MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Лауреат «европейского Оскара»: На меня повлияли «Джокер» и «Чебурашка»

Лауреат «европейского Оскара»: На меня повлияли «Джокер» и «Чебурашка»

Даша Дауэнхауэр. Источник: DW.COM

Композитор Даша Дауэнхауэр родилась в Москве, живет в Германии и недавно получила «европейского Оскара» за музыку к фильму «Берлин. Александерплац». Moviestart публикует интервью с Дашей корреспондента Deutsche Welle.

Получив за музыку к фильму «Берлин. Александерплац» сначала немецкую премию «Лола», а потом и европейский «Оскар», 31-летняя композитор Даша Дауэнхауэр (Dascha Dauenhauer) окончательно приобрела статус восходящей звезды киномузыки, если не мирового, то европейского масштаба. Корреспондент DW встретился с Дашей в карантинном Берлине и, прогуливаясь вокруг закрытого на время пандемии театра Schaubühne, поговорил с ней о славе, детстве и «Чебурашке».

Даша, скажи, ты ведь из музыкальной семьи? У тебя же должен быть какой-то дедушка-композитор.

Нет, в семье никто не занимался музыкой. Мама работала бухгалтером в московской музыкальной школе, и когда мне было пять лет, меня по знакомству показали тамошнему профессору. Он сказал, что у этой девочки есть талант, и мы сразу стали брать частные музыкальные уроки. И потом уже в Германии.

Переезд в Германию в семилетнем возрасте стал для тебя травмой?

Думаю, сам переезд не был травмой, а вот вжиться в эту новую жизнь было нелегко. Моя школа находилась в берлинском районе Лихтенберг, где тогда, кажется, русских не очень любили. По крайней мере, одна учительница не переносила меня именно по этой причине.

Ты была вундеркиндом?

Так бы я себя не назвала. Я просто много работала: три часа в день за фортепиано. Сам понимаешь, строгая русская школа.

А в детстве тебя не «перекормили» музыкой? Ты не бунтовала?

Конечно, бунтовала, когда была подростком. В какой-то момент я поняла, что всю жизнь делала только то, что хотели от меня родители — фортепиано и бесконечные концерты. А чего я хочу сама? Два-три года я пыталась это выяснить, и потом успокоилась, поняв, что на самом деле люблю музыку.

А как ты оказалась в киномузыке?

Я занималась современной музыкой, сочиняла произведения в своем стиле, но все всегда мне говорили, что моя музыка слишком визуальна, люди сразу представляли себе какие-то образы. И я люблю фильмы, я — фанат кино и сериалов. Так что после отделений фортепиано и теории музыки я пошла на магистратуру в Университет кино в Бабельсберге. На самом деле до этого я была классическим композитором: мелодии, гармонии, классические инструменты. Я от этого подустала и захотела чего-то нового, где можно работать со звуками — брать инструмент, менять его на компьютере до неузнаваемости. Примерно этим я сейчас и занимаюсь.

Ты чувствуешь сейчас кризис в киноиндустрии из-за пандемии?

Не только в кино, кризис во всем мире. Я должна сказать, что мне просто повезло, что я вовремя собрала призы с «Александерплац». Так что лично у меня много заказов, мне просто повезло вовремя стать известной. Знаю коллег, которым сейчас приходится очень сложно.

То есть если б не «Александерплац», было бы тяжело?

Абсолютно. Уверена в этом.

Кадр из фильма «Берлин. Александерплац»

Можно ли киномузыкой зарабатывать достаточно для жизни? 

Можно. Зависит от проектов. Чем они масштабнее, тем больше гонорары. Я одновременно работаю над четырьмя проектами. Один из них — международный проект Netflix.

Netflix подключился уже после «Александерплац»?

Да. Как это обычно бывает, один особенный успешный фильм дает тебе входной билет в большой мир.

Ты чувствуешь свои российские корни?

Сложно. Не чувствую себя ни русской, ни немкой. У моей мамы еврейские корни, тоже не чувствую особой связи. Я, наверное, разорвана на кусочки. Я переехала в Германию в семь лет, так что постоянно ощущаю это чувство разорванности.

Ты можешь себе позволить жить, где хочешь, ведь ты работаешь из дома.

Я устроила себе отличную студию в подвале своего дома и всем довольна.

Кто на тебя повлиял среди современных кинокомпозиторов?

Хильдур Гуднадоуттир. Она сделала музыку к фильму «Джокер» и получила «Оскар». Это женщина, она примерно моих лет, ее пример очень воодушевляет.

А русские фильмы?

Люблю «Чебурашку». Это мое детство, я люблю все эти песни. Недавно снова пересматривала и наткнулась на сцену, где труба загрязняет реку. Представь себе, это было сделано десятилетия назад, да еще и в России. И неожиданно — современные экологические темы. Это меня сильно впечатлило.

Чувствуешь ли ты груз на своих плечах? Теперь от тебя ждут очередного успеха.

Да. Невероятный груз. Чем важнее те призы, которые ты получаешь, тем больше опасность, что в следующий раз ты разочаруешь. Потому что ожиданий от меня все больше и больше. И теперь я чувствую, что должна написать совершенно особенную музыку с совершенно особенными звуками, которые не использует больше никто. Чем выше забираешься, тем ниже потом можешь упасть.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять