Интервью с креативным продюсером группы компаний ГМП КИТ Георгием Рюминым
О правилах и трендах в веб-индустрии, кинообразовании и будущем веб-сериалов редакция Moviestart пообщалась с креативным продюсером группы компаний ГМП КИТ (Газпром-Медиа) Георгием Рюминым.
Скажите, пожалуйста, что такое веб-сериалы, в Вашем понимании? В чем основное отличие веб-сериалов от обычных?
Веб-сериалы скоро будут более обычными, чем телевизионные. Но если говорить серьезно, то основных отличия два – место потребления контента и, как следствие, характер смотрения и хронометраж. В отличие от ТВ-контента, хронометраж которого определяется рекламными блоками, у веб-контента нет четких границ. Ну, ещё у веб-сериалов обычно меньше цензурных и жанровых ограничений.
Но если смотреть более пристально, то веб-сериальный контент – это то, что распространяется не через ТВ и не через онлайн-платформы, а непосредственно через интернет, прежде всего через YouTube, а также иногда через мессенджеры, ТикТок, Инстаграм и прочие агрегаторы контента. Плюс – фестивальная судьба, прежде всего Realist web fest.
Какие яркие тренды развития Вы можете выделить в веб-сериальной индустрии?
Главная ценность и сила этого направления в том, что здесь Россия развивается абсолютно в одинаковом темпе со всем миром. Потому как, если по сериалам, и тем более по полнометражным фильмам, мы чаще всего не дотягиваем до тех бюджетов, тех размеров и того уровня индустрии, который существует в мире – ну, как минимум, в США, – то по веб-сериалам такой проблемы нет. По всему миру этот контент снимается пока без каких-то глобальных денег, просто потому что не научились его еще нормально монетизировать, а по креативу и по качеству идей мы многим странам дадим фору – в этом смысле никогда особого голода у нас не было. В области веб-индустрии мы на одной телеге без тормозов сейчас куда-то катимся вместе с остальным миром.
Глобально, если наблюдать общую картину по российским веб-сериалам, то с 2017 года, наверное, это стало сколько-то сформированной индустрией. Однако, осознав, что это все-таки часть индустрии, там есть и таланты, и, может быть, даже какие-то деньги, «взрослые» продюсеры пришли сюда из своих кино- и сериальных индустрий и сказали: «О, круто! Веб-сериалы, говорите… новые, свежие, молодежные, говорите – давайте мы тоже будем этим заниматься». Но, как свойственно всем взрослым (я долго жил среди взрослых, я видел их совсем близко и от этого, признаться, не стал думать о них лучше), они не пытаются изучить детские правила, каким образом в этой песочнице играют, а они говорят: «Смотрите, правила должны быть вот такие, играть надо так…» – и рассказывают, по каким правилам играть. В результате очаровательная, свежая, наполненная фантазией песочница, в которой дети взахлеб играли и строили какой-то милый невероятный замок, погружаясь в эту игру, сейчас так или иначе планомерно обрастает правилами внешнего мира и классического сериального сторителлинга. Сложно сказать, хорошо это или нет – это так. Да, безусловно, задора за пять лет у веб-сериалов поубавилось. Стало все поакадемичнее. Но и уровень качества заметно вырос.
Можно ли выделить какие-то общие правила, которые сейчас наши большие продюсеры хотят изменить, как Вам кажется?
В веб-сериалах главным правилом было – отсутствие правил. Это было связано с наглостью и отсутствием квалификации. Но иногда это давало удивительные результаты. Ты смотришь такие работы – вроде дичь дичью, но вдруг жемчужины в этом возникают, которые появляются из-за отсутствия ограничений в мозгу. То есть авторы не знали, что так нельзя, поэтому делали, и, оказывалось, что так можно. Уровня Годара режиссеров и бунтовщиков в веб-сериалах я пока, может, и не видел, но то, что это территория, на которой внимательно надо искать новые звездочки, новых талантливых ребят, – это факт.
Получается, этих новых звездочек будут потом брать под какие-то новые проекты большие продюсеры со своими правилами, а те, кто останется в этой маленькой песочнице, будут считаться фриками? Как будет развиваться эта индустрия?
Поскольку в нашем мире быстро изменяются не только технологии, но и представления о том, что хорошо, а что плохо, сегодня во главу угла встает именно эстетика и накопленный вкус человека. А кинематограф, как один из мощнейших рупоров, во многом этот вкус формирует. И сейчас для меня происходит достаточно грустная, тревожная вещь, когда не индустрия с помощью кинематографа поднимает вверх уровень эстетики, а наоборот, фокусируясь прежде всего на доходе, индустрия опускается на уровень вкуса и этических правил, по которым живет страна. Это путь игры на тех запросах, которые есть у населения. Именно из-за денег. Поэтому важнейшими трендами, которые сейчас возникают и которые может себе позволить веб-сериальная индустрия, поскольку она еще не так коммерциализирована, являются разговоры о новой этике, о тех парадоксах, вопросах и проблемах, которые возникают в мире благодаря новым технологиям – дипфейкам, цифровым слепкам личности, беспилотным автомобилям, полетам в космос, освоению Марса и т. д. Хотя, справедливости ради надо сказать, что во многом эти же веб-сериалы являются лакмусом текущих запросов, а полнометражные фильмы и сериалы тоже нередко ставят важные моральные вопросы перед зрителем.
Также мне хочется верить, что веб-сериалы и веб-контент в ближайшее время сместятся в сторону документального кино. В отличие от художественного кино, которое в своей основе имеет фокус на зрительский потенциал, документальное кино в своей базисной комплектации имеет эмпатию. Именно документальное кино поможет зрителю найти ответы на этические вопросы или хотя бы дать намеки на ответы. Современные визуальные технологии сейчас позволяют сделать документальное кино гораздо более интересным, зрительским, и я не вижу, чтобы от этого страдала та самая эмпатия, которая заложена в его основу. Это мне кажется очень хорошим трендом, поскольку даёт направление, во-первых, всему развитию документального кино, а во-вторых, здесь могут быть хорошие перспективы для развития регионального контента. В регионах можно снимать очень искренние, очень классные, очень добрые, честные и невероятно интересные истории про людей и места. Только истинно национальное может стать межнациональным – это цитата кого-то из мудрых.
А не появятся через 10 лет какие-то новые тенденции, уже за которыми надо будет успевать, а вот это уже будет неактуально?
Сто процентов появятся. Гораздо раньше появятся. Одно из таких направлений – брендированный контент. Через веб-сериалы абсолютно точно можно распространять посылы бренда, потому что нативная информация заходит в миллиард раз лучше, чем любая прямая реклама. Делать это через веб-сериалы – круто, эффективно и хорошо.
Вопрос о монетизации. На что снимать и как зарабатывать?
Я вижу три пути: государство (прежде всего Институт развития интернета), брендированный контент, то есть большие бренды и администрации регионов в ключе маркетинга территорий, и классическая партнерка в YouTube, т.е. заработок на рекламе.
А не будет ли такого с первыми двумя путями, что тот, кто платит, тот «заказывает музыку»? И опять творцы будут чем-то ограничены.
Как только и государство, и бренд будут ограничивать творцов, творцы будут делать неискренний контент, который не будет заходить зрителю. Участники процесса точно найдут этот win–win, движение навстречу друг другу – бренд заинтересован в том, чтобы контент был максимально гармоничен, а имплементация в него бренда была такой, чтобы зрителя это не ломало. Ну, а автор должен понимать, что ему нужно сделать так, чтобы у него все-таки на телефон пришло сообщение о переводе денег, коль скоро все же это заказ.
Получается, что вопрос, в том числе, в поиске каких-то новых форматов сторителлинга, чтобы обеспечить вот этот win–win, или в чем?
В рамках Российской креативной недели мы делали конкурс, который назвали «Китчинг» с целью поиска новых технологий, новых форм сторителлинга, технологических и драматургических. Так сложилось, что за последнее время я принимал участие в большом количестве разных конкурсов как член жюри или эксперт и могу сказать, что проблема, на самом деле, несколько иного толка. То молодое поколение, которое приходит, имея примером яркие успехи отдельных персонажей, не понимают, что это «эффект выжившего», а не общий тренд – у них формируется впечатление, что в эту индустрию можно легко ворваться с камерой из телефона сразу на доходы в огромные миллиарды, не зная основ ремесла. У очень многих проектов проблемы с самыми базисными вещами – со структурой сюжета и с мотивациями героя. Прежде чем думать про новые формы, есть задача научить и научиться старым, уметь внятно рассказывать простые хорошие истории.
Я понимаю, что произойдёт «большой взрыв» примерно через два–три года, когда «допилятся» квантовые процессоры, весь VR, и случится открытие нового грандиозного рынка, прежде всего в виртуальной реальности. А вот это будет уже совсем другая, новая форма сторителлинга.
То есть всем надо идти учиться интерактивной драматургии сейчас, пока не поздно?
Не интерактивной – виртуальной. Все попытки сделать интерактивный видеоконтент пока заканчивались довольно грустно по той простой причине, что для человека все-таки интерактив – это возможность управления персонажем, то есть он туда идет за игрой. А кино – это возможность развлечься, туда он идет за созерцанием и сопереживанием. Если я хочу созерцать, то я не хочу никем управлять. А если я пришел управлять, то я не хочу, чтобы за меня кто-то что-то делал. Получилось, грубо говоря, что интерактивный контент не объединил сильное с двух сторон, а объединил слабое с двух сторон. Поэтому он и не заходит.
А в VR сформируется принципиально новая форма потребления, которая ближе всего сейчас к игровой механике.
Как Вам кажется, нужно сейчас менять какие-то образовательные программы и учить молодых режиссеров создавать веб-контент?
Закладывать образовательную основу для новых форм контента, безусловно, важно. Важно формировать чувство ответственности за то, что делает автор. Снабдить только инструментами недостаточно. Любой ВУЗ так или иначе увеличивает и количество нейронных связей, и ширину кругозора, что делает нашего создателя более ценным этическим источником. Мы живем в мире, повторюсь, в котором именно эстетика будет формировать общее развитие социума. У нас сейчас любая новость, опубликованная в интернете, становится правдивой в зависимости от того, как часто она там опубликована. И понятие правды фактически отсутствует. Таким образом, из рационального поля мы переходим в эмоциональное, а это значит, что именно оно будет определять общее развитие общества. Поэтому для тех, кто будет завтра создавать новый контент для новых сред нужно делать факультеты, где будет закладываться, прежде всего, культурная база. Чем более глубокая и более качественная, тем лучше.
Можно ли говорить о том, что у нас технологическое развитие, в том числе развитие веба, в какой-то степени опережает развитие мышления, развитие этических норм человека, и оно будет как бы из будущего формировать запросы, новые законы?
Мне кажется, что именно об этом сейчас нужно разговаривать. Искусство – это всегда про настоящее, иногда про будущее. Индустрия – это всегда система и она всегда архаична. Она всегда состоит из прошлого. Индустрия с искусством на ножах – они не очень ладят и дружат. Поэтому в вебе вещи, которые ближе к рассуждениям про настоящее и будущее могут появляться гораздо быстрее – в этом вообще главная ценность веб-индустрии возможно.
Если говорить про будущее, получается, что у создателей контента с каждым годом все больше и больше растет моральная ответственность, во-первых, за то, что они создают и показывают. И второй момент – моральной ответственности за манипуляцию сознанием. Как эти дилеммы решать создателю веб-контента?
Человек все время потребляет контент, это безусловно. И, как известно, мозг существует в трех режимах: это навигация, потребление и генерация, создание. Поскольку современный человек существует, в основном, только в двух – в навигации и в потреблении, – то никакой генерации практически не происходит. Отсюда – снижение уровня критического мышления. Именно поэтому для создателей контента, то есть для тех, кто заполняет этот второй трек потребления, очень важна ответственность за те сообщения, которые они доносят. Я считаю, что, если ты достаточно талантлив, чтобы делать контент, который смотрят миллионы, ты должен понимать, что ты таким образом формируешь свое собственное будущее, как бы это сейчас пафосно ни прозвучало.