На что снимать веб-сериалы: операторы проекта «Вы из будущего» поделились впечатлениями о работе с Canon
Продюсерский центр «Мувистарт» совместно с компанией Letsplay.team при поддержке Института развития интернета (ИРИ) создали 5-серийный веб-сериал «Вы из будущего». Проект, премьера которого состоялась 15 октября, посвящён цифровой реальности, куда погрузилась современная цивилизация.
Искусственный интеллект, технологии продления жизни, кибернетические импланты, геймификация, проникающая во все сферы нашей деятельности, городские системы видеонаблюдения и идентификации личности – эти и многие другие вопросы становятся актуальными не только для подростков и представителей «креативного класса», но и для тех, кто, казалось бы, далёк от инновационных технологий.
Сам формат проекта «Вы из будущего» – веб-сериал – является примером нового вида контента, который с недавнего времени вошёл в индустрию кино и телевидения и демонстрирует впечатляющие темпы роста по количественным и качественным показателям.
В работе использовались преимущественно камеры Canon. Мы связались с операторами-постановщиками сериала и попросили их прокомментировать особенности работы с моделями этой марки, их функции, а также пояснить специфику создания картин для цифровых платформ.
Сергей Сурин (серия «Как нейросети за вами следят»)
К Canon у меня особое отношение – именно с фотоаппарата этой марки я начал свою съёмочную карьеру. У меня был EOS 5D Mark III. Это невероятное устройство – удобное, полифункциональное (давало возможность делать и видео, что буквально было революцией в то время), с прекрасной цветопередачей. Именно благодаря этой камере я начал снимать и развивать свои операторские навыки.
На съёмках сериала «Вы из будущего» мы использовали две камеры Canon – 1D X и C300 Mark III. C300 Mark III очень удобна в работе. У неё всё в одном – монитор, ND-фильтры – устройство можно быстро собрать и приступить к работе, что просто бесценно в условиях нехватки времени. Мне понравилось, что C300 Mark III позволяет контролировать фокус в процессе съёмки: прямо на мониторе, во время записи, можно увеличить картинку и проверить резкость. Также у этой камеры очень хороший, новый, Log, что даёт дополнительные возможности постпродакшну.
Однако, несмотря на компактность и удобство C300 Mark III, мне больше нравится Canon 1DX – у неё полнокадровая картинка, тогда как у «Марка» – «кроп». В сериале «Вы из будущего» мы использовали 1D X как камеру второго плана, чтобы обеспечить монтажность в интервью, и устройство отлично выполнило данную функцию.
В процессе работы над проектом я отметил характерную особенность – обе камеры хорошо сводятся между собой. К сожалению, это случается не так часто, как хотелось бы, а с устройствами фирмы Canon проблем нет.
Кроме того, Canon 1DX и C300 Mark III способны с максимальной скоростью доставить максимальное качество изображения. Поэтому, на мой взгляд, обе камеры прекрасно подходят для документальных и веб-проектов – где, как правило, всё происходит в динамике.
Даур Кусов (серия «Смерти Net»)
Canon – это та база, с которой я взаимодействую на протяжении всей творческой жизни. Именно Canon (DSLR) стала первой камерой, которую я приобрёл для личного пользования, реализовал на неё множество фото- и киноочерков.
Самой используемой камерой на данный момент я бы назвал C300 Mark II. У меня активная работа с документальным материалом, и данная модель стала моим большим помощником: автономность и мобильность, встроенные ND-фильтры, запись до 120 кадров в секунду и крайне гибкие в цветокоррекции логи. Эта камера позволяет практически не думать о технических составляющих при взаимодействии, а инвестировать весь свой энергетический заряд в поиск кадра, его создание – чистое творчество.
В проекте «Вы из будущего» я работал с той же C300 Mark II (в качестве основной), а второй оператор снимал на Canon R. Необходимо было поддерживать основную камеру динамикой, R стояла, чаще всего, на электронном стабилизаторе. Несмотря на свою компактность и высокие выходные характеристики, Canon R наименее удобный для меня вариант. Пожалуй, именно от отсутствия веса, её некомфортно использовать без дополнительных гимбалов и обвесов. Не всегда стоит такая задача, к тому же мне близка именно ручная документальная съёмка. Но при этом, её очень удобно использовать вкупе с компактными электронными стабилизаторами.
В процессе обсуждений будущих съёмок с режиссёром мы пришли к выводу, что все положительные качества этих камер удачно отразятся на результате: основная тема нашего кино – стремление к бессмертию, в поисках которого мы сталкиваемся с несколькими иновационно-исследовательскими сферами. В кадре множество технологических деталей, однако наряду с этой внешней оболочкой «звучит» человеческая, пронзительная, личная интонация каждого нашего героя. Цвета Canon помогли нам создать этот яркий синтез внутрикадрового интеллектуального хай-тэка и тёплого, лампового изображения, подчёркивающего уникальность каждой и такой разной (и земной) человеческой жизни.
Михаил Вихров (серия «Мир без любви»)
Волшебным стечением обстоятельств сложилось так, что сразу два проекта, над которыми я работал в августе-октябре этого года, снимались на Canon. Другую камеру едва ли возможно было бы выбрать: Canon имеет свою почти безальтернативную нишу и в крепком документальном кино, и в среднебюджетном игровом, а также уверенно теснит конкурентов на поле труда для One-Man-Crew.
В рамках проекта «Вы из будущего» мы снимали слегка хулиганский полуигровой эпизод «Мир без любви» микро-командой, когда чрезвычайно важна мобильность и гибкость творческих решений. Это возможно только тогда, когда техника не мешает, не требует ресурсов на «борьбу» с ней, а является продолжением твоих «творческих мышц».
При том, что со «штативной» съёмкой у Canon всё неплохо, эти камеры больше позиционируются как инструмент для документальной работы. И не без оснований – они действительно легче и удобнее большинства конкурентов.
Юзабилити для дока – это святое. Там дублей нет. И часто нет секунды на поиск нужной кнопки. Камера документалиста должна быть интуитивным продолжением его помыслов и рук.
Есть важные вещи, с неудобством которых мне сложно смириться, потому что они существенно замедляют работу. Для оператора-документалиста, работающего «с рук», чрезвычайно важны баланс камеры во всех положениях, доступность и удобочитаемость органов управления наощупь, гибкость встроенного монитора, отсутствие «багов».
Отмечу сразу, что моим фаворитом по простоте и удобству является Canon C200, за ним следует Canon C500 II и далеко отстаёт Canon C300 II.
Камера недостаточно легковесна, чтобы с ней работать как с фотоаппаратом, на вытянутых руках. И только лишь Easyrig с обязательной Serenой решают большинство эргономических проблем: отодвигают монитор от глаз на 30+ сантиметров и помещают кнопки под пальцы в обозримом для глаз пространстве. Самый частотный мой метод – не с плеча, а за верхнюю рукоятку или под мышкой (порой – Cine-Saddle). В этом случае все эти невообразимые колёсики с кнопочками не просто недоступны без отрыва от кадра, но ещё и сами нажимаются, если ты крепко камеру обнял, не дыша. В этом плане, как ни странно, кинокамерам Canon сильно не хватает длины, ухватистости. Тут же в бока неизбежно впиваются углы клеток, винтики и суппорта, без которых ни один кино-зум уже не поставишь. Левая рука при этом непременно в перчатке: половина веса камеры приходится на мизинец, на котором она балансирует, тогда как остальные пальцы заняты фокусировкой. Это несколько травматично и не очень способствует долгой творческой концентрации.
Верхняя рукоятка могла бы быть длиннее вперёд и сглаженнее к корме. Сейчас, при переходе к верхнему ракурсу от нижнего и обратно, приходится неизбежно перехватывать камеру второй рукой. При улучшенной форме ручки это движение может быть компактнее.
Мануальной оптике без чипов необходим Focus Assist (он супер-удобен по тач-скрину). Гибкий монитор с одним кабелем – прекрасно (С200, C500 II); два кабеля и тяжеленный аудиоблок, выламывающий крепёж hot-shoe – пусть уходит (С300 II). И дисбаланс камеры вправо с повышенным при этом центром тяжести?.. Также баги С300 II: запись на встроенный микрофон возможна только при отключении аудиокабеля. Переключение закончившихся флешек – только после физического их изъятия. Ни автоматически, ни даже Slot Select не работает.
C500 II: стабилизация очень выручает. Изредка. Но чаще «глючит», дёргая кадр при попытке выдержать на руках статику. Отчего бы не внедрить матричный стаб наконец? Как Sony, допустим?
Отмечу, однако, что очень удобная боковая ручка.
Дмитрий Миненков (серия «Суперапп»)
За последние несколько лет практически все мои документальные работы были сняты на камеру С300 Mark II. Сериал «Вы из будущего» не исключение: на съёмках мы использовали 2 камеры. Одна основная – Canon С 300 Mark II, вторая – Sony Alpha 6500.
Из безусловных преимуществ С 300 Mark II отмечу вес, эргономику, монитор, который может поворачиваться в любую сторону, под любым углом. Также у неё удобный фокус ассист, меню, рапид (жаль, что с понижением разрешения, но всё же), цейтрафер, быстрая настройка баланса белого. Также очень легко и быстро переключаются настройки – фактически нажатием одной кнопки можно изменить шаттер, цветовую температуру и т.д.
Среди минусов – неудобное переключение с 25 к/с в рапид. Для этого нужно заходить в меню, понижать формат, переключаться и наоборот, что занимает драгоценное время, особенно в работе над документальным кино.
Работая над одним эпизодом в сериале «Вы из будущего», мы использовали эффект, когда за человеком тянется шлейф, а его движения становятся дискретными. Благодаря этому эффекту мы хотели подчеркнуть, что границы между реальным и виртуальным мирами размываются. Для этого шаттер ставился на длинную выдержку. В основном мы снимали при значениях 1/6-1/8 секунды. Такое творческое решение было принято ещё до выбора съёмочной техники.
Отдельного внимания заслуживает оптика Canon линейки Cine. Компания делает свои объективы с двумя стандартами байонетов – EF (собственным) и PL, которые используются в любой цифровой кинокамере.
Это важный аспект. Ставя, пусть даже на очень хорошую камеру, с широким динамическим диапазоном, хорошей цветопередачей, фотооптику, мы сразу видим это на экране. Ставим качественную кинооптику и получаем на экране кино. Возможно, зритель не может описать разницу, но он, несомненно, видит и чувствует её.
Многие хорошие компактные камеры, в том числе и других производителей, сейчас используют байонет EF, а найти переходник с EF на РL – задача непростая, а иногда и попросту невыполнимая. И тут на помощь приходит кинооптика от Canon с креплением EF. Меня это не раз выручало.
Научно-популярный документальный сериал «Вы из будущего» создан командой молодых кинематографистов: Михаилом Назаровым, Евгением Сычевым, Валерией Сарайкиной, Юлией Бобковой, Ольгой Панкратовой. Продюсерами выступают Дмитрий Якунин, Кирилл Алехин и Ольга Филонова.
Каждая серия меньше чем за месяц с момента выхода в онлайн-платформу набрала более 500 тысяч просмотров. Герои – жители современных городов, «умные» цифровые системы и их создатели. Практически все материалы были сняты на технику Canon.
Текст – Аля Колдунова