов: Screenlife«, в котором я снял одну из новелл и выступил в роли продюсера. Уже вышло 5 новелл из семи, и мы набрали более 400 тысяч просмотров.
Откуда ты узнал о жанре screenlife и почему именно он тебя заинтересовал?
Я помню, вышел фильм «Убрать из друзей», и я никак не мог добраться до его просмотра. Затем я посмотрел презентацию курса Филммейкинга в Высшей Школе Кино АРКА при НИУ ВШЭ, где куратором выступал Тимур Бекмамбетов и его компания Базелевс. Там акцент делался на передаче студентам опыта Тимура по съёмке screenlife. Я посмотрел фильм и мне он очень понравился. Я понял для себя, что это интересный киноязык, в котором ещё огромное пространство для экспериментов и открытий, много места для фантазии, а также можно сильно подключать зрителя к фильму, делая художественную историю почти документальной, что вызывает сильные эмоции и саспенс.
Какой была твоя первая работа в этом жанре, что получилось, что нет?
Первой работой была короткометражка-анекдот с рабочим названием «Режиссерский сценарий». Это короткий анекдот о режиссере, отлынивающем от написания режиссерского сценария и придумывающем разные отговорки. Но, оказывается, продюсер следит за ним и хочет припереть к стенке. В первой версии фильма получился забавный заход, удалась характеризация, были забавные диалоги, но дальше затравки не пошло, было скучновато, не было развития. Тогда мы придумали сценарный переворот, что у безобидной девочки продюсера, родители работают в ФСБ, и она сама крайне опасна. Конфликт стал гораздо стремительней развиваться и при этом с юмором. Эта работа всем очень понравилась. Она была достаточно просто снята, не использовался зум (укрупнение) на тексты, поэтому было трудно читать чаты. После этой работы я решил использовать зумы, что было отхождением от классического screenlife, который снимался до этого.
На твой взгляд, каковы основные правила при съемке screenlfe?
- Выбрать подходящую историю, которая действительно может развиваться на экране гаджетов и сам гаджет, цифровые технологии очень важны в истории.
- Действие происходит на экране главного героя и гаджет не меняется или почти не меняется. Если мы будем менять героя, от чьего лица идёт повествование, зритель очень вероятно запутается.
- Должно быть максимально понятно, что происходит,необходимо максимально вычищать историю от всего лишнего.
- И последнее, —больше никаких правил. Это новый формат, в нем можно и нужно экспериментировать.
Какие режиссёры и фильмы тебя вдохновляют?
Мой любимый фильм «Одиссея 2001» Стенли Кубрика, он безумно глубокий, многогранный и совершенно невероятно снятый, сколько раз не пересматриваю, постоянно нахожу что-то новое для себя. Не думаю о том, чтобы выделять кого-то из режиссеров, ранжировать, люблю массовых режиссеров, Хичкока, Кемерона, Тарантино, Спилберга, но люблю и Гая Ричи, Иньяриту, Тарковского, Феллини, Бергмана, Куросаву. Из последнего мне безумно понравился фильм «Стекло» Шьямалана. Смотрю очень разное кино, разных жанров, и считаю, что самое важное – душа, которую вкладывают в фильм все члены команды, актеры, это и делает кино великим.
Поделись, пожалуйста, своими дальнейшими творческими планами.
Сейчас я как режиссер участвую в разработке полнометражного screenlife фильма, планирую съемки веб-сериала «#МЫЖМУТАНТЫ» и перевод фильма «Дело о тоске» на английский язык для участия в иностранных кинофестивалях. Для перевода потребуется проделать достаточно большую работу по монтажу и возможно переозвучке фильма.
Какие вызовы сейчас стоят перед молодыми режиссёрами?
На мой взгляд, основной вызов для молодых режиссеров – полюбить ограничения. Мы живем сейчас в весьма материально ориентированном мире, нужно зарабатывать на жизнь, жизнь все дорожает, образование в кино дорогое и практически исчезает бесплатное образование, а твой одноклассник торгует китайскими шмотками и уже купил себе Лексус, а ты все ищешь деньги на фильм. Необходимо обеспечить себя минимально самому, или посидеть на шее у родителей, и отдать свою душу процессу создания кино, перестать зацикливаться на идеальном результате сразу.У кого-то получается, у кого-то нет. На длинной дистанции гораздо успешней не тот, кто у кого получился первый же фильм, а тот, кто умеет ошибаться, переделывать и идти дальше. Нет денег, собери у друзей, не получается, бери телефон вместо камеры и снимай. Нет денег на образование – открывай youtube и ищи видео по технике съемок, монтажа или написанию сценария, там более чем достаточно информации, чтобы снять первый фильм.
Свой первый фильм «Сосед» я снял, не имея никакого кино-образования, только youtube и покупка онлайн мастер-классов. Он получился не сразу, я полностью перемонтировал его после первой сборки, изменил на монтаже ход повествования, вырезал из фильма треть хронометража, и он заработал. «Дело о тоске» я также монтировал второй раз полностью с нуля, несколько раз переозвучивал закадровые сцены, собирал всех актеров, мы играли эти сцены в реальном времени, одним дублем, и приходилось каждый раз собирать всех актеров. Не нужно придавать этому большого значения, это творческий поиск, приключение. Как говорится «веселее, мы же в хоккее».
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!