MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Лайфхаки > #говорит Рашид Нугманов: как продать сценарий

#говорит Рашид Нугманов: как продать сценарий

Кто мы, рабы древнегреческих муз, без прагматичных, целеустремленных и деловых маркетологов? Зачем писать картины, симфонии и сценарии, если о них никто не узнает? За редким исключением: для себя. В остальных случаях – не будем лукавить, – заработка ради (и это нормально, никто никого не осуждает). Так что уступите место специалистам, которые видят в искусстве не только прекрасное, но и коммерческое. 

Режиссер культового фильма «Игла» с Виктором Цоем, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук Казахстана, продюсер, скрипт-доктор американских проектов Рашид Нугманов на творческой онлайн-встрече поделился инсайтами, как готовить сценарии к продаже, и готовиться к этому акту будучи начинающим драматургом самому. 

“Талант заключается не только в том, чтобы написать сценарий, но и в том, чтобы его продать”

Для начала стоит, что называется, откалибровать сценарий до состояния “идеальное”. Текст лучше всего перечитывать и переписывать несколько раз. Отшлифованный материал – вот что должен увидеть ридер, открыв ваше письмо со сценарием.

Да, ридер – это человек, который читает по несколько сценариев в день, прежде чем один из них попадет на стол к продюсеру. Хороший ридер судит о глубине реки по ее поверхности. Думаем, вы поняли значимость данного специалиста. Так вот сценарий, который подлежит к прочтению ридером, должен соответствовать пяти простым и одновременно не очень правилам. 

Правило 1. 

Сценарий должен быть понятным и ясным. Даже сложную структуру следует излагать просто. 

Совет: собственный сценарий нужно читать глазами впервые увидевшего этот текст человека.

Правило 2. 

Сценарий должен быть грамотным. Перечитывайте свой текст (см. выше) по несколько раз. Ваши ошибки обратно пропорциональны вашей репутации. Даже если материал гениален, но на первой странице “жи-ши” написано с буквой “ы”, каково будет впечатление об авторе? 

Правило 3. 

Сценарий должен быть профессиональным. Это понятие подразумевает взрослый подход к работе: не стоит писать сценарии в word — лучше использовать профессиональные программы. 

Правило 4. 

Сценарий должен быть экономным. Речь идет не об отсутствии спецэффектов, а о стилистическом оформлении текста. Избегайте литературных оборотов, чрезмерного количества художественно-выразительных средств. Помните, что сценарий — это не литературное произведение. 

Правило 5. 

Сценарий должен быть увлекательным. Точка.

“Если ты кинематографист, ты обязан быть профессионалом”

“После того, как сценарий написан по этим пяти правилам, что делать дальше?” – спросите вы. 

Рашид Нугманов отвечает: 

Крайне важно зарегистрировать свой сценарий. Документ, который выдадут после данной процедуры в соответствующем агентстве, подтвердит, что в такой-то день, такой-то человек заявил о своем авторстве.  

По словам спикера, не стоит нарочито пытаться выделиться: например, делать яркие обложки или придумывать витиеватые названия.

“Сценарий выделяет только то, что в нем написано”

Прежде чем отправлять сценарий, составьте список потенциальных покупателей. В него должны попасть несколько продюсеров, кинокомпаний, инвесторов. Задача сценариста написать им такое письмо размером не более 1 страницы, чтобы на той стороне виртуальной связи согласились на личную встречу. 

А вот на встрече крайне важно не просто представить свой проект, но и почувствовать собеседника (читай: покупателя). Не стоит вдохновенно в одни ворота рассказывать об уникальности идеи, стоит вовлечь покупателя в диалог, заинтересовать его самыми важными деталями. В данном случае краткость выступает ключом к продаже. 

Одна из заповедей продажи сценария гласит: не ври. Ни о жанре сценария, ни о стоимости его реализации, ни о чем-либо еще. Опять же — вопрос репутации. 

Помните, что логлайн — очень важная часть в работе сценаристов. Сначала эти несколько предложений длиной не более 25 слов помогают в написании сценария, а после — работают на его продажу. Логлайн раскрывает историю фильма, в то время как теглайн (яркое образное описание картины) говорит о его теме и отвечает на вопрос “зачем?”.  К составлению данных описаний стоит подойти крайне ответственно. 

Ищите “своего” режиссера. Общие взгляды на кино способны создавать шедевры. Не каждый режиссер силен в драматургии, как не каждый драматург смыслит в визуальном отображении истории. Но…(думаем и так все понятно). 

Если вы чувствуете, что уверенность в своих силах пока не ваш конек, то можете отправлять свой сценарий на оценку, например, друзьям, а лучше – профессиональным аналитикам или ридерам (эта услуга стоит денег, но за них вы получите непредвзятый адекватный анализ своей работы). 

И да, вдохновения ждать не стоит. 

“Вдохновение – это здорово. Это значит, что вы влюблены в тему и готовы сверхурочно бить по клавиатуре. Но ждать его – бессмыслица. Нужно работать, становиться профессионалом, погружаться в профессию драматурга. Знание может стать самим вдохновением, а незнание способно все погубить. Вдохновение у профессионала создается, а не ожидается. Если ты кинематографист, ты обязан быть профессионалом”, – заключил Рашид Нугманов.

Текст — София Иосько

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять