В Риге прошла премьера фильма «Сашка. Дневник солдата»
Фильм рижанам представил один из самых успешных молодых российских киноактеров, лауреат премии «Золотой орел» за роль Сергея Белова в фильме «Движение вверх», артист Московского Губернского театра Кирилл Зайцев. Этот фильм — дебют Кирилла Зайцева как режиссера. Фильм создан по мотивам повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Сашка». Роли в этом фильме сыграли рижанские актеры, однокурсники Зайцева по Латвийской академии культуры и бывшие коллеги по Рижскому русскому театру им. М. Чехова: Иван Клочко (Сашка), Марат Эфендиев (немец) и Игорь Назаренко (Толик).
Из-за пандемии и закрытых границ актеры не смогли принять участие в премьерном показе «Сашки» в апреле этого года в рамках Российской программы 43-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ). На фестивале «LA Shorts» в Лос-Анджелесе фильм был номинирован как «Лучший иностранный фильм», на IV Майкопском Международном Кинофестивале стал победителем в номинациях «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший фильм по мнению зрителей», на «Halicarnassus Film Festival» в Турции стал победителем в номинации «Лучший короткометражный фильм». Также фильм стал победителем на фестивалях короткометражного кино в Токио и Риме.
История создания фильма «Сашка. Дневник солдата» зародилась именно в Риге, когда в 2015 году режиссер Игорь Коняев поставил в Рижском русском театре спектакль «Сашка», а спустя время исполнитель главной роли Иван Клочко написал по одной из глав повести Кондратьева сценарий короткометражного фильма. Кирилл Зайцев, который играл в спектакле комбата, решил выступить продюсером и режиссером этой картины. Идею создания молодыми энтузиастами короткометражной военной драмы поддержал генеральный директор продюсерского центра«Мувистарт» Дмитрий Якунин и директор Молодёжного Союза кинематографистов РФ в Архангельской области, коммерческий директор и продюсер «Инфильм» Анатолий Конычев.
Творческую группу Кирилл Зайцев собирал, благодаря личным знакомствам, завязанным по следам тех фильмов, в которых он снимался как актер. С оператором Владимиром Климовым, лауреатом премий «Золотой орел» и «ТЭФИ», который снял легендарную картину «Вор» с Владимиром Машковым, Кирилл Зайцев познакомился на съемках фильма «На Париж». С художником по костюмам Сергеем Стручевым, лауреатом премий «Золотой орел» и «Ника», в числе работ которого «Легенда 17» и «Экипаж» и многие фильмы Никиты Михалкова — на съемках «Движения вверх». Кириллу Зайцеву как продюсеру идею рижских актеров-однокурсников в итоге удалось реализовать при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов, администрации Губернатора Архангельской области, Федерального агентства по делам молодежи, Всероссийского форума «Таврида», Министерства культуры Архангельской области и центра «Патриот» Архангельской области. Партнерами проекта стали Центральный Музей Победы, Российское военно-историческое общество, Союз Кинематографистов России.
На вопрос о том, почему современным молодым артистам было так важно создать новую картину о Великой Отечественной войне, Кирилл Зайцев ответил: «Чтобы мы не забывали о той страшной войне, и у молодого поколения не возникало желания снова повторить, того что было». И добавил, что огромное значение в его личном интересе к теме войны имеет тот факт, что он родился и вырос в городе-герое Волгограде…
А автор сценария и исполнитель главной роли Иван Клочко сформулировал идею фильма так: «Неважно, на каком языке мы разговариваем, все мы люди. Это внутренний подтекст истории».
Кирилл Зайцев воплотил на экране и сцене целый ряд образов русского человека в разные исторические эпохи — русский богатырь («Последний богатырь»), русский солдат («Сашка»), русский офицер («Союз спасения»), русский спортсмен-чемпион («Движение вверх»), русский поэт («Мой Лермонтов»), русский император («Пушкин»). Размышляя над вопросом, что, на взгляд актера, является основой русского характера, Кирилл уверено ответил, что, прежде всего, считает отличительной чертой человеческое сострадание. Фильм «Сашка. Дневник солдата» именно об этом – об умении русского человека сострадать и по-христиански сопереживать даже врагам. О том, как важно оставаться людьми даже в самых нечеловеческих условиях. О том, что, общаясь на разных языках, все-таки можно услышать друг друга, понять и простить.