MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Хроники фестиваля «Зеркало»: Создание Академии Анимационного искусства имени Федора Хитрука

Хроники фестиваля «Зеркало»: Создание Академии Анимационного искусства имени Федора Хитрука

XIV Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» впервые проходит в онлайн-формате. Фестиваль стартовал 25 числа, и уже представил много российских премьер, фильмов конкурсной и внеконкурсной программы. На протяжении пяти дней зрителей ждут ежедневные Q&A сессии с создателями картин, паблик-токи и творческие встречи. На одной из таких онлайн-встреч известные российские художники-мультипликаторы рассказали о создании Академии Анимационного искусства имени Федора Хитрука. Ее основатели – Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Оксана Черкасова и Константин Бронзит, куратором встречи стала российский киновед, сценарист и обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова.

О создании Академии имени Федора Хитрука
Участники встречи сошлись во мнении, что Федор Хитрук – отец советской и российской мультипликации, именно его картина «История одного преступления» еще в 1962 году положила начало развитию грандиозного искусства анимации в нашей стране. Более того, многие выдающиеся режиссеры считают его своим главным учителем: как те, кому он преподавал, так и те, на кого Хитрук влиял своими работами. Именно поэтому Академия будет названа в его честь.

По словам Андрея Хржановского, фильмы Хитрука открывали новый язык, новые возможности и новые способы мышления. По его мнению, в этом и заключается задача авторской анимации.

Для Юрия Норштейна, как и для многих других заслуженных мастеров анимационного кино, Федор Хитрук является «замковым камнем, который держит купол».

«Матисс говорил, что художник обозначается количеством новых знаков, которые он ввел в искусство, – напомнил Норштейн. – Хитрук всегда был нов. Дело в том, что Хитрук не просто был терпим к новому, если он не очень соединялся с тем, что ему показывают студенты, он говорил «обратитесь к такому-то», «поговорите с таким-то», то есть у него никогда не было такой системы отвергнуть нечто, что он сам не воспринимает как свое собственное. Как писал Пастернак, талант – единственная новость, которая всегда нова».

Основатели Академии собираются изменить не слишком оптимистичное положение дел, которое сложилось в отрасли мультипликации. По словам Андрея Хржановского, искусство анимации сегодня разошлось на коммерческое и художественное направления, и всеобщее тяготение в сторону коммерческого может убить художественное начало.

«Нам не хотелось бы, – заявил режиссер, – чтобы это происходило за счет анимации авторской. Возможности анимации как искусства грандиозны, и мы хотели бы, чтобы этот вид кинематографа развивался именно как искусство. И лозунг, который сейчас появляется «Студия – это бизнес» воспринимается нами, как катастрофа в отношении перспектив развития нашего искусства. И поэтому мы, режиссеры студий, которые занимаются авторской анимацией и отдельные мастера, объединились в некое сообщество, которое прежде всего заинтересовано в создании атмосферы братства, товарищества, уважения и интереса друг к другу».

Куратор встречи Лариса Малюкова напомнила зрителям, что Академия находится только в процессе создания и еще не имеет четко оформленной структуры, но проект развивается и скоро обретет форму.

О проблемах в образовании
На встрече также звучали тревожные мысли и о трудностях в образовательной структуре. Оксана Черкасова руководит кафедрой «Графики и анимации» в Уральском Институте изобразительных искусств при архитектурной академии, а вместе с тем постоянно встречается с проблемами в современном образовании. По ее словам, в творческих вузах в основном проблемы с работой чиновников и различных министерств. И сложно представить, сколько лет понадобится, чтобы что-то изменить.
«У нас сократили все часы основополагающих творческих предметов, у нас не преподают мировую художественную культуру. Я считаю, что надо менять программу, отношение именно государства к творческим вузам и образованию анимации. И я думаю, что Академия в этом смысле будет большим помощником, эталоном и поможет как-то изменить ситуацию, все -таки авторитетные аниматоры соберутся и, может быть, их услышат. Одна надежда на это.»

О возможности соединения авторского и коммерческого
На встрече много говорили об авторском кино и его качествах. Константин Бронзит считает, что оно порой неотделимо от коммерческого. Художник уверен, что когда в картине чувствуется рука и сердце автора, когда автор произносит то, что его лично волнует, экран начинает передавать эти пульсации, вне зависимости от бюджета работы и ее направленности.
«Так или иначе даже не посвященный в кино человек в состоянии почувствовать эти вибрации. И я бы даже водораздел такой бы не проводил – вот это коммерческое кино, а вот это авторское. Если мы возьмем лучшие образцы студии Pixar, то я тоже там чувствую вибрацию автора. Эти фильмы такими людьми тонко мыслящими и глубокими созданы, что я не могу ее не чувствовать. Студия Pixar никогда бы не добилась таких выдающихся успехов, если бы она занималась только сухой, холодной коммерцией».

Как найти в себе мотивацию несмотря на то, что нет проката?
Этот вопрос волнует как начинающих, так и порой состоявшихся художников. Участники встречи поделились своими соображениями на этот счет.

Константин Бронзит считает, что мотивацию можно сравнить с пульсирующим фурункулом, который «все равно рано или поздно найдет повод прорваться». Он призывает искать мотивацию не в отсмотренном материале, а внутри себя. Это то, что трудно себе присвоить или искусственно родить.

По мнению Юрия Норштейна, режиссеру необходима история, которая «в самое сердце уколола его иглой». И если есть это ощущение, то тогда и кино получится.

Однако Андрей Хржановский очень обеспокоен отсутствием проката анимации в кинотеатрах и считает это серьезной угрозой для мотивации творца. И поэтому в Академии планируют объединять несколько авторских фильмов в некие сборники, альманахи. Таким образом, работы получат статус прокатной единицы и будут показаны зрителям.

Посмотреть программу «Авторская анимация», собранную мультипликаторами Андреем Хржановским, Юрием Норштейном, Константином Бронзитом и Оксаной Черкасовой, можно здесь.

Преподаватели Академии анимационного искусства им. Ф. С. Хитрука выбрали мультфильмы, без которых сегодня невозможно представить историю советской и российской мультипликации, и прокомментировали историю их создания и поэтику.

Запись трансляции