MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Интерактивное кино: появление и развитие

Интерактивное кино: появление и развитие

Кадр из фильма "Она сердится"

Принято считать, что интерактивное кино обрело мировую известность и популярность примерно в 90-е гг. прошлого века. И это правильно, если говорить о нем как об отдельном направлении видео- и компьютерных игр. Ведь, в первую очередь, такое кино ассоциируется с FMV (Full Motion Video) играми, где сюжет строится из сцен с живыми актерами, но его развитием управляет зритель через игровое меню.

Однако, на самом деле история интерактивного кино гораздо глубже и начинается именно со сферы кинематографа, переход же в игровую область осуществился только в последние десятилетия. Давайте рассмотрим, как появился и трансформировался данный жанр.

Развитие интерактивного кино

Первый фильм с интерактивностью (с англ. «взаимодействие») со зрителями вышел в 1967 г. Это была чехословацкая комедия под названием «Kinoautomat», в течение которой главный герой 9 раз просил посетителей посредством голосования выбрать, как ему дальше поступать. Увы, подобные перфомансы не стали популярными в киноиндустрии, и пройдут десятилетия, прежде чем возобновятся попытки создания картин такого рода.

Показ первого интерактивного фильма “Kinoautomat”

Зато идею взяла на вооружение игровая область. Киноигры с выбором вариантов развития событий появляются еще в семидесятые, но «датой рождения» принято считать 1983 г. Именно тогда вышла интерактивная аркадная игра-мультфильм Dragon’s Lair, получившая признание во всем мире. Жанр продолжал активно развиваться, и в начале 90-х возникает интерактивное кино в классическом общепризнанном формате: мини-фильмы с актерами и игровым меню с вариантами. Назовем некоторые, бывшие тогда наиболее «на слуху»: Sherlock Holmes: Consulting Detective; Voyeur; Night Trap; Phantasmagoria и др.

Этот период – пик популярности FMV, и робкие попытки кинематографистов подражать ему опять не приносят успеха. В 1992 и 1995 гг. в США были выпущены две картины, где публика, сидя в кинозале, влияла на ход сюжета голосованием на пультах. Обе получились дорогостоящими, но в прокате провалились. С тех пор вплоть до последних лет эксперименты с интерактивом непосредственно в киносфере прекратились, в том числе из-за дороговизны.

Зато в цифровой сфере происходит прорыв – зарождаются первые анимационные игры на взаимодействие, которые к началу 2000-х полностью вытеснят FMV жанр. ИК все больше уходит в сферу компьютерной и 3D-графики, благодаря чему нынешнее поколение воспринимает его уже не как кино, но скорее как разновидность геймплея.

Но кинематографисты не сдались окончательно: в последние 5 лет происходят довольно смелые попытки возрождения жанра для показа именно в кинотеатрах.

Россия и интерактивное кино

Примечательно, что именно российские режиссеры первыми решили вернуть ИК в современные кинозалы. В 2016 г. в прокат вышла известная «Ночная игра», где посетители влияли на развитие истории с помощью мобильного приложения. В 2019 г. появился фильм «Она сердится», который получил довольно неплохие оценки на популярных Кинопоиске (6,9 балла) и IMDb (6,5 баллов).

Кадр из фильма “Она сердится”

Чуть позже появляются анимационный фильм в формате VR «Эффект Кесслера» от Антона Уткина и веб-сериал «Все сложно» – и тот, и другой также получили хорошие отзывы и в целом положительную общественную оценку.

Америка тоже не осталась в стороне. В 2018 г. Netflix выпускает «Черное зеркало: Брандашмыг» в формате онлайн (картина доступна к просмотру только на самом сервисе), а Стивен Содерберг делает проект «Мозаика» для мобильных и планшетов.

Тем не менее, пока бум на интерактивное кино так и не случился. По-прежнему оно больше ассоциируется с игровым форматом, чем с фильмами. Но и забвению этот жанр еще никто не предал. Есть большой шанс, что молодое поколение режиссеров настолько заинтересуется данной темой, что введет, наконец, интерактивное кино в моду и сделает его неотъемлемой частью кинематографа. Время покажет.