Мастер-класс Тимура Бекмамбетова «Скринлайф: В поисках нового языка кино»
В рамках XIII Ташкентского международного кинофестиваля «Жемчужина Шелкового Пути» российский режиссер, продюсер Тимур Бекмамбетов провел мастер-класс о screenlife-формате и презентовал учебник «Скринлайф: В поисках нового языка кино». Во время встречи создатель screenlife рассказал о преимуществах формата, о том, как снять свой первый фильм и поделился своим опытом с начинающими кинематографистами.
Несколько лет назад Тимур Бекмамбетов открыл миру абсолютно новый формат screenlife, а уже сегодня к этому формату регулярно обращаются многие кинематографисты из разных стран. Режиссер вспоминает, что идея снять фильм, основное действие которого разворачивается на экране героя, пришла ему во время разговора в Skype с продюсером.
– Много лет назад я делал фильм, по-моему, это были «Елки», и у меня была продюсер Ольга, и она была в Москве, а я был в Лос-Анжелесе. И во время нашего разговора в Skype она расшерила свой экран, тогда только появилась такая функция, и показала мне экран своего компьютера и постер, который придумали для фильма. И мы поговорили, а потом она забыла выключить этот share screen, и мы продолжали разговаривать на всякие важные темы производства, но я продолжал видеть ее экран. А она писала письма друзьям, что-то покупала, и я это все видел. И в этот момент я понял, что оказался внутри другого человека, что экран – это наш внутренний мир, ведь мы с вами ничего не прячем от своих экранов.
Режиссер уверен, что все, что происходит в нашем цифровом пространстве – это отражение души человека, ведь каждый из нас полностью честен только оставаясь наедине с самим собой и со своим телефоном или компьютером.
– Если посмотреть на экран компьютера, то сразу видно, о чем человек думает. Например, в поисковой строке пишет «как проехать на «Узбекфильм»», значит мы знаем, что он собирается на наш мастер-класс, или «как купить лекарства от простуды», значит ему плохо. Все, что мы делаем на экране, любые наши действия, говорят про нас абсолютно все. И если ты видишь экран другого человека, то это означает, что ты находишься как бы внутри его души. Именно поэтому сейчас так сильно развились алгоритмы Facebook и Google, по нашему поведению они знают про нас все и могут нам что-то предлагать, продавать. Мы решили, что если мы так много про человека узнаем, видя его экран, зачем же мы ставим камеры и снимаем портреты, снимаем традиционное кино, в котором ничего не видно? Ну стоит человек, может врет, может правду говорит, и вы не знаете, а если увидите экран человека, то вы будете уверены, что это правда. И это невероятный новый язык кино. И представляете, какое это удовольствие, особенно для молодых режиссеров. Вот стоит длинная очередь из старых режиссеров, сценаристов, актеров, и все выстроились в одну кассу, где что-то выдают. А рядом стоит другая, совершенно пустая, где нет никакой очереди – касса screenlife – просто идите туда и делайте.
Также Тимур Бекмамбетов отметил, что видит в screenlife новый виток развития мирового кинопроцесса. Режиссер верит, что за этим форматом стоит будущее индустрии.
– На самом деле, screenlife – это очень простой язык кино, и он очень понятный. Просто сейчас и зрители, и те, кто занимается бизнесом в распространении контента, этого не осознают. Считается, что это какая-то особенная вещь. Вот есть большое кино, где камера куда-то там полетела, какие-то люди в костюмах куда-то пошли – вот эти все понты большого кино, они пока, естественно, доминируют просто потому, что слишком большое количество людей научилось это делать, деньги туда большие вложили, и теперь остановиться невозможно. Но если вы посмотрите на историю развития кино, вы увидите, что за последние 20 лет оно вообще не развивалось никак. Ни одного фильма, который бы отличался от фильмов 20-летней давности, например, «Матрицы» или последнего «Аватара», после которого прошло уже 11 лет. Кино практически не развивается как язык, новые истории рассказываются – хорошие, интересные, трогательные, но как язык, как форма оно перестало развиваться. А вот в цифровой среде все развивается быстро.
Во время мастер-класса режиссер рассказал, как научиться снимать screenlife-фильмы.
– Для начала, нужно взять и скачать себе на компьютер программу, которая записывает экран, их очень много, и они все бесплатные. Затем нужно включить ее на пол часа или час и просто сесть за свой компьютер. А дальше делай, что хочешь, – смотри сайты, новости, пиши письма. И потом этот видеофайл взять и как сценарий расшифровать. То есть взять и написать: «Я набрал пароль, появились 6 точек, потом экран задрожал, значит я ошибся, я стер, ввел заново, потом дальше я стал писать письмо своему другу, что давай поедем туда-то, есть разговор…» Вот если вы эту запись экранную расшифруете, у вас получится сценарий, и вы увидите, как много там есть очень простых и понятных каждому форм языка. В реальном традиционном кино снять фильм с такой глубиной психологического погружения очень сложно. В реальном кино ты будешь снимать крупный план героя, его глаза, он плохо будет играть, потом в ответ будешь показывать, что он видит и так далее.
По мнению Бекмамбетова, screenlife-формат обладает большим количеством преимуществ перед традиционной формой кино. Прежде всего, это малобюджетные проекты, которые можно снять всего за несколько дней.
– Уникальность screenlife языка заключается в том, что тебе никто и ничто не нужно: ни бюджетов, ни тратить годы своей жизни. Это фильм, который может сделать каждый человек сам, независимо от возраста и степени подготовки. Конечно, все равно бывает хорошая актерская игра, бывает плохая, есть монтаж, и все эти элементы присутствуют в screenlife. Но поскольку правила этого формата совсем новые, то нет и судей, никто, кроме зрителей, вас судить не будет. А в обычном кино соберутся умные люди с бородами и скажут, что тут у тебя освещение неправильное, ритм монтажа не тот, надо было покороче. Там есть много экспертов, ну, или тех, кто себя за них выдает.
Еще screenlife-фильм мы снимаем от 5 до 15 дней, то есть это в пять раз меньше, чем обычные фильмы. Соответственно, можно записать экран, смонтировать, а если потом понадобится что- то поменять, добавить, ты можешь за один день собрать команду, перезаписать и изменить первоначальный сценарий. То есть screenlife позволяет построить производство так, что написание сценария, съемки и монтаж происходят в одно время. К тому же себестоимость производства очень маленькая, ведь нужен только твой компьютер, твои мозги и монтажер.
На счету киностудии Bazelevs, которую основал Бекмамбетов, множество историй, рассказанных языком screenlife. Режиссер признался, что в самом начале, когда они делали только первые шаги в этом формате, как и любые новички, они допускали ошибки.
– Сначала мы думали, что screenlife – это просто две говорящие головы. Вот просто есть Zoom, Петя и Мухамад, они между собой разговаривают. А потом мы поняли, что это не является самым интересным. Обязательно ли мы должны увидеть героев, что они друг другу позвонили? Обязательно ли видеть их лица? Нет, не обязательно. Мне достаточно просто увидеть, как он печатает, стирает, как он отправил, потом удалил сообщение, заново написал. И я его эмоцию начинаю понимать по тому, как он печатает, мне не нужно для этого видеть его лицо. И первая ошибка, которую делают все, — это съемки просто лиц и диалога людей, не используя всех тех уникальных возможностей, которые есть на самом деле у этого языка. Вторая – это то, что screenlife все-таки очень субъективный язык кино, он всегда от первого лица, всегда я и мой экран. И поэтому попытка рассказать много параллельных историй, как в кино это обычно бывает, не работает, потому что ты не понимаешь, на чьем экране ты находишься, что происходит.
В конце встречи Тимур Бекмамбетов рассказал, что совсем скоро откроется онлайн-площадка, где будут собраны все screenlife-проекты. Авторы, которые снимают в этом формате, смогут монетизировать свои фильмы и получат возможность быть услышанными.
– У нас есть сайт называется screenlifer.com, и сейчас там откроется платформа, онлайн-кинотеатр со screenlife-фильмами. Там будет своя система монетизации, потому что, в отличие от обычного кино, в screenlife очень много нативной рекламы. Ты все время ходишь по каким-то сайтам, там часто бывают рекламные баннеры, и мы можем их заменять на продукцию наших рекламодателей и подстраивать их под зрителя. Например, если кто-то смотрит ваш фильм в Ташкенте, то ставить один баннер, а если в Москве, то другой.
Также режиссер заявил, что надеется на продвижение screenlife-формата не только в России, но и в странах СНГ. На их сайте screenlifer.com можно найти бесплатные образовательные видеоуроки и сделать первые шаги в освоении этого киноязыка.
Елизавета Хисамиева