MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Лайфхаки > Как работать из дома: советы сценаристов

Как работать из дома: советы сценаристов

Каникулы продолжаются, а вчера был объявлен всеобщий режим изоляции, который мы настоятельно советуем соблюдать. Чтобы читатели портала смогли постепенно перестроиться на новый лад жизни и работы, Moviestart совместно с агентством StarDust подготовили материал о том, как плодотворно и с удовольствием работать дома. Сценаристы известных проектов делятся с вами своим опытом и лайфхаками.

Юлия Идлис, сценарист сериала «Фарца», фильма «Авантюристы», игры «X-Files: Deep State»:

«С началом повсеместного карантина мои друзья и знакомые, которые ходили в офис, в ужасе спрашивают друг у друга советов – как работать полный день из дома, в опасной близости от кровати и холодильника.
Я работаю из дома с тех пор, как стала сценаристом, – больше семи лет. Первые года полтора дались мне непросто. Оказавшись предоставлена самой себе, я ложилась в три часа ночи и вставала в полдень – с ощущением, что мой рабочий день безнадежно ушел вперед. Так оно и было: почта уже ломилась от срочных правок, уточнений к срочным правкам и предложений встретиться и обсудить срочные правки, а я еще даже зубы не почистила.
Кроме того, я вдруг перестала видеть людей – вообще. Пока я ездила в офис, даже не успевая встречаться с друзьями (из-за работы), я никогда не была по-настоящему одна: вокруг были коллеги, а по дороге туда и обратно – участники дорожного движения, на которых всегда можно было наорать. Тут вдруг я обнаружила, что вижу людей, только когда подхожу к окну, выходящему на соседский угловой балкон. И люди эти чаще всего в семейных трусах и халатах.
Довольно быстро я озверела вконец и начала вечерами проситься к людям. С друзьями мы, удивительным образом, стали встречаться чаще, потому что теперь я это инцииировала (и благодаря этому в какой-то момент познакомилась с будущим мужем).
Постепенно все наладилось. Я выработала свод правил, которых придерживаюсь до сих пор и которые сильно облегчают мне жизнь. Вот самые важные из них.
Воспринимать свой рабочий день как рабочий и четко знать его временные рамки.
Мой рабочий день длится с 10-30 до 18-30 с часовым перерывом на обед и несколькими передышками. Попасть в этот график мне удалось далеко не сразу; тут главное – донести до всех подшефных родственников и животных, что в это время я не «все равно сижу дома», а работаю, и потому недоступна. Как если бы я в этот момент была в офисе. На суперважной встрече. В бункере на дне мирового океана. (Некоторые сценаристы даже отключают днем телефон, но я нет. Я просто говорю: «Что случилось?!» – таким голосом, что человек больше никогда не звонит мне в середине рабочего дня. Максимум пишет.)
Но самое главное – донести то же самое до себя. Это мое рабочее время; в это время я не подбираю себе более удобное кресло в интернет-магазине, не придумываю меню обеда, не помогаю бабушке выбрать семена редиски на лето. Я работаю.
Разбить все, что надо сделать за день, на задачи, а сам день – на отрезки по два часа.
С утра я делаю задачи посложнее, которые требуют времени и концентрации. Во второй половине дня – задачи полегче и покороче. Общее правило такое: два часа поработала – 15 минут перерыв. Во время перерыва хорошо встать и сделать что-нибудь быстрое бытовое – перегрузить стиралку, помыть посуду, поставить блюдо в духовку. В общем, нечто требующее хоть какой-то физической активности, но не головы.
Обед – это святое.
Я стараюсь никогда не назначать звонки или встречи так, чтобы они залезали на время обеда. И нет, двигать время обеда тоже нельзя: если это сделать, весь остальной рабочий день тоже поедет, и от компьютера я встану ближе к ночи – злая, задолбанная и еще и не успевшая поужинать.
Все рабочие встречи (а в нынешних реалиях – звонки) только после обеда.
Если я выйду из дома (или просто интенсивно пообщаюсь) в первой половине дня, я буду чувствовать себя уставшей, а главное – уже поработавшей. И не смогу сосредоточиться. Поэтому сначала работа, потом – встречи, звонки, общение. Дальше – ужин и отдых: друзья, кино, магазины. А в нынешних реалиях – выпивание по скайпу, стриминг, пребывание на балконе, шкафной тетрис из гречки и туалетной бумаги.
Ложиться спать не позже 23-00.
Это нужно, чтобы получить свои восемь часов сна и встать рано утром – бодрой и готовой к работе. Ведь если я просыпаюсь в семь утра, то к полудню уже успеваю написать одну заявку и начать другую. А заказчик, который должен прислать мне срочные правки к первой заявке, еще даже зубы не почистил».
(Источник)

Руслан Галеев, сценарист сериалов «Троцкий», «Хороший человек»:

«Когда выходишь на дистанционную работу, кажется, что у тебя будет много свободного времени. А потом обнаруживаешь, что просыпаешься, уже работая, и засыпаешь, еще работая. Не хочется это признавать, но, при всех минусах офиса, навязанный график – благо. Поэтому на удаленке важно выстроить собственный. Еще важнее – следовать ему. Я стараюсь соблюдать следующие правила. Первое: не ложись позже 01:00, не спи дольше 09:00. Второе: не работай первые полтора часа, ты все успеешь. Третье: сев работать, уже не отвлекайся. Оказывается то, что ты делаешь в течение суток, можно уложить в четыре часа.  Четвертое: определи время дневного перерыва, не пропускай его, не откладывай (см. второе правило – ты все успеешь!). Например, посмотри эпизод сериала. Пятое: только один эпизод! Поверь, остальные никуда не денутся! Шестое: выходные переоценены. При нормальном соблюдении графика можно выделить любой день и провести его без работы (см. второе правило – ты все успеешь!). Седьмое: заканчивай работать не позже 20:00, даже если кажется, что ты ничего не успеваешь. Потому что, на самом деле, см. второе правило – ты все успеешь!
И еще — важнейшее условие сосуществования на удаленке. Даже в наших квартирах находите возможность для личного пространства и одиночества. Дайте любимому человеку посидеть в тишине, помолчите, оставьте его одного в комнате. Возможно, он начнет вас ненавидеть чуть позже, чем вы предполагали, а любить будет, чуть дольше».

 

Евгения Богомякова, сценарист сериала «Неизвестный», автор и режиссер веб-сериала «Крипота»:

«Я 7 лет проработала в опенспейсах, поэтому день, когда начала работать из дома, стал одним из лучших в жизни. Дома можно организовать себе максимально комфортное рабочее место и режим, не участвовать в войнах слишком душно/слишком дует, не тратить время на дорогу, есть нормальную еду и работать не 8 часов, а головой (и сутками).
Режим — это самое важное, иначе можно обнаружить, что утром зашел полистать фейсбук в кроватке и ой, восемь вечера. У каждого человека есть время, когда он соображает лучше всего. Полезно найти это время и свято чтить его как рабочее. У меня два таких периода: самый эффективный — часов с 6-7 и до 10-11 (и в этот момент никто в целом мире не дергает, потому что почти все еще спят) и второй — часов с 15 до 19. В остальное время работать, конечно, тоже можно, а иногда и невозможно не работать, но на эти часы я стараюсь планировать самые сложные задачи.
Второе — рабочее место. У меня их два — диван, чтобы придумывать (лежа) и стол, чтобы редактировать и вести переговоры (сидя). Так сложилось исторически. Плюс контейнер, в котором лежит все, что может пригодиться для работы (карандаши, ручки, блокноты, зарядки, необходимые книги, крем для рук), его я переношу с места на место + рядом всегда вода/кофе. Если поставить рядом с рабочим местом 2 литра воды, то можно не только выпивать 2 литра воды в день, но и меньше перекусывать.
На свое домашнее рабочее место я собираюсь так же, как когда-то собиралась в офис: умываюсь, переодеваюсь, завтракаю, листаю ленту, смотрю план на день. Только на дорогу трачу в сотни раз меньше времени.
Я пользуюсь планировщиком todoist и фиксирую в нем абсолютно все, что мне нужно сделать в жизни, давно уже ничего из дел не запоминаю, чтобы не тратить мозг. По воскресеньям делаю обзор будущей недели, чтобы распланировать работу и остальные задачи по дням. С утра за кофе смотрю на план на день и раскидываю задачи по времени и теме: сложное рабочее — с утра, в период дневной мозговой лени — бытовые вопросы, переписки, звонки, потом снова рабочий подход. С недавнего времени вношу в план и отдых, но в вопросах отдыха мне еще есть над чем работать.
Самое главное в рабочем плане — это понять, что мне сегодня нужно сделать и зачем мне это нужно. Если ответа на второй вопрос нет или он не вдохновляет, велика вероятность, что сделано будет очень мало или ничего.
Все чаще отключаю полностью мессенджеры на время работы и ставлю телефон на беззвучный. Неоднократно пропускала курьеров из-за этого)
В первую очередь стараюсь делать срочное или сложное. Но бывают такие дни, когда лучше начать с чего-то попроще и побыстрее, чтобы дать мозгу немножко дофаминчика, и остальное пошло быстрее. В такие же дни очень помогает перед началом работы прочитать главу рабочей книжки, послушать подкаст «Авторская комната» за завтраком или посмотреть сценарный ютуб-канал, чтобы лучше разогнаться.
Если вдруг нападает ступор и подступиться к работе становится страшно сложно, а фейсбук открывается каждую минуту — как правило, это означает, что задача, которую надо решить, выглядит неподъемной. Тогда делю ее на простые подзадачи и решаю их шаг за шагом. Не сразу отредактировать 50 страниц, а прочитать и пометить правки, отредактировать сцену и т.п. Или отвлекаюсь на что-то другое, чтобы решение пришло само чуть позже.
В середине дня — ленивое время — я обычно хожу в зал. Там как раз относительно пусто, и это очень эффективная передышка для человека, который в основном лежит.
Самое важное и самое сложное для меня в работе из дома — это остановиться работать. В относительно спокойное время заканчиваю, когда выполнила план на день.
Сделала раньше — молодец, не сделала раньше — молодец, сиди еще. Когда наступает время погорячее — стараюсь убирать все рабочее с глаз долой после 22 и хоть как-то переключаться, но бывает очень сложно. Сначала кажется, что ничего страшного не произойдет, если пропустить отдых раз-два-три, но потом обнаруживаешь, что придумать что-либо теперь невозможно вообще. Отдых — такой же важный инструмент для работы.
Выходные устраиваю обязательно после дедлайна и 1-2 в течение недели».

