Тезисы мастер-классов художника по костюмам Надежды Васильевой
Основной темой XV Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» в этом году стала «Сказка как документ». В рамках традиционной программы «Костюм в кино» были показаны несколько сказок, в их числе и лента Олега Погодина «Конек-Горбунок». После просмотра фильма у зрителей была уникальная возможность пообщаться с художницами по костюмам. Надежда Васильева и Ольга Михайлова раскрыли тайны создания костюмов к «Коньку-Горбунку» и рассказали о том, какими качествами должен обладать художник по костюмам.
Надежда Васильева обладает многолетним опытом работы на картинах у самых разных режиссеров, это она одевала героев фильмов Алексея Балабанова, шила роскошные платья для скандально-известной исторической драмы Алексея Учителя «Матильда», и продумывала сказочные образы персонажей для последней ленты Ренаты Литвиновой «Северный ветер».
Она убеждена, что хороший художник по костюмам – это, прежде всего, свободный творец, который способен предложить режиссеру картины уникальное решение. Кроме того, в этой профессии очень многое зависит от режиссера: важно, чтобы вы с ним с разговаривали на одном языке и черпали друг от друга вдохновение и идеи, при этом сохраняя свою независимость.
– На самом деле, каждая картина – это решение. Самое главное, за что берут художника – за его способность придумать решение, а потом уже идет воплощение. Если ты не придумал своего решения, то грош тебе цена. Я всегда говорю, что если взять десять художников и дать им одинаковое задание и одинаковое количество ткани, то в итоге получится десять образов, из которых два будут очень хорошие, два будут средние, а остальное ну так себе. И поэтому решение должно быть другим, не традиционным, взятым из книжки или из учебника, это должно быть твое авторское решение, которое ты предложишь режиссеру. Режиссер все равно главный, и ты ему помогаешь своим решением, а он, в свою очередь, должен дать тебе некий посыл, в рамках которого ты это решение придумываешь. Это совместное творчество, и иногда, если вы не совпадаете с режиссером, то тогда лучше не работать. Вдохновение всегда от режиссера идет, а если от него не идет ничего, то ложись спать.
Надежда Васильева призналась, что костюмы, которые они придумывают – результат творчества и знаний огромного количества людей. По ее словам, художник – это не просто витающий в облаках отшельник, как многие его представляют, а человек, обладающий огромным количеством полезных знакомств и связей в разных областях.
– Знаете, есть чудесный писатель Марк Твен, он написал историю Тома Сойера, который красил забор. Мальчик пораскинул просто мозгами и собрал всех людей, которые что-то могут, вот так и я работаю над костюмами, потому что, на самом деле, это действительно коллективное творчество. Я бы одна вообще ничего не смогла, даже материалы сделать, потому что для этого нужны и библиотеки, и книги, и телефоны друзей, которые обладают знаниями в очень разных областях. Мой старший сын однажды сказал: «Я понял, кто такой художник по костюмам, это тот, кто хорошо ищет».
Работа над «Коньком- Горбунком» не стала исключением. Художницы рассказали, что отыскивали референсы для костюмов сказки в разных уголках планеты и использовали все доступные средства: от музеев в Нью-Йорке и мировой живописи до подборок в фотохостинге Pinterest. В качестве консультантов им помогали научные сотрудники, искусствоведы, краеведы и даже хранительница костюмов в Эрмитаже.
– В Эрмитаже нам показали наряды бала 1903 года с 300-летия дома Романовых, часть наших костюмов в сказке была основана на них. Затем мы ходили в музей фотографии смотреть на головные уборы, которые там хранятся. Нам было важно изучить конструкцию, как их делали 100–150 лет назад, так что сбор материалов обычно ведется в разных плоскостях. Помимо этого, есть прекрасная сеть Интернет, в которой сейчас этого всего стало гораздо больше. К тому же, всегда есть старшие товарищи, которые и 100, и 300, и 500 лет назад творили, и у которых можно что-нибудь посмотреть и что-нибудь позаимствовать, – поделилась Михайлова.
У зрителей фестиваля была уникальная возможность увидеть те самые костюмы из «Конька-Горбунка». Удивительно, что даже после окончания съемок фильма образы персонажей продолжили жить своей жизнью: они побывали в нескольких российских городах, и в дни проведения фестиваля «Зеркало» очутились в Иваново. Жители города смогли вживую рассмотреть все детали – от колючек и засохших листьев на венце царь-девицы до потрясающей лубочной вышивки на платьях. Оказалось, что наряды не просто завораживают своей красотой, но и рассказывают о герое намного больше, чем любые слова. Во время встречи художницы картины раскрыли главные секреты создания сказочных костюмов.
– Глупо делать историческое платье в сказке так, как оно есть, все равно существует некое преломление и изменение исторического контекста под нужды картины, под нужды сказки. И таким образом ледяной венок у нас продолжился в ледяном воротнике. То, что царь-девица лежит мертвая по всей видимости в гробу, нашло свое отражение в рисунке платья. Если вы вдруг смогли разглядеть, то там засохшие листья, колючки всякие, черепа. Вместе с тем все это прорастает в царскую корону, показывая, что она не просто девушка с улицы, а каких-то благородных кровей, то есть мы некий символизм попытались привнести в костюм.
Надо заметить, что по одному платью можно рассказать обо всех технологиях, которые так или иначе применялись на этой картине. Помимо всяческих вылитых из пластика деталей, у нас там еще присутствовала гальваника. Мы построили рядом с костюмерной несколько гальванических ванн и радостно запихивали туда и обледеняли все, что могли запихнуть, начиная с листьев подорожника и одуванчиков, которые росли у нас перед входной дверью, и заканчивая шлемами солдат, -отметила Ольга Михайлова.
Также Надежда Васильева и Ольга Михайлова рассказали, что во время съемок художник нередко сталкивается с критикой в свой адрес и с непониманием коллег по площадке. Задача костюмера не просто создать эскиз, найти материалы и воплотить образ, но и убедить всех окружающих, что твоя задумка – то, что нужно фильму.
– Придумать-то мы придумали, а дальше дело за воплощением. И изначально не просто воплощением, а убеждением всех окружающих, что это может быть неплохо. И если наш коллектив, в котором мы работаем, нам доверяет, то режиссеры, операторы и продюсеры склонны сомневаться в адекватности художника и в его профессиональных навыках.
Не все понимают, что создание костюмов для сказки – это настоящая головоломка. Пока продюсеры озабочены сметами, режиссер множит дубли, а актеры разучивают текст, перед художником стоит задача – придумать, как сделать правдоподобные элементы костюма практически из подручных материалов. Один только воротник царь-девицы – долгая и кропотливая работа.
– Это были абсолютно химические опыты, мы вырезали тонкий пластик, сложили его в настоящую фрезу так, как бы складывался этот воротник, будь он из ткани. Дальше его разобрали, и один пластик залили другим пластиком, чтобы это больше напоминало лед. Все было бы ничего, но оказалось, что некоторые куски прозрачны, а некоторые куски белые. И нужно понимать, что этот воротник в развернутом виде был метров 17, наверное. Поэтому заливание кусочков химическим, каким-то прозрачным составом никому вообще-то радости не приносило. Это была очень скрупулезная, очень аккуратная работа. Потом было следующее разочарование – одного воротника оказалось мало, потому что у актрисы существовали каскадерские кадры, и нужно было сделать такой же, только чуть-чуть меньшего размера, — вспоминают художницы.
Многие зрители наверняка запомнили примечательную сцену в «Коньке-горбунке», когда царь-девица решает подшутить над Иваном и прыгает с ледяного обрыва в бездонную пропасть. Ее белоснежная юбка раскрывается в полете подобно парашюту и плавно несет героиню к земле. А когда Иван нечаянно задевает костюм царицы, он распадается по частям прямо во время падения. Художницы рассказали, что весь этот сложный процесс – заслуга костюмеров, а не компьютерной графики, как многие могли подумать. За кадром целая команда дергала за веревочки каждую часть платья Паулины Андреевой, чтобы добиться желаемого эффекта.
– Понимаете, эти костюмы не нарисованы, это все делалось вживую. И для того, чтобы разломать платье царь-девицы, отбираются отдельные художники. Есть люди, которые придумывают это платье, и оно существует просто как платье, а есть те, кто придумывает, как его разобрать подобно кубику рубика, потом собрать, а потом превратить в другой материал. То есть для каждого проекта подбирается свой специалист. Ну, вот для таких проектов, как платье царь-девицы, берут нас с Олей, — сказала Надежда Васильева.
Посмотреть сказку «Конек-Горбунок» стоит хотя бы из-за невероятных костюмов, каждый из которых вручную создавала большая команда художников. Надежда Васильева и Ольга Михайлова, как настоящие волшебницы, очаровывают и поражают даже самых безнадежных эстетов. Своими работами они наглядно показывают, как важно не ошибиться в выборе художника по костюмам, и что значит – быть верным своей профессии.