MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Как создаётся кино > «Позволить своему кино состояться»: Интервью с лауреатом международных питчингов Зурабом Джиджилавой

«Позволить своему кино состояться»: Интервью с лауреатом международных питчингов Зурабом Джиджилавой

В последнее время проекты молодых российских режиссеров ярко заявляют о себе на международных площадках. Один из них – «Человек, который опреснил море» автора сценария и режиссера, победителя Московского питчинга дебютантов-2020 Зураба Джиджилавы. Редакция Moviestart пообщалась с Зурабом об участии в питчингах, продюсировании собственных проектов и вызовах молодым кинематографистам.

В каком количестве питчингов ваш проект «Человек, который опреснил море» принимал участие?

На данный момент, это два российских питчинга – Лендок и Московский питчинг дебютантов. И три международных – питчинг FEST в Португалии, Baltiс Pitching Forum в Литве и на днях мы были отобраны в Industry@Tallinn&Baltic Event в Эстонии.

Вы сейчас позиционируете этот проект как короткометражный или думаете о его префокусировке в полный метр?

Обдумываем это, потому что до конца не можем понять, какой у нас будет финальный хронометраж. Во многом это продиктовано жанром мокьюментари. Часть фильма будет импровизационной. Мы будем жить и работать с артистами в дюнах, в лесу. И только на монтажном столе реально увидим, каким получился фильм. Возможно даже сохраним два формата, если всё сложится удачно. Один короткометражный для фестивалей, второй – для более широкого зрителя и онлайн-платформ с минимальным хронометражем в 60 минут.

Скажите, есть ли какое-то отличие между российскими и зарубежными питчингами?

Отличие и специфика есть. Я объясню, в чём лично мне видится принципиальная разница. Чаще российские организаторы позиционируют питчинг для участников не столько как возможность представить свой проект продюсерам, а как некое достижение и соревнование, в котором эксперты решают, хорош ли ты и твой проект, достоин ли победы? У европейцев в этом плане более индустриальный подход. Они заинтересованы в проекте, если у тебя интересная, неординарная идея, история. Для них достижение – не твой шортлист питчинга или даже победа в нем как таковая, для них достижение – помочь фильму состояться. То есть, наши питчинги больше похожи по духу на формат кинофестиваля, в котором ты словно уже участвуешь чуть ли не с готовым фильмом, а там – более рабочий формат, нацеленный на реализацию твоего проекта. Так, в Baltic Pitching Forum мы выиграли две назовем это “номинации” – получили приз балтийских продюсеров и специальное упоминание жюри. Но настоящей победой стал очевидный интерес со стороны продюсеров. И он выражается в том, что с нами общаются и обсуждают возможности дальнейшего совместного участия в производстве. В прошлом году мы участвовали в одном российском питчинге с проектом сериала, и тот питчинг мы выиграли. К сожалению, индустриальный результат нашей победы – нулевой. Сейчас мы со сценаристкой Юлей Погребняк проект “докрутили” и будем пробовать двигать в Европе. История позволяет.

Как думаете, с чем это связано?

Хотелось бы ошибаться, но российские питчинги представляются «вещью в себе». В качестве экспертов мы часто видим одни и те же лица, продюсеров, которые фактически выступают в роли “экзаменаторов”, дающих свою оценку. А хотелось бы больше видеть тех, кто реально ищет новые проекты. Эксперты приходят, смотрят, иногда дают советы, но ощущение, что, опять же, они лишь отчасти могут или хотят дальше эти проекты развивать. Да, скажут: «Молодцы, проделали хорошую работу. Интересный проект. Вот тебе памятная корочка». И точка. Дальше дело не идет. Искренне надеюсь, что с Питчингом дебютантов у нас получится иначе. 

Есть ли специфика самого представления проектов на российских и зарубежных питчингах?

В сложившихся условиях, зарубежные питчинги, в которых я принимал участие, проходили в онлайн-формате. И поэтому все организаторы очень сосредоточились на технической составляющей, чтобы все прошло гладко. Проводились технические репетиции, нам высылали кучу гайдов. Для питчинга FEST нам необходимо было записать презентационное видео, а вот на Baltic Pitching Forum участники презентовали проекты жюри в реальном времени. 

В рамках подготовки к питчингу у нас были индивидуальные и групповые тренинги с менторами, которые не имеют отношения к жюри или к самим организаторам. Все встречи проходили по заранее составленному расписанию, которое высылалось участником за три недели, и оно не меняется. Такими менторами из индустрии были европейские продюсеры, сценаристы, режиссеры, которые занимаются с участником питчинга сначала в групповом формате, потом индивидуально. Ты рассказываешь им проект, показываешь. И после этих тренингов многие сильно меняют свои презентации. В лучшую сторону. Я участвовал в большинстве тренингов, мне было интересно. Действительно, была толковая и небезразличная обратная связь, и я какие-то вещи скорректировал, благодаря этим диалогам. Удивляло, что менторы не просто прочитали твой сценарий, они его затем разбирают вместе с авторами, задают вопросы не для того, чтобы указать на недостатки, а скорее чтобы развить сильные стороны. Ведь раз тебя отобрали, твой проект – уже крутой. Нет цели “топить” проект. Вообще всегда формат любой встречи строится очень доброжелательно и в мотивирующем ключе. Я видел, что очень многим участниками эти тренинги, репетиции помогли обрести уверенность в своем проекте. Мне кажется, это очень важно.

Сейчас вы уже прошли определенный путь, как вам кажется, все-таки режиссер должен быть немного продюсером и уметь взаимодействовать с профессиональной аудиторией экспертов, отборщиков? Или нужно найти хорошего продюсера и расслабиться?

Оба вариант работают. Зависит от вашего характера. Мы знаем массу гениальных режиссеров, которые не были суперораторами. Это совершенно нормально. Тут другой момент, что каждому из нас приходится идти своим путем. И ты сам за себя. Если хочешь участвовать в питчингах, найти финансирование и возможность реализации фильма “через” питчинги, то тебе нужно уметь хорошо презентовать и себя, и свой проект. В моем случае, я пока не нашел для проекта генерального продюсера, поэтому принимаю активное участие в его презентации. Я надеюсь найти этого человека в том числе и благодаря участию в питчингах. Но если не найду, значит буду и дальше представлять проект самостоятельно. Если же ты совсем скромный человек, и у тебя никак не получается внушительно выступать перед аудиторией, но у тебя классный проект, надо постараться найти единомышленника, который тебе в этом поможет, станет твоим голосом.

Как вам кажется, какие истории востребованы на зарубежных питчингах? Почему не так много российских проектов туда попадает? 

Можно говорить о двух вещах: первое – это, на мой взгляд, существующий языковой и ментальный барьер: ты должен свободно общаться на английском для того, чтобы представить свой проект. К сожалению, я видел ребят, которые даже по-русски плохо презентуют из-за слабой подготовленности. Соответственно, на английском языке это сложно вдвойне. Английский язык очень важен, без него – никуда.

А что касается историй, то отличие есть. Отличие в том, что у нас много локальных историй, которые работают только для российского зрителя. Особенно это касается комедий.  В силу своего замысла они могут хорошо работать на Россию, но в Европе их просто не поймут. В Европе много разношерстных проектов. Удивительно, насколько разные встречаются темы, – ну, во всяком случае, мне так везло, – насколько разные идеи отбирают. Там очень велика роль самой замысла, насколько он оригинальный, насколько он уже на уровне логлайна интересен. Еще на европейских питчингах есть какие-то совершенно отвязные проекты, которые в принципе не могли бы попасть в шортлист российского питчинга. Например, на португальском питчинге была представлена история про даму, которая публично справляет большую нужду. И когда ты это слышишь в первый раз, думаешь: «Что за за бред?». Причем, заявленный бюджет картины – около 800 тысяч евро, если не ошибаюсь. Но когда автор питчингует этот проект, ты понимаешь, что это классная, смешная история. Буквально за пять минут этого питча я прошел путь от неприятия и недоумения до “хм, а я бы посмотрел это кино!” В нём есть сверхидея, и она действительно стоящая. Я сложно себе представляю такой проект на российском питчинге, потому что у нас к этому, мне кажется, не готов никто.  

Но в Европе тоже есть конъюнктурные проекты. Которые, например, нам будут не очень понятны. Это нормально. У них одна конъюнктура, у нас – другая.

В целом, если вы хотите заявиться в европейский питчинг, надо быть готовым к тому, что предстоит провести достаточно большой ресёрч, затем заполнять все документы на английском. Это занимает время. Но стоит того. Если чувствуете, что ваша история может быть востребована в Европе, то нужно искать и пробовать подаваться. Особенно это касается документальных проектов. Мне кажется, непаханое поле. И документальное кино в Европе востребовано, поддержка документальных проектов очень серьезная. Нужно смело за них браться, особенно учитывая, какие у нас в стране есть темы и фактуры.

Как вам кажется, с какими вызовами сейчас сталкиваются начинающие режиссеры? Каким Вы видите решение этих вызовов? 

У каждого автора, режиссера этот вызов будет своим. Хотя, по большому счету, он всегда один единственный – позволить своему кино сбыться, состояться, быть снятым. Это самый главный вызов. И самое важное не бросать на полпути свой фильм, не сдаваться. Потому что, как говорил мой мастер Андрей Михайлович Добровольский, в конечном итоге ваш фильм никому не нужен – ни продюсеру, ни директору, ни съемочной группе. Он никому не нужен, кроме вас. И вот если вы его не бросите и не доведете до состояния, когда он уже и вам перестанет быть нужен… это самое важное. Надо так или иначе реализовать замысел. Снять фильм. И пусть он будет плохим или хорошим, неважно. Пусть там будут какие-то ошибки. Важно сделать кино.

Проект «Moviestart: серия интервью для молодых кинематографистов» реализуется с использованием гранта, предоставленного Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь).

Проект знакомит начинающих кинематографистов, живущих в разных российских городах, со спецификой творческого процесса от дебютантов и мэтров кинематографа. 

Подробная информация о проекте на сайте.

#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять