Интервью с создателем веб-сериала «Закон и беспорядок» Владимиром Болговым
Веб-сериал «Закон и беспорядок» – остроумная и непохожая ни на что комедия, в которой авторы рискнули пошутить над ушедшей эпохой кассетных триллеров и боевиков. В свое время пилотная серия проекта покорила Realist Web Fest, а продюсировать его взялась киностудия Александра Роднянского и Сергея Мелькумова «Нон-Стоп Продакшн». Редакция Moviestartпообщалась с режиссером криминальной пародии Владимиром Болговым о судьбе его сериала, сотрудничестве с IVI и о том, как начинающим авторам продвигать даже самые смелые идеи.
Скажите пожалуйста, чем Вы вдохновлялись, когда создавали такую яркую и оригинальную историю?
Мы вдохновлялись сегодняшней индустрией, мы вдохновлялись постмодернизмом, который как бы ставит некую точку над сериалами такого типа. У нас в сериале много отсылок к поп-культуре прошлого века, и мы посчитали, что было бы очень интересно таким образом поставить эту точку и пошутить над клише в кино и всякими такими штуками. На самом деле, внутри «Закона и беспорядка» у нас есть некая сверхидея по поводу запроса, каким должен быть сериал, и вот мы пошутили на эту тему таким способом. А вдохновлялись мы старыми фильмами: «Голый пистолет», «Без вины виноватый», «Горячие головы» – всеми этими классными работами Лесли Нильсена и других ребят.
Почему Вы решили сделать эту историю именно в веб-формате? В чем его преимущество, на Ваш взгляд?
Мы не думали о преимуществах формата, это, скорее, был наш единственный вариант, как реализовать свой проект. В виде сценария наша задумка не звучала никаким образом, то есть мы очень долго его носили и говорили: «Давайте так запустим, запустите нас, пожалуйста, получится классно». К сожалению, в тексте этого всего не читалось, и единственным нашим вариантом было просто взять и снять пилотную серию самим. И когда все увидели, как эта история работает на экране, нас наконец запустили.
А какие преимущества такого формата Вы обнаружили в работе над сериалом?
Это очень скилловый формат, где побеждает история вместо всех других приоритетов. То есть в моменте работы твои навыки очень растут, мы воспринимаем эти сериалы как некий трамплин к большим вещам, где очень хорошо можно научиться ставить в центр всего историю.
До этого Вы занимались исключительно короткометражными фильмами, в чем Вы видите сходства и различия этих двух форм?
Эти формы кардинально различаются: у веб-сериала больше схожести с крупными проектами, это как забег на большую дистанцию. Мы сняли пятисерийный сезон хронометражем в два с половиной часа, поэтому у нас получился практически полноценный полнометражный фильм. И, соответственно, подготовиться к тридцати сменам и держать историю в течение двух с половиной часов – это не то же самое, что короткий метр. Здесь схожести больше с сериальным и кинопроизводством, нежели с малыми форматами.
Владимир, Вы обучались магистратуре в Нью-Йоркской Академии Киноискусства, расскажите, пожалуйста, об этом опыте подробнее?
На самом деле, я прошел небольшой годичный курс, на котором была просто практика – бери в руки камеру, иди и снимай. Нужно понимать, что это очень недорогая форма обучения, я учился не в New-York University, а в самой дешевой киношколе Соединенных Штатов Америки. Они не выращивают какие-то таланты, а просто дают студентам возможность практиковаться. Другими словами, Тарковского посмотришь дома, бери камеру и снимай – вот такой подход.
Вам понравился этот курс?
Там была очень классная атмосфера. Любая киношкола – это, прежде всего, очень крутая платформа, чтобы сделать свое первое короткометражное кино, я вот так воспринимаю обучение. Вокруг тебя очень много людей, которые тоже хотят что-то снимать, с которыми ты обмениваешься опытом и самое главное – у тебя есть бесплатные руки твоих друзей, которыми ты пользуешься, чтобы снять максимально дешево свою пробу пера, скажем так.
Ваш сериал спродюсировал Александр Роднянский – большой серьезный кинопродюсер, сотрудничество с которым – мечта многих авторов. Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось до него достучаться и заинтересовать его своим проектом?
Мы отправили на почту «Нон-Стоп Продакшн» пилотную серию, и это совпало с нашей победой на фестивале Realist Web Fest. В качестве эксперимента они дали нам возможность воплотить задумку. На самом деле, «Закон и беспорядок» – просто хай-концепт: мы говорим на английском и переводим на русский. Над тем, что можно так сделать, думал почти каждый человек. Просто мы первые, кто додумался до такого приема, и нам, молодым ребятам, дали шанс: «Снимайте, посмотрим, что из этого получится». Если я не ошибаюсь, Александр Ефимович не раз говорил в своем Instagram и вообще в каких-то интервью, что платформы сегодня – это та дверь, куда ты можешь зайти и посмотреть то, чего нет на телевидении. «Закон и беспорядок» никогда не смог бы появиться на телевидении, поэтому наш сериал — часть его месседжа.
Первый сезон «Закона и беспорядка» вышел под маркой IVI originals, за последние несколько лет появилось множество различных онлайн-кинотеатров и платформ, и всем понятно, что вместе с ними пришли новые возможности для независимых авторов, но мне бы хотелось узнать, насколько продюсеры платформ отличаются от продюсеров на ТВ?
На самом деле, я никогда не работал с продюсерами на телевидении. Но при работе над веб-сериалами важно выбрать свою аудиторию. На наш взгляд, мы не попали в аудиторию на IVI, потому что она там более возрастная. На сегодняшний день самый главный критерий – чтобы ваш сериал попал туда, куда нужно, на ту платформу, где ваша аудитория. А так, не думаю, что как-то отличается работа, потому что на всех платформах, скорее всего, работают люди, которые до этого работали на телевидении, поэтому за несколько лет подход не мог измениться кардинально.
А были ли какие-то ограничения в процессе создания Вашего сериала от платформы?
Главным ограничением был, конечно, бюджет, он был несказанно мал. Правда, из-за того, что «Закон и беспорядок» был очень экспериментальным проектом, его бюджет не зависел от платформы.
Планируется ли второй сезон «Закона и беспорядка», и если да, то что зрителям от него стоит ожидать?
Нет, скорее всего, он закрыт, потому что у нас случилось непопадание в аудиторию Ivi. Но если сериал все-таки перейдет на другую платформу, то, скорее всего, это будет не скоро. Для этого нужны какие-то манипуляции, чтобы подобных сериалов было несколько, чтобы был какой-то пакет, и тогда другая платформа смогла бы уже в рамках этого пакета сериалов такого же жанра сделать новую премьеру. К сожалению, на сегодняшний день такой возможности нет.
Помог ли Вам, как молодому автору, главный приз Realist Web Fest? Имея некоторый успех с предыдущим проектом, легче ли найти финансирование на следующий?
Да, намного-намного легче. Сейчас мы в новых проектах позиционируем себя как продолжение этого жанра, мы исследуем тот же самый юмор, просто в других формах и других форматах. Победа на фестивале стала решающим фактором в продвижении нашей карьеры, скажем так. Теперь нам стало намного легче находить продюсеров для своих проектов и взаимодействовать с ними.
Можете предположить, какие темы сейчас интересны зрителю платформ?
Сейчас интересен сложный женский персонаж, о сложных мужских персонажах сказали уже все, что только могли сказать. Я думаю, что это не секрет – все об этом говорят и все об этом снимают. Конечно, можно смотреть Netflix, можно смотреть, какие там новинки, и понимать, как двигается индустрия.
Насколько я могу судить, Вас привлекает жанр комедии. Почему Вам нравится в нем работать?
Я люблю комедии, поэтому и начал развиваться в этом жанре. Требуется очень много опыта и времени, чтобы в какой-то момент понять, как нужно делать сцены, как работают персонажи. И я все эти годы занимался тем, что прорабатывал именно комедийных персонажей. Поэтому сейчас приходится в этом жанре снимать, я его понимаю.
Хотелось бы Вам когда-нибудь попробовать себя в драматическом жанре?
Да, у нас есть мысль попробовать себя в драматическом жанре, просто в настоящий момент комедия – это то, в чем мы, на наш взгляд, хорошо разбираемся. Поэтому сначала нужно делать то, что мы умеем, а потом уже посмотреть, как получится что-то другое.
Как Вы думаете, почему в российской киноиндустрии так мало качественных комедий с хорошим юмором? Почему даже молодые талантливые режиссеры как будто побаиваются работать в этом жанре?
Есть такое мнение, оно очень субъективное, но комедия – это, правда, очень сложно, потому что в центре у нее лежит драма. То есть ты должен разбираться в драме, а сверху еще нарастить комедию. На мой взгляд, это просто очень сложно.
А смогли бы Вы назвать несколько свежих работ коллег, которые сильны в комедийном жанре?
Мне очень сильно понравился «Последний министр», мне кажется, что это отличная комедия. Потом на фестивале мы посмотрели «Секреты семейной жизни» для платформы KION от кинокомпании «Среда», по-моему, это тоже отличная комедия.
Расскажите о своих кинематографических планах на будущее.
В данный момент мы разрабатываем три проекта: две комедии и один анимационный тоже комедийный сериал малого формата в стиле «Рика и Морти». Мы также продолжаем исследовать пародийный юмор, но теперь у нас немножечко другие персонажи. Что из этого запустится – тем мы и будем заниматься. Недавно у нас был питчинг, где мы как раз презентовали одну из своих идей и выиграли. Проект называется «Ребут», действие будет происходить в постапокалиптическом мире, в котором пару заставляют завести ребенка. Мы планируем исследовать этот конфликт и сделать его в комедийном ключе.
Дайте, пожалуйста, несколько советов молодым кинематографистам, которые мечтают находить интересные актуальные темы, снимать свободное кино и быть востребованными?
Во-первых, пишите то, в чем разбираетесь, пишите то, что вам близко, и самое главное – пробуйте упрощать свои идеи и снимать их. Сегодня очень много текстов, поэтому, если снять хотя бы какой-то proof of concept (прим. ред. – проверка концепции), либо первую пилотную серию, либо какой-то короткометражный фильм, который будет иллюстрировать ваш двигатель, то так намного больше шансов запустить свой проект.
Елизавета Хисамиева