Ольга Ларионова, сценарист сериалов «Золотая Орда», «Тонкие материи»

Мне тридцать шесть, уже десять лет я сценарист, который работает дома. С тех пор стало легче: у меня появился собственный кабинет с ключом. И труднее: у меня появились две дочки, младшие школьницы. И с тех пор я на своей шкуре опробовала главное правило фрилансера: ты либо быстрый, либо мертвый. Что же еще нужно, чтобы эффективно работать дома?
Первым делом -самолеты. А сериалы, уроки с детьми, спасение мира – потом. Если для вхождения в рабочее состояние вам необходимо умыться, позавтракать и сделать зарядку- делайте это. Если нет – то откиньте одеяло, включайте ноутбук – и вперед. И не выходите из комнаты, пока не напишите вашу дневную норму слов! Кстати, супер продуктивный Пушкин именно так и делал, запертый в Болдинском карантине. И написал столько, что хватило бы на десяток классиков.
Назад в XIX век. А лучше – в XVIII, до изобретения телефона. Как-то раз я засекла, сколько могу работать без перерыва, не отвлекаясь на интернет. Результат потряс – 8 минут! И примерно 5 минут длились сами перерывы, обворовывая мое рабочее время. Совсем отказаться от интернет-пятиминуток я не смогла, но составила четкий план таких отвлечений. В итоге за шестичасовой сценарный марафон запланировано отвлекаюсь каждый час на пять минут, зараннее смирившись с потерей этого часа.
Придерживайтесь производственного плана. Рабочее письмо или звонок со срочным (на самом деле не всегда) заданием от продюсера или редактора выбьет вас из процесса минимум на час, и не факт, что этот час будет потрачен на дело. В итоге, хватаясь за три дела сразу, вы не делаете ни одного. Изредка можно отклониться от плана, но только если звонят из Голливуда!
Вас нет дома. Пока не написана ваша норма слов за день — вы холостяк на необитаемом острове. Часто домашние не понимают, что, валяясь на диване в пижаме, с ноутбуком и наушниками, вы на самом деле на работе. Особенно трудно, если дома дети. Это кропотливый и нудный процесс- объяснение, что вас ни под каким соусом отвлекать нельзя. Но десяток скандалов, подкуп и шантаж делают свое дело. Если есть возможность запереться на ключ – делайте это. И не открывайте дверь, даже если дети разносят дом, нашли коробку с шоколадками, а вместо уроков третий час смотрят «Гравити Фолз». Вы в офисе – и точка.
Нет вдохновения- решайте проблему вдохновения. Если вы, протупив перед компьютером час и ни строчки из себя не выдавив, решаете посвятить остаток рабочего времени быту, семье или поездке с бабушкой к врачу – вы совершаете ошибку. Во-первых, «ползет» ваш график, который и без того всегда под угрозой. Домашние получают сигнал – отвлекать вас нельзя, но все-таки можно. А во-вторых, и это главное, вы ничего не делаете для вашего дела. Если не можете писать – не пишите. Но займитесь поиском вдохновения: посмотрите фильм или сериал на тему, полистайте книги (опять же на тему), отправляйтесь на долгую прогулку – один! Иногда помогает сменить привычные четыре стены на лавочку в парке, и даже не обязательно для этого брать ноутбук с собой. Возьмите блокнот, ручку и наушники, включите вдохновляющую музыки – и бегом на поиск образов и сюжетных поворотов!

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять