MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Short Film Days > Подведены итоги опроса Всероссийской акции «День короткометражного кино»

Подведены итоги опроса Всероссийской акции «День короткометражного кино»

С декабря 2021 до конца января 2022 гг. в ряде регионов страны проходила Всероссийская акция «День короткометражного кино». Её программа содержала деловые, образовательные и развлекательные мероприятия, проходившие в формате онлайн и офлайн. Традиционно 21 декабря, в самый короткий день в году, в одном из столичных клубов состоялось награждение победителей 2021 года. Параллельно аналитики ПЦ «Мувистарт» проводили исследование рынка короткометражного кино России, опрашивая авторов, работающих в данном формате. Приводим результаты исследования.

В опросе, проведённом с 12 по 25 января 2022 года, приняли участие 127 респондентов из 33 регионов России, а также зарубежья, занимающихся короткометражным кино. Средний возраст респондентов составил 26 лет.

Участникам анкетирования было предложено ответить на 23 вопроса, а также поделиться своим мнением относительно перспектив развития короткого метра в России и типичных проблем, с которыми сталкиваются дебютанты.

Итоги исследования будут переданы ПЦ «Мувистарт» в Министерство культуры РФ, Фонд кино, Ассоциацию продюсеров кино и телевидения и другие ведомства. Приводим выдержку.

Одним из предметов исследования стала мотивация молодых авторов. Около 31% опрошенных отметили, что ими движет необходимость личного высказывания на те или иные темы, 25% снимают короткометражные фильмы для личного кинематографического опыта, а 18% ищут собственный художественный язык в процессе создания короткометражного кино. Отметим, что коммерческие цели (заработок, связи и знакомства) преследовали лишь 6% респондентов.

Для большинства опрошенных короткая форма является некой пробой пера, исследованием собственных возможностей в киноискусстве.

«Короткая форма позволяет находить новые идеи, персонажей, ходы, которые могут быть быстро и сравнительно недорого реализованы в компактной форме, что позволяет быстро получить отклик аудитории и в случае высокого интереса развернуть это в полнометражный фильм или сериал», – отметила одна из участниц исследования.

«Начиная свой путь мы учимся ремеслу снимать ясное и понятное кино, свою визитку в мир большого кино. Если зритель, продюсеры, представители кинокомпаний увидели, что ты умеешь снимать правильно, то дальше тебе предоставят возможность проявить себя. Если же режиссёр сразу стремится создать “чересчур авторский” короткий метр, заполнив его всеми смыслами и миллионом метафор, путь этот малоперспективный. Короткий метр нужен, чтобы показать, что я знаю и умею работать чётко, организованно и качественно, то есть владею ремеслом», – добавила другая респондент.

Комментируя тему сценариев, 71% участников опроса отметили, что сами пишут сценарии, 24% имеют сценариста в команде. Испытывают трудности с поиском автора сценария 38% опрошенных, а вот трое обращаются в специализированное агентство для поиска подходящей истории для своего проекта.

Наиболее популярным жанром молодых кинематографистов являются драма 69%, комедия 39%, мелодрама 28%. Наименее охотно российские авторы короткого метра снимают детское кино 2%, вестерн 4% и боевики 7% Также интерес у молодых режиссёров вызывают истории в жанре детектива, триллера, приключения и фантастики.

В числе наиболее популярных марок съёмочного оборудования – Blackmagic,Arri, Canon, Sony, Red, Fudjifilm, Nikon, Panasonic и конечно же смартфоны (когда в условиях ограниченного бюджета или не имения его вовсе приходится снимать на телефон).

Отвечая на вопрос о подборе музыки для фильмов, 77% опрошенных ответили, что работают с композиторами, в основном молодыми, которые готовы бесплатно или за небольшой гонорар принимать участие в проекте. Также респонденты 39% подбирают музыку на стоках – Epidemic Sound, TuneTank, платформе Patreon, Artlist.io, Free Music Archive, SoundCloud, Pond5, Audio Network.

Примечательно, что некоторые авторы подчеркнули успешный опыт взаимодействия с известными музыкантами.

«Всегда использую музыку известных исполнителей. И почти всегда достаточно просто осмелиться спросить разрешения на использование. Бывают отказы, но почти всегда в итоговом фильме оказывается тот трек, который планировался изначально», – такой ответ в числе прочих получили аналитики «Мувистарта».

Создавая свои проекты, участники опроса ориентируются на зрителей в возрасте 20-35 лет 45%, 15-20 лет 35%, 0+ 27% и 26% 35+. 6% авторов не задумываются над возрастом своей ЦА, а по гендерному принципу отслеживают аудиторию в целях рекламы. Рекламодателю в данном случае интересны женщины в возрасте 25-35 лет.

Вероятнее всего, авторы короткого метра не проводят детального анализа своей целевой аудитории, потому что свои первые проекты рассматривают как некое поле для эксперимента. И только потом, в случае развития и создания новых проектов, переходят к изучению поведения потребителя контента.

Средний бюджет короткого метра в России составляет 500 тыс. рублей. Самый дорогой проект составил свыше 2 млн рублей. Любопытно, что одна дипломная работа, снятая в 2016 году за 10 тыс. рублей, попала в лонг-лист фестиваля «Святая Анна».

Молодые авторы снимают фильмы на собственные средства 88%, гранты и денежные призы, полученные на питчингах 43%, а также при поддержке друзей и знакомых 31%. Только одному участнику опроса удалось получить финансовую поддержку онлайн-платформы на создание фильма. Примечательно, что лишь 14% респондентов имеют опыт взаимодействия с онлайн-платформами по продаже и размещению своих фильмов. О том, что платформы могут поддержать короткий метр, впервые слышат 86% кинематографистов. Респонденты отметили, что онлайн-платформы интересуют готовые проекты. Так, фильм одного из участника опроса после фестиваля права на показ приобрел сервис Kion.

Аналитики «Мувистарт» отмечают нехватку навыков у опрошенных в оформлении заявок на гранты и питчинги. По данным исследователей, положительный опыт имеют лишь 21% респондентов, остальные 79% либо не имеют опыта, либо результата. Участники областных конкурсов считают, что «там слишком много бюрократии».

Основными площадками, где можно получить финансовую поддержку, респонденты назвали питчинги дебютантов Всероссийского молодёжного кинофорума, конкурсы Института развития интернета (ИРИ), Минкульта и Росмолодёжи.

В числе прочих проблем начинающие кинематографисты отметили нехватку квалифицированных кадров 36%, материально-технической базы 32%, а также поддержки со стороны местных властей 36%.

Из них 32% респондентов имеют отрицательный опыт взаимодействия с администрацией региона, 17% участников опроса – положительный, 37% опрошенных не обращались за поддержкой к государству. «Не системно, но чем могли», власти помогли 14% респондентам.

В целом кинематографисты отметили отсутствие единой системы поддержки индустрии в регионах.

«Отсутствует единый орган, осуществляющий развитие местной кинематографии, департамент, с внятным тайм-менеджментом и партнёрами, готовыми к работе», – отметили одни респонденты.

«В регионе нет ничего, начиная от элементарного понимания, что такое кино и как оно строится и создаётся, заканчивая техническим и кадровым оснащением», – прокомментировали другие, а третьи уточнили, что всю технику зачастую приходится везти из Москвы.

Поясняя проблему кадрового голода, респонденты отметили, что либо участники съёмочной группы не обладают должной квалификацией, либо временем: «Для региональных киношников съёмки не являются основной профессией, поэтому собрать съёмочную группу сложно даже на три дня».

Что касается привлечения средств рекламодателей, 81% опрошенных считают, что скрытая реклама каких-либо брендов, товаров и услуг уместна в коротком метре, 9% кинематографистов уже работают с продакт-плейсментом, 35% не работали, но планируют.

«Один из коротких метров мы сняли при поддержке сразу нескольких брендов. Все они появляются в кадре и художественное решение не меняют. Продакт-плейсмент позволяет увеличить бюджет проекта, а с ним – качество производства: лучше техника, больше и профессиональнее команда – всё это видно на экране», – отметили респонденты.

Однако кинематографисты указали и уязвимые места подобного взаимодействия. Одни это связывают с нехваткой мощностей малого бизнеса: «Положительные моменты заключаются в том, что бренды были очень маленькие и не мешали творчеству. Отрицательные – маленькие бренды дают очень мало денег».

Другие – с хронометражем проекта: «Рекламодатели плохо идут на продакт-плейсмент в короткометражных фильмах, так как мало зрителей смотрят короткометражное кино, в отличие от полного метра. Производителям проще заказать стандартный рекламный ролик».

Отдельно в исследовании ПЦ «Мувистарт» был рассмотрен вопрос продвижения короткометражного кино. По мнению респондентов, наиболее эффективными каналами дистрибьюции являются онлайн-платформы 58% и фестивали 40%.

Что касается фестивального сопровождения, то значительная часть респондентов занимается продвижением своих проектов самостоятельно 23%, с помощью агентств Festagent, CinePromo, FilmFreeway, Eastwood Agency, VOSTOK, World of festivals и ПЦ «Мувистарт». Следует подчеркнуть, что половина опрошенных 42% не знают, как осуществлять продвижение короткого метра.

По мнению российских начинающих кинематографистов, в числе наиболее перспективных видов контента в ближайшем будущем будут веб-сериалы и интерактивное кино. При этом 21% участников подчеркнули, что формат не имеет значения, на первом месте – интересная история.

Также некоторые респонденты предположили, что в будущем может произойти объединение кино и компьютерных игр в новую форму искусства посредством совмещения VR и AR технологий с интерактивным кинематографом.

Опрос проведён с целью сформулировать для ведущих представителей киноотрасли запросы от молодых кинематографистов по вариантам поддержки короткометражного и дебютного кино.

Предполагается, что результаты аналитического исследования, организованного в рамках Всероссийской акции «День короткометражного кино» помогут:

  • наладить эффективную коммуникацию в кинематографическом сообществе;
  • найти пути решения ряда административно-управленческих вопросов по организации и ресурсному обеспечению киносъемочного процесса в регионах России;
  • выявить самые «тонкие места» при организации кинопроизводства и найти решения по поддержке молодых кинематографистов, снимающих дебютное полнометражное и короткометражное кино на региональных кинематографических площадках.

Проект реализуется с использованием средств Президентского фонда культурных инициатив.

 

Материал подготовили Андрей Антипенко и Аля Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять