Всё о портфолио сценариста
В соцсетях Moviestart наши любимые подписчики часто задают разные вопросы о профессии, возможностях для дебютантов. Мы решили, что будем выбирать наиболее интересные и просить наших друзей экспертов на них ответить.
Сегодня – вопрос о портфолио сценариста, а отвечает на него CEO Сценарной школы Лига кино Олег Богатов.
Портфолио сценариста – это…
Портфолио – это работы, которые подтверждают опыт и квалификацию сценариста. Включать туда нужно лучшие сценарные проекты, сделанные автором. Если выбор не велик – то все. В идеале, сценарист должен иметь полнометражный фильм, написанный полностью, в сценарной записи. Есть написанный пакет сериала (заявка, посерийный план, пилот) – тоже очень хорошо. Если всего этого еще нет, подойдет один или несколько короткометражных сценариев.
Иногда включают в портфолио еще сценарии рекламы, рассказы и повести, журналистские публикации. Скажем так, это допустимо, если сценарных работ нет или немного. Но всё же, лучше сесть и написать сценарий, даже по своему рассказу, чем посылать рассказ. Мы же говорим о профессии сценариста – а это особое мастерство, отличное от написания прозы.
Еще вариант – написать спек-сценарий к сериалу. То есть придумать серию существующего сериала с героями, которых все знают и в том жанре, которые свойственны этому проекту. Это показывает умение автора чувствовать каноны жанра и правила работы с существующими персонажами. В Голливуде это частая практика для начинающих сценаристов – писать спеки.
В России, это так же начинает быть популярным методом отбора авторов. Так в 2020 году КиноПоиск HD при поддержке сценарной школы Лига Кино и АПКиТ проводил Марафон сценаристов. Там были предложены 18 сериалов, к которым на первом этапе конкурса авторы писали спек-серии. Лучшие 50 прошли во второй тур и предлагали уже свои оригинальные идеи. Семь проектов взяты КиноПоискHDв разработку.
Поэтому спек-сценарии тоже вариант для начинающего автора. Не надо от него отказываться.
Портфолио сценариста необходимо для…
Профессия сценариста, как и профессия режиссера или оператора не требует дипломов и документов. Обычно смотрят работы, которые уже сделал творческий специалист. Без портфолио трудно найти себе проект.
Необходимо писать «в стол» на первом этапе, чтобы показать продюсерам и самому себе, что вы умеете писать сценарии, создавать увлекательные истории, генерировать живых персонажей и их приключения. Это как кулинария – говорить о еде и уметь ее готовить, разные вещи.
Что делать, если сценарии есть, а фильмов по ним снятых еще нет?
Снятые фильмы – это удел профессиональных сценаристов, которые давно на рынке. Производственный цикл фильма длится от 2 лет и до бесконечности. Один из моих проектов, который я писал со своей сценарной группой в 2017, фильм ужасов «Иччи», только сейчас планируется к прокату. Четыре года спустя. Это нормально.
Поэтому никто не требует от начинающего автора фильмографии с готовыми проектами. Всегда просят написанные сценарии. Хорошо, если что-то «в запуске» или «под контрактом». Но даже если вы еще ничего не продали, это не станет препятствием для сотрудничества, если сценарии, которые вы пишите – талантливы и хватают за душу.
Есть ли понятие «сценарный шоурил»?
Шоурила нет у сценаристов. Есть тестовые задания. Чтобы понять, насколько сценарист чувствует ту или иную тему. Так, например, я уже упомянул фильм «Иччи», который мы писали с двумя выпускниками Лиги Кино. Они получили это право в результате внутреннего закрытого конкурса в клубе выпускников нашей сценарной школы. Более 10 человек попробовали написать несколько сцен в жанре ужасов, и я выбрал 2 самых сильных работы. И не ошибся с соавторами.
Точно так же на любом проекте продюсер, креативный продюсер, редактор или главный автор может предложить сценаристу написать синопсис, несколько сцен или диалогов, чтобы понять в «одну ли сторону» они смотрят. Это нормальный рабочий процесс.
Как продюсер или режиссёр понимают, насколько талантлив сценарист?
Талант в профессии сценариста, как и везде, ещё не всё. Очень важно, чтобы автор слышал коллег – режиссера, продюсера, редактора и т.д. Если ты не восприимчив к чужому мнению – тебе будет сложно в профессии.
А талант же проявляется в сценарии. Ты читаешь текст автора и не можешь оторваться, пока не дочитаешь. Тебе должно быть все время интересно, что будет в истории дальше. Если такой текст попадет в руки хорошего режиссера, то будет хит.
Я, например, рад, что так получилось с фильмом «Красный призрак», соавтором которого я был. Режиссер Андрей Богатырев украсил текст своим мышлением и стилем. Получился настоящий боевик, которых на российском рынке не было и нет. Рекомендую посмотреть, и со сценарной точки зрения, и для удовольствия.
Справка
Сценарная школа Лига Кино – победитель Баттла Киношкол АПКиТ, партнер Молодежного центра Союза кинематографистов России, КиноПоискHD, Disney и АПКиТ. Уже пять лет в Лиге Кино работает полноценная линейка из трех курсов короткого, полного метра и сериалов. Выпускники Лиги Кино – авторы фильмов, сериалов и анимационных проектов.
Важно отметить, курс высшего уровня «Сериал 2.0» ведут главные и шеф-редакторы НТВ, платформы Premier, кинокомпаний СТВ и Мостелефильм. Люди, которые запускают на российском рынке десятки сериалов в год занимаются со студентами разработкой их проектов в течение полугода.
Кроме того, уже два года работает бесплатная для размещения и поиска база короткометражных сценариев, в которой уже почти 500 работ молодых и опытных авторов. Вы можете найти сценарий для съемок или разместить свой прямо сейчас.