MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > «Святая Анна»: смотрим и анализируем

«Святая Анна»: смотрим и анализируем

Сегодня, 16 апреля, открывается 28-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». На разных площадках Москвы будут представлены 128 фильмов конкурсной программы. А на сайте MovieStart в течение фестивальной недели на некоторые фильмы будут размещены рецензии студентов курса «Практическая кинокритика» Московской школы кино (куратор Всеволод Коршунов). Молодые критики коротко, но смело, с чутким пониманием современного мира, анализируют фильмы своих сверстников, таких же начинающих и независимых режиссеров, уверенно делающих свои первые шаги. 

Кадр из фильма «Бездна», режиссер Маргарита Миронова

Точка крови на чистом листе

Фильм «Бездна», режиссер Маргарита Миронова

Автор: Варвара Толкачева

Лучше страшный конец, чем бесконечный страх

И. Ф. Шиллер

Иногда единственный шанс избавиться от мучительного страха — шагнуть к нему навстречу, упасть в его бездну. Такой шаг предлагает нам совершить режиссер короткометражного фильма «Бездна» Маргарита Миронова вместе с главной героиней.

Картина снята по мотивам рассказа Леонида Андреева «Бездна». Произведение в свое время наделало много шума: оно повествует о прогулке двух юных влюбленных, Немовецкого и Зины. В лесу их застигли врасплох маргинальные подлецы, которые избили героя и надругались над его невестой. 

Резонанс вызвал финал повести. Герой, обнаруживший свою любимую без сознания от насилия, подчиняется непреодолимой страсти и проваливается в «бездну», посчитав свою возлюбленную испорченной, оскверненной и недостойной себя. 

Леонид Андреев, капитулировав перед жесткой критикой, обещал написать «Антибездну». Она должна была реабилитировать человеческое достоинство, но автор так и не исполнил свое обещание.

В своей работе режиссер не ставит такую задачу. В нуарной, приглушенной атмосфере фильма мы наблюдаем за главной героиней, ведущей диалог с вроде бы возлюбленным, а может только влюбленным, о страхе. Сигареты, кофе, грязный кафель на стенах, икона на подоконнике. «Я тебя защищу», — говорит он ей в трубку, «Что ты несешь?» — смеется она в ответ. 

Здесь действительно много анти-Андреевского. Героиня — вовсе не нежная гимназистка с застенчивым взглядом. Она по пояс в черном, у нее коротко стриженные волосы, колкий взгляд. Герой — не статный бравый молодец: в своей зажатости он тщедушен. «Я не трус!» — кричит он ей, но ни она, ни мы — ему не верим. Даже злодеи здесь какие-то демонически притягательные, совсем не те противные и грязные бродяги из оригинала. И в финале истории не герой находит свою героиню — она находит себя сама, очнувшейся утром от перенесенного кошмара и крепко вставшей на ноги.

Будь это настоящей «Антибездной» Андреева — не было бы низости Немовецкого, а может, и не было бы насилия над Зиной. У Мироновой все не так: и жених не справился с собой, и насилие было — таков уж русский фатализм. Героиня не избегает своего кошмара, она его переживает и ставит точку. Точку крови на чистом листе. Точку отсчета новой жизни человека, победившего страх. 

Кадр из фильма «Обет», режиссер Николай Флотский

Путешествие в себя

Фильм «Обет», режиссер Николай Флотский

Автор: Анастасия Гончарова

Примите комфортное положение, расслабьтесь. Сконцентрируйтесь на монотонных фоновых звуках. Один за другим сменяются фонари за окном, сливаясь в единый источник света. Глаза тяжелеют. Закрываются. Что вы видите? 

Дорога. В машине двое, он и она. Он в плаще и шляпе, она в платье и с сигаретой. Все как в классическом нуаре. Они делают остановку у моря, чтобы потом, оказавшись в полупустынном здании, произнести клятвы верности и совершить индийский обряд.  

Картина Николая Флотского «Обет» полна загадок и вопросов, ответы на которые зритель так и не получает. Точнее — не получает, просто посмотрев ее. «Обет» — это общая, совместная работа. Режиссер погружает нас в условный и иллюзорный мир, подталкивая зрителя к самоанализу и рефлексии. 

В этом мире самопознания прекрасно соседствуют диафильмы с французской живописью и шивалингам (индийский ритуальный камень), березовая роща, как в «Ивановом детстве» Тарковского, и северное Белое море. Появление «Портрета госпожи Лизы дель Джокондо» Леонардо да Винчи усиливает ощущение, что зритель наблюдает за своеобразной игрой (la Gioconda с итальянского можно перевести как «играющая»). Даже если правила этой игры не до конца понятны. 

Николай Флотский в своей картине сталкивает буквально всё: мужчину и женщину, открытое безлюдное пространство улицы и наполненную комнату, европейскую и восточную культуры, черно-белое и цветное кино. Конфликты эти по большей части носят скрытый и внутренний характер, что побуждает зрителя постоянно задаваться вопросами и переосмысливать увиденное. 

Несмотря на наличие конфликтов и черно-белые тона основной части картины, попытка разделить мир внутри нее на черное и белое с треском проваливается. Режиссер не встает ни на одну из сторон, не высказывает личного отношения, не занимается морализаторством, но показывает отсутствие однозначности. В «Обете» нет хороших или плохих, нет победителей или проигравших, нет правил. Хотя какие могут быть правила, если все это сон? 

Кадр из фильма «Бубен верхнего мира», режиссер Сергей Годин

Любовь сильнее смерти

Фильм «Бубен верхнего мира», режиссер Сергей Годин

Автор: Дарья Бурнашева

Фильм Сергея Година «Бубен верхнего мира» — почти дословная экранизация одноименного рассказа Виктора Пелевина, написанного в 1993 году.

Две девушки Таня и Маша в сопровождении странно одетой пожилой женщины с бубном едут в поезде до пустынной подмосковной станции. Едут они, чтобы найти сбитый в годы войны немецкий самолет и провести над ним ритуал. Дело в том, что Маша хочет выйти замуж за иностранца и уехать из страны. А Таня вызвалась ей помочь.

Мистическая линия вписана в фильм так же легко, как и в рассказ Пелевина. Никто ничему не удивляется. Поехать в лес и оживить мертвеца? Почему бы и нет. Такой вот необычный у Тани с шаманкой по имени Таймын бизнес. Очередь за услугой, между прочим, расписана на несколько лет вперед. И что такого, в это суровое время каждый зарабатывает, как может. И ведь не делают они никому плохо! Да, оживляют мертвецов под честное слово жениться. Да, живут те потом всего пару лет. Но мертвецам ведь все равно, а девушки получают шанс на лучшую жизнь. Да и разрешение на работу у шаманки имеется.

Вот только для Маши все складывается иначе. Таймын хоть и с трудом, но со своим заданием справляется, вот только приходит из потустороннего мира совсем не тот, кого они все ожидали. 

Одно отступление от Пелевина режиссер все же делает, и именно оно дарит зрителю возможность толковать историю по-своему. Что это: реальность или сон? А может, воспоминание о прошлой жизни? Или просто галлюцинация? Каждый выберет то, что откликнется сильнее. Но сквозь все варианты будет проглядывать главная мысль — любовь точно сильнее смерти.

Кадр из фильма «Останки», режиссер Дмитрий Барышников

Раскопки и некромантия

Фильм «Останки», режиссер Дмитрий Барышников

Автор: Игорь Дорогов

Какие тайны хранит русская земля? Главному герою фильма «Останки» Дмитрия Барышникова предстоит погрузиться в хтонические секреты леса и земли в полной мере. 

Даня (Эльдар Калимулин) по заказу неизвестной женщины отправляется искать останки ее дедушки, погибшего на войне, чтобы их могли похоронить рядом с женой. Такое было обещание. Его нужно выполнить, и никаких денег не жалко. 

Мы наблюдаем за героем, бредущим вглубь леса с металлодетектором нога в ногу с напарником. Но иногда в кадре появляется рука со свечей и колдовским, не иначе, перстнем. Это своего рода красный абажур из «Малхолланд драйв». Намек на то, что все не так просто. Дальше Даню ждут непредвиденные повороты.

Вернется ли он из леса? Или вернется кто-то другой? Тот, о ком идет речь в самом начале фильма в закадровой фразе: «Ты вернешься ко мне». 

«Останки» — это галлюциногенное кино о силе земли, о ее возможности хранить то, на что не может претендовать даже смерть. 

И, как спутник смерти, огромное значение в картине имеет кровь. Не зря она используется во многих древнейших ритуалах на всех участках нашей планеты. На что способна магия крови? Наверняка убить человека. Но может, не только убить?

Кадр из фильма «Ложный вызов», режиссер Елизавета Пичугина

В России не две беды

Фильм «Ложный вызов», режиссер Елизавета Пичугина

Автор: Антон Переведенцев

«Ложный вызов», абсурдная черная комедия обо всем и ни о чем, за 15 минут заставляет зрителя испытать весь спектр эмоций. Испанский стыд, смех и ужас становятся неотъемлемыми участниками небольшого путешествия в странный мир российской действительности.

Иммигрант попадает под типичную проверку документов типичными сотрудниками полиции. Его лишают всех денег, но у него есть пара тузов в рукаве. Немного социальных и не только навыков, подкупающее обаяние и удачное стечение обстоятельств помогают реализовать самую непреднамеренную и неожиданную месть.

Режиссер Елизавета Пичугина в лучших традициях Гая Ричи рассказывает несколько историй параллельно, чтобы в какой-то момент столкнуть персонажей при удивительных обстоятельствах. Такой прием помогает быстро пробежаться по всему «джентльменскому набору» проблем, от которых страдает «необъятная»: коррупция, серый бизнес, иммигранты, безответственность, дураки и многое другое. Не хватает только дорог.

Каждая тема проговаривается без глубокого погружения. Но зритель без труда может их считать из-за очевидной связи с реальным миром. В какой-то момент сцены сливаются в стремительный хоровод под динамичную музыку, и вырисовывается понятная картина мира. При этом зритель не перестает удивляться происходящему абсурду.

Каким бы сказочным и поверхностным ни показался сюжет, это все-таки глубокий фильм — про любовь. Пусть даже это любовь к деньгам, незаконной деятельности, власти, сексу и насилию.

Кадр из фильма «Как художник повеситься хотел», режиссер Иван Понкратов

Вдохновение сверху

Фильм «Как художник повеситься хотел», режиссер Иван Понкратов

Автор: Тарас Русаль

Все сложнее в современном мире найти музу, которая будет всегда рядом, которая не уйдет, не предаст, или ей просто не станет скучно. Для художника перестать творить — это перестать жить. И если автор хочет стать великим, то без вдохновения никак, а значит нужно держаться за то, что увлекает и окрыляет.

Фильм Ивана Понкратова «Как художник повеситься хотел» рассказывает понятную и печальную историю. У главного героя (Александр Акутин) беда: от него ушла невеста. И не просто ушла, а изменила. Именно она была его музой и вдохновением, а без этого любой творец пропадет. 

Герой мысленно возвращается в прошлое, пытается вспомнить то, что давало ему душевный подъем. Он кружится вокруг одной истории, вокруг одной локации, и это в итоге его самого загоняет в круг, из которого нет выхода. Конец мучений, конец поисков, конец вдохновения — снова круг, но теперь в виде петли на шею.

Это кино и само движется по кругу. Закольцованные начальные и финальные кадры, обручальное кольцо, как важный элемент взаимоотношений героев, частая тема возвращения — все это вводит и зрителя в замкнутый мир.

Как выбраться и переступить черту? Как найти новый источник вдохновения, как вернуться на исходную? Возможно, стоит пойти на место встречи с музой, а может надо исчезнуть, выключить свет, звук и начать новые поиски. Где и как произойдет чудо, никто не знает.

«Как художник повеситься хотел» — это притча об освобождении, о цикличности жизни и о природе творчества. Талант может быть внутри, а вдохновение надо найти, раскрыть и бережно хранить. Оно может прийти неясно откуда и когда, и этот момент нужно не упустить.

Кадр из фильма «Море волнуется», режиссер Михаил Давыдов

На месте замри

Фильм «Море волнуется», режиссер Михаил Давыдов

Автор: Анна Константинова

Шум прибоя успокаивает. Во всяком случае, именно так принято считать. Для Саши, героини фильма «Море волнуется», вода стала символом недосягаемой мечты, свободы и настоящей жизни. Ладонью она считает волны и ждет большего. Эти ожидания и надежды превратились в грезы, стали ее навязчивой идеей, а сама девушка потеряла себя за ежедневными и порой сомнительными попытками заработать на путешествие. 

Как раз из рутинных сцен жизни выстраивается поэзия этой картины. Работа, поездка в метро, тренировка, завтрак — стандартные ситуации рассказаны нестандартным киноязыком. Редкие монтажные склейки, смелые ракурсы и искусное использование ручной камеры создают напряженную атмосферу. 

При этом сдержанная цветовая партитура фильма отражает потерянное, давно уже неизменное состояние Саши, а контрастные синие и красные элементы не что иное, как визуализация ее внутреннего конфликта: уехать или все-таки остаться. Выразительные метафоры твердят зрителю: перед нами запертая в клетке птичка. С бабушкой героиня никак не найдет общий язык, а путешествие — шанс обрести не покой у моря, а ответы на давным-давно заданные вопросы. 

Задает их маленькая Саша, которая предстает перед нами во флешбэках. В домашней хронике, снятой на семейную видеокамеру, девочка крутится, занимается своими делами, а упрямый детский голосок как будто бы зачитывает письмо маме — контраст звука и изображения умело описывает разбитое состояние героини. Именно в этих отрывках и спрятаны намеки на то, почему девушка не может жить здесь и сейчас. И пусть открытым текстом историю нам не рассказали, мы прочувствовали боль и потерянность персонажа. Ведь мама на экране так и не появляется, а Саша постоянно разглядывает ее старые фотокарточки с пляжа. 

Тихий и пустой морской берег с плавными волнами открывает фильм, но слышит зритель совершенно другое: неопределенные шумы, крики и громкий прибой. Так может, как раз в контрасте видимого и ощущаемого кроется секрет этой картины?

______________________________

Напомним, что ранее Moviestart совместно с Московской школой кино реализовали проект, включающий серию интервью выпускников программы «Практическая кинокритика». Куратор — Всеволод Коршунов, кинокритик, киновед и редактор. Выпускники программы побеседовали с кинокритиком Владимиром Лященко, кинокритиком Алисой Таежной, редактором подкастов и видеоэссе «КиноПоиска» Даулетом Жанайдаровым, главной редакторкой film.ru Катей Карслиди, а также с главным редактором журнала «Искусство кино» Антоном Долиным.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять