«Очень четко поделились авторы, снимающие удобное кино, и авторы, снимающие неудобное»: Интервью с режиссером Адильханом Ержановым
Казахский режиссер, член Европейской киноакадемии Адильхан Ержанов только что закончил работу над новой картиной, и еще на съемочной площадке рассказал Moviestart о принципах работы, отношении к кинокритике и русской культуре.
Поделитесь, пожалуйста, над чем Вы работаете сейчас?
Завершил съемки фильма под рабочим названием «Уравнение Хищник-Жертва». Сейчас приступаю к разработке сценария проекта «Голиаф». Оба проекта – движение в сторону жанра нуар.
Насколько известно, Вы очень любите рисовать, создавали комиксы. Сейчас Вы рисуете комиксы к своим фильмам до съемок? Или может быть рисуете героев? Как соединяете два этих вида творчества?
По сути, раскадровки во многом напоминают структурно комиксы. Во всяком случае, для меня это схожие вещи. Прежде, чем создать героя и показать актеру, я стараюсь набросать нечто вроде карикатуры, скетч персонажа. Любая идея в кино должна быть отрисована, представлена на бумаге в виде рисунка.
К своим фильмам Вы сами пишете сценарии. Как к вам приходят идеи и истории?
Сам процесс создания фильма — одна большая и интересная история. Только вот рассказывать об этом неинтересно. Идеи приходят, примерно, как на охоте. Можно месяцами выжидать и стрелять только в тот момент, когда уверен — не промахнешься. Потому есть идеи, которые проходят мимо, а есть именно твои.
Вы также и сами монтируете свои картины. Как Вам кажется, режиссеру важно монтировать свои фильмы самому?
Мне кажется, сборка фильма должна заканчиваться на стадии раскадровок. Необходимо снимать фильм так, чтобы потом не пришлось создавать его на монтаже. Режиссура — это отсутствие возможности переделать фильм на монтаже. Не должно быть ничего, кроме того, что вы задумали в раскадровках и сняли на площадке.
Как Вы относитесь к кинокритике?
Критика существует для всех: для зрителей, для режиссеров и для самих критиков, прежде всего. Критика существует для развития кино. Кто-то должен анализировать процесс и смотреть со стороны, вспоминать тенденции 50-летней давности, сопоставлять. По большей части — критика — это сопоставление. Разных фильмов, эпох. Критик владеет в тысячу раз большей информацией и оперирует ею в сотни раз быстрее режиссера. Это в идеале. А в реальности бывает обратное, к сожалению.
Каким Вы видите идеальное взаимодействие режиссера и зрителя?
Спрос и предложение. Есть некий внутренний запрос от зрителя, формирующийся временем – и автор отвечает на эти запросы своими произведениями. Зритель спорит, негодует, радуется – в общем, реагирует на эти произведения. Это идеальное взаимодействие. Когда оно в принципе есть.
Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях о российской публике. Как они принимали Ваши картины?
Очень внимательные зрители, очень сопереживающие. Мне нравится показывать фильмы на российских фестивалях, потому что наши реалии схожи и есть полное понимание.
Какова степень ответственности режиссера перед временем и местом, в которых он живет?
Не стоит переоценивать роль автора. Тут нет никакой патетики. Либо автор оказывается за бортом времени и снимает вне общества, некое эскапистское кино, либо отражает социум. Тогда как автор он становится гораздо более значим. В этом и есть вся ответственность.
Как бы вы охарактеризовали нынешнее поколение начинающих режиссеров?
Линия разлома будет пролегать в области свободы самовыражения. Очень четко поделились авторы, снимающие удобное кино, и авторы, снимающие неудобное. И пропасть будет только расти.
Есть ли российские режиссеры, писатели, деятели культуры, которые вас вдохновляют? На кого из русских творцов вы бы посоветовали обратить обязательное внимание тем, кто делает первые шаги в кино.
Мне нравятся режиссеры Борис Хлебников, Юрий Быков, Дмитрий Давыдов. Они создают абсолютно самобытное кино, свободное, но его интересно смотреть. Это художники, умеющие рассказывать истории. Из литературы – вся классика, прежде всего Достоевский, который повлиял, как мне кажется, на весь мировой кинематограф.
Как Вам кажется, перед какими вызовами сейчас стоят режиссеры? Как их можно преодолеть?
Самоцензура. Любой режиссер хочет снимать кино. Однако, чтобы снять, приходится идти на компромиссы. Неважно, коммерческого, эстетического характера или другого. Вот эти компромиссы и становятся самым большим вызовом. Насколько можно допускать компромиссы и где следует остановиться, чтоб не упустить свое высказывание. Вот самый большой вопрос нашего времени.
Как преодолеть этот вопрос? Я сам не нашел ответа. Но я знаю то, что в любой истории можно найти свое собственное художественное высказывание. И последовательно его воплощать, используя все инструменты кинематографа и жанра.
Благодарим за помощь в организации интервью портал http://vosmerka.kz и лично Александру Поршневу.
Проект «Moviestart: серия интервью для молодых кинематографистов» реализуется с использованием гранта, предоставленного Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь).
Проект знакомит начинающих кинематографистов, живущих в разных российских городах, со спецификой творческого процесса от дебютантов и мэтров кинематографа.
Подробная информация о проекте на сайте.
#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей