MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > «Флаэртиана»: Смотрим и анализируем. Часть I

«Флаэртиана»: Смотрим и анализируем. Часть I

16 сентября в Перми открылся XXII Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». В программе международный, российский и студенческий конкурс, круглые столы, мастер-классы, питчинг и специальные события. Выпускники курса «Практическая кинокритика» Московской школы кино и школы Siberia.DOC (куратор – Всеволод Коршунов) подготовили рецензии на фильмы из программы студенческого конкурса. Публикуем их на сайте Moviestart сегодня и завтра.

Бесконечная история

Кадр из фильма «Воскресная Мама», 2022

Фильм: «Воскресная Мама» (2022)

Режиссер: Ева Векслер

Оля – обычная женщина средних лет из подмосковного Королева. Одна из многих, «маленький человек» вроде Самсона Вырина из «Станционного смотрителя» Пушкина. Днем работает на двух работах, по вечерам поет в церковном хоре. А еще – месяцами борется за право видеться с собственными детьми, которых забрал отец.

Монтаж в фильме сбивчивый, «запыхавшийся», как главная героиня, вечно бегающая по маршруту «работа – суд – дом, где живут дети». Флешбеками прорывается прошлое из телефонных видеороликов, в которых Ольга счастлива, дети с ней, а отцу до них нет дела. Казалось, так будет длиться вечно…

«Воскресная Мама» – фильм не о потере детей, а о потере человеческого в человеке. Мать Ольги свидетельствует против нее в суде, муж, несмотря на предписание суда, препятствует встречам с детьми, да и у самой Ольги в редких телефонных разговорах с малышами проскальзывает «надо сначала мужа найти настоящего, хорошего». Эти «жестокие игры», в которых каждый взрослый преследует свои цели, превращают детей в разменную монету. 

В самом начале фильма Ольга подъезжает к суду на каршеринговой машине, из которой доносятся «Кукушка» группы «Кино». Все время персонажи ждут, что же им ответит судьба-кукушка, а та знай себе продолжает снимать с себя ответственность, подбрасывая свои яйца в другие гнезда.

 

Анастасия Гончарова

 

Неосознанный выбор

Кадр из фильма «Жизнь вечная», 2021

Фильм: «Жизнь вечная» (2021)

Режиссер: Анна Бондарь 

Провинциальный город России. В православной гимназии начинается учебный день. Ученики средних классов с виноватыми лицами поют молитву «Богородице Дево, радуйся». В это время начальная группа, полная веселья, еще резвится на улице у школьного автобуса. Затем и у них начинается урок. Учитель рассказывает детям о том, как важно уходить от суеты и посвящать хотя бы один день в неделю Богу ради вечной жизни после смерти. Кто-то слушает внимательно, кому-то поначалу скучно, но постепенно школьники начинают понимать из слов учителя, что реальная жизнь лишь пролог, а, стало быть, не имеет такого большого значения. 

Фильм выдержан в приглушенных пастельных тонах, будто подчеркивающих безжизненность этого места. Взрослые, как правило, повернуты к зрителю спиной или боком, как пожилые пассажиры автобуса, или вообще находятся за кадром, как мужчина в классе. Главные герои здесь дети. Их лица сняты крупным планом. Это помогает фиксировать моменты, когда в их сознание закладываются чужие идеи, а во взгляде появляется смирение. 

«Жизнь вечная» – не о религии и ее двойственности. Она о выборе, во что верить, который есть не у каждого. Существовать без смысла жизни невозможно, по крайней мере очень непросто. Одни видят его в самой жизни, другим действительно помогает вера в нечто большее. Кто-то еще не успел найти свой путь к смыслу, но за него этот смысл нашли другие. В этом городке наверняка есть те, кто выбрал праведную жизнь осознанно, но много ли таких? 

 

Амалия Бабаян

 

В лимбе

Кадр из фильма «Убежище» (2021)

Фильм: «Убежище» (2021)

Режиссер: Анна Фокина

Кино всегда чутко реагирует на социальные изменения. После того как в СМИ стали активно обсуждать принятие закона о домашнем насилии и освещать работу фондов, оказывающих поддержку женщинам, тема актуализировалась в игровом и документальном кино. На фестивалях такие фильмы встречаются все чаще, и документальные картины имеют особую ценность. Героини в буквальном смысле рискуют жизнью, доверяя режиссеру свои истории. Их имена изменены, география не обозначается, многие находятся под угрозой преследования и физической расправы.  

«Убежище» Анны Фокиной – это история трех женщин, живущих со своими маленькими детьми в кризисном центре. Героини буднично говорят о совершенных против них преступлениях, ведут ежедневную рутину и поддерживают друг друга. Проникая в совсем интимную зону, режиссер пытается разобраться, как каждую из них изменило столкновение с насилием. Привычная камера фиксирует быт, разговоры о прошлом и будущем, радости и страхи. Постепенно автор подходит к выводу, что кризисный центр становится убежищем не от мужчин, а от самих себя и реальной жизни, и выйти из этого лимба с каждым днем все труднее.  

 

Мария Онипкина

 

Севером согреет душу 

Кадр из фильма «Белая земля», 2022

Фильм: «Белая земля» (2022)
Режиссер: Айаал Адамов

Айаал Адамов, молодой режиссер и студент мастерской Александра Сокурова, представляет фильм «Белая земля», снятый на берегу моря Лаптевых с участием жителей небольшого села Найба. История разворачивается вокруг важного для эвенков события – Дня оленевода, который собирает обитателей севера в одно место для веселья и почитания своей культуры.

Режиссер погружает зрителей в мир, где небо сливается с землей, стадо оленей на снегу еле отличимо от стаи птиц в облаках или толпы людей в сугробах. В такой реальности смешиваются не только предметы, но и время. Настоящее вторит прошлому и диктует свои правила будущему. 

Связь времен воплощается в фильме разными способами. Центром притяжения становится старая традиция, способная зародиться и сохраниться исключительно на севере из-за особенностей быта. Сиюминутный дым сигареты или пар, возникший от противостояния тепла и холода, завораживающе перетекают в субстанцию, напоминающую Млечный путь. Вселенная разворачивается в комнате на севере России. Пылинки становятся россыпью звезд на ночном небе. А люди из небольшого села на берегу Северного Ледовитого океана превращаются в героев картин Караваджо с  выразительными загадочными лицами, обрамленными глубокой, мрачной экспозицией. Даже космическая и тревожная музыка неожиданно сочетается с этномотивами, в финале сливаясь с хором голосов жителей. 

Зритель проплывает по сюжетной канве, не лишенной кульминации и напряжения, сам не сознавая, как оказался в конечной точке. А закольцованный  визуальный ряд кого-то возвращает в собственную реальность в то время, как других приглашает пройти этот круг еще раз, как из века в век проходят свой цикл жители маленького села Найба. 

 

Александра Кузнецова

 

Любовь снова спасает мир

Кадр из фильма «Письмо Кате Веревкиной», 2022

Фильм: «Письмо Кате Веревкиной» (2022)

Режиссер: Артур Радзинский

Кажется, что документальное кино не сгладит углов сложной темы аутизма и ментального расстройства. Только режиссер рассказывает не о заболевании. В его фокусе – история любви. 

«Я люблю Катю Веревкину», – рассказывает всем Игорь на занятиях по керамике. Главному герою диагноз не мешает испытывать сильные чувства. «Катя, не сердись, я тебя люблю», – громко повторяет Игорь по телефону снова и снова.

Молодой человек не стесняется честно говорить и о других эмоциях. О своих страхах и желании нравиться. Он боится, что Катя не захочет с ним встретиться, но, к счастью, запланированное свидание с робким объятием и горячим чаем случается.

Прямота Игоря заключена не только во фразах, хотя их можно разобрать на цитаты, сделать стикеры в телеграме и отправлять только самым близким. Режиссер часто показывает героя крупным планом. Игорь долго смотрит прямо в камеру, на зрителя. Смущения нет, ему нечего скрывать. Во взгляде надежда – опора для сильных чувств в сложных обстоятельствах.

За 16 минут в фильме нет ни одного слова о ментальном расстройстве и о том, как с этим непросто жить. Намек на трудности только в холодном цвете кадра: серая пелена возвращает к реальности.

 

Анна Кобзе

 

Близко все видно

Кадр из фильма «Утро вечера», 2022

Фильм: «Утро вечера» (2022)

Режиссер: Юлия Аксенова

Режиссер проникает в мир одной семьи, которая живет в недостроенном доме где-то в Республике Адыгея. Мы просто наблюдаем за ними со стороны, пытаемся вслушаться в то, что мать заботливо говорит своим детям или о чем сами дети толкуют. Почти ничего невозможно разобрать, но это и не важно. Важен тот мир, к которому нам позволили прикоснуться.

Юлия Аксенова передает особую эмоциональную завораживающую атмосферу. Главные герои – это еще и предметы, которые находятся под пристальным вниманием камеры: очаг, согревающий дом, свечи, освещающие пространство, и стекло, которое защищает от враждебного внешнего мира. Бытовые действия имеют какое-то гипнотическое действие, они задают ритм картины. Мать раскачивает люльку – и вот уже мы сами раскачиваемся, видя над собой бесконечное мелькающее небо. 

«Утро вечера» – кино, в котором ничего не происходит, время тянется, как в детстве, и эта тягучесть отражается на всем.  Фильм рассказывает о личном мире – маленьком, отчужденном, но полноценном. При всей хаотичности он скомпонован как нужно, и в нем все находится на своем месте.

 

Анна Андреева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять