Документальное кино и онлайн-платформы. Какой формат ищут стриминги?
В Московской школе кино в рамках образовательной программы Всероссийской акции «День короткометражного кино-2021» состоялся open-talk на тему «Документальное кино и онлайн-платформы. Какой формат ищут стриминги?» Участие в открытом разговоре приняли руководитель направления «документальное кино» в МТС Медиа Ангелина Голикова, заместитель генерального продюсера онлайн-кинотеатра Okko Татьяна Матвеева, креативный продюсер Свердловской киностудии и основатель компании «Первое кино» Евгений Григорьев и режиссер-документалист, участник конкурсной программы Акции с картиной «Дальний план» Владимир Головнев. Модератором мероприятия выступил Дмитрий Якунин, генеральный директор ООО «Мувистарт» и директор акции «День короткометражного кино».
Во время открытого разговора эксперты рассказали о том, какие проекты ищут стриминговые платформы и как молодым авторам заинтересовать крупные онлайн-кинотеатры, а также обсудили основные проблемы развития документалистики в России.
Татьяна Матвеева, отвечающая за неигровой контент в онлайн-кинотеатре Okko, рассказала, в каких именно проектах нуждается стриминг. Прежде всего, они ищут большие эксклюзивные темы, в том числе фильмы-портреты о ярких личностях и героях. Также Okko интересуют документальные сериалы, которые могли бы выходить с определенной периодичностью. И, наконец, еще два важнейших направления, по мнению Матвеевой, — это научно-популярный контент и спортивные документалки. Именно в этих жанрах платформа Okko ищет новых авторов.
«Сейчас мы, в первую очередь, ориентируемся на более широкую аудиторию, то есть на фестивальное кино. И с нашим прекрасным генеральным продюсером Джаником Файзиевым мы определили четыре направления, по которым Окко работает с неигровым контентом. Первое – мы ищем большие эксклюзивные темы, основанные на реальных событиях и реальных героях. Вот, пример свежего заказа следующего года – фильм о Раисе Горбачевой, который будут делать на Киностудии имени Горького, он основан на эксклюзивных дневниках Раисы Максимовны, которые еще не были опубликованы. Второе важное для нас направление – это так называемая тема, которая актуальна сейчас. Мы хотим выпускать до двух документальных премьер в неделю, и нам бы хотелось, чтобы эти фильмы обеспечивали, если не ежедневное, то еженедельное использование платформы нашими зрителями».
Говоря о поиске свежего неигрового контента, Матвеева назвала ряд требований, которым должен соответствовать проект, чтобы попасть на стриминговую платформу Okko. Сейчас в приоритете для кинотеатра документальные сериалы.
«Мы ищем совершенно по-разному: проекты можно отправлять мне на почту, можно на почту заявок Оkko, которая есть на официальном сайте. Что касается технических требований, мы сейчас заинтересованы больше в документальных сериалах со средним хронометражем где-то 30 минут серия, но, в целом, все зависит от материала. Понятно, что если мы увидим классную полнометражную документальную картину, то, конечно, мы ее возьмем. Что касается заявок, классно, если это будет полный пакет — презентация, заявка и так далее».
Ангелина Голикова, так же как и ее коллега, рассказала о специфике отбора заявок для документального кино в МТС Медиа. По ее мнению, главное в неигровом контенте – это образность и авторский взгляд на проблему. По словам Голиковой, если у режиссера есть «сверхболь» или «сверхидея», то его проект с большей вероятностью попадет в эфир.
«Прежде всего, во всех заявках, которые я вижу, я смотрю, есть ли образ в этой картине или нет, стоит ли за этой картиной автор, у которого болит эта тема или не стоит. Конечно, мне тоже хотелось бы вот так сформировать направления и сказать, что я жду спортивные фильмы или другие, но у нас в производстве сейчас все фильмы всех типов уже есть, они выйдут в следующем году. Среди документальных продакшенов мы объективно работаем практически со всеми лидерами. Поэтому, конечно, я сначала пошла по топ-лидерам компаний, собрала с них пул заявок того, что они хотели бы сделать, часть проектов была уже в производстве, какие-то проекты я просто схватила и забрала себе, потому что рынок, на самом деле, пуст, талантливых людей мало. И Женя Григорьев очень хорошо помнит наши с ним переговоры и, несмотря на то, что нас связывает долгая дружба, это был бег продюсера за талантливым художественным руководителем, у которого был классный проект. Он выйдет у нас в следующем году, это как раз документальный сериал, он называется «Дедлайн». Еще один сериал, который тоже выйдет в следующем году, называется «Земля больших возможностей», и все эти сериалы совершенно о разном, но их объединяет только одно – за всеми этими фильмами есть авторы, у которых была сверхидея, сверхболь, которая их тревожила, и у них горели глаза».
Кроме того, Голикова затронула проблему низкой популярности документального контента в России. По ее мнению, документальные фильмы только сейчас стали набирать популярность в офлайн-формате и на фестивалях. Однако путь неигрового контента на платформах начался совсем недавно, поэтому первое время зрители будут отдавать предпочтение более популярным жанрам.
«На ММКФ я 15 лет занимаюсь документальной программой, и я очень хорошо помню пустые залы в кинотеатре «Октябрь» и то, с чего мы начинали. Мы начинали с 6 зала «Октября» при том, что мы показывали только зарубежные картины с сумасшедшим успехом, у которых в мире был миллионный прокат, а тут сидело три человека еле-еле дошедших. Сейчас программа проходит во втором зале, полный зал и до ковида был просто кошмар: люди сидели на люстрах, на ступеньках, мы пускали студентов, проводили их, чтобы люди могли посмотреть. Наверное, так же пойдет история на платформах. То есть ты снимаешь док, он супер классный, его выбрасывают на платформу, не обеспечивают никаким маркетингом, и эта картина умирает, потому что в эту же секунду в баннерной карусели выходит еще 10 сериалов, 3 originals-сериала и две какие-нибудь голливудские картины. Я стратегически для себя понимаю, что это тоже выбор, это тоже путь, но объективно обслужить в год такое количество документальных картин в маркетинге, конечно, невозможно, и что-то будут смотреть, и зритель будет привыкать, но для этого нужны годы, а то и десятилетия».
Также Голикова отметила специфику сериального формата. Документальный сериал должен драматургически работать так же, как художественный, а не растягиваться на множество сезонов без причины. Если вы создали действительно интересный проект, то тогда, скорее всего, вас поддержат. Кроме того, отснятый контент должен соответствовать современным стандартам качества: авторские права, звук, картинка — все должно быть на высшем уровне.
«Есть несколько критериев – мы не можем выпустить фильм, если там ничего не слышно, ничего не видно и, если не очищены права, потому что это современная реальность. Вы должны иметь права на исполнение музыки, на музыку, на изображение, если вы снимаете людей, эти люди должны дать разрешение на то, что вы их снимаете. Мы понимаем, что мы международная компания, и мы не имеем право выпустить картину на платформу, если нет прав. Иногда ко мне приходят «большие художники» и говорят, что они в случае чего возьмут на себя ответственность. Я вам сразу могу сказать, что никто за ИП Васечкиным бегать не будет и большие компании понимают, что вся вина за какую-то невыкупленную случайно прозвучавшую музыку группы Metallica ляжет, естественно, на компанию. Поэтому нужно к этому подготовиться, повзрослеть заранее до того, как ты побежал в поля, кого-то снял, потом не взял с него разрешение, а потом обиделся, что это не хотят покупать платформы».
Евгений Григорьев поделился несколькими советами и рассказал о том, как правильно выбрать платформу для публикации своего фильма. По словам режиссера, нужно обращать внимание на то, в каком положении вы будете сотрудничать с руководством онлайн-платформы.
«Всегда нужно понимать, что у платформы есть свой KPI, свои критерии показателей эффективности в деньгах, а не в привлечении просмотров на платформу, новых идей и так далее. И самое главное — начинайте работать с платформами как можно раньше, потому что если вы попадете в правильные руки, например в KION, у вас будет не заказчик, а партнер. Вообще к этому отношению нужно стремиться, потому что заказчик и исполнитель – это подчиненное положение».
Продолжая разговор о сложностях производства документального кино, Григорьев подчеркнул, что документалисты сейчас находятся в затруднительном положении. Во-первых, им нужно учитывать большое количество законов и работать с Гражданским кодексом РФ. Во-вторых, огромная территория страны усложняет логистику съемочной команды. В-третьих, во многих регионах России отсутствуют техническое оборудование для кинопроизводства и ренталы.
«Одно дело – снимать кино в Нидерландах, где все в автомобильной доступности, и другое дело наша страна, которая живет не только в 9-ти часовых поясах. Ты только до Якутии долетел, а деньги уже закончились, хотя там – кино. Еще одна проблема, которая сейчас очевидна – это очень разная развитость регионов России в плане кинопроизводства, вы можете прилететь в какой-то регион, где у вас живет герой, и не найти там просто петличку».
Также Евгений Григорьев согласился со своей коллегой Ангелиной Голиковой и подчеркнул важность уникального взгляда и образности в документальной картине. Режиссер «Дедлайна» призвал начинающих документалистов не цензурировать себя, быть свободными и смелыми в своих авторских высказываниях. По его мнению, это еще одна проблема современного неигрового кино в России.
«Когда вы вступаете во взаимодействие с платформой, вы правда должны обладать тем, о чем говорила Ангелина. Это уникальность взгляда, смелость и способность это произвести, потому что идей у нас в стране у каждого на трамвайной остановке по две, а вот способность их воплотить в изображении, которое каждый из нас видит в приложениях в телефоне, их очень мало. Кадровый голод, конечно же, очень большой и поэтому с одной стороны это расслабляет рынок, с другой – когда он все-таки начнет сжиматься, а сейчас он расширяется, то выживут только самые истовые, страстные и профессиональные люди. Если кто себя цензурирует, будьте, пожалуйста, внутренне свободными, будьте резкими, потому что телевизионный док, который никто не смотрит, совершенно точно не интересует платформы. Потому что человек приходит на платформу за другим, за тем, что он не может увидеть другими способами».
В завершении open-talk режиссер Владимир Головнев отметил, что сейчас, действительно, наступила золотая эра документалистики, и в будущем это направление будет только расти и развиваться.
«Еще несколько лет назад документальное кино не так оптимистично себя чувствовало как то, в какой интонации мы сейчас о нем говорим. Сейчас такое ощущение, что наступила новая эра, появляются новые запросы, новая энергия, а главное, что документальное кино вдруг стало чем-то напоминать серьезную индустрию».
Подготовила Елизавета Хисамиева