Василий Нелюбин: Красноярский край начинает развитие кино с нуля
Исполняющий обязанности заместителя губернатора Красноярского края, член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа Василий Нелюбин возглавил кинокомиссию региона. В интервью газете «СК Новости» он рассказал о ближайших планах ведомства, как развитие киноотрасли влияет на местную экономику, пояснил, в чём удобство съёмок в Красноярском крае и зачем зрителю региональное кино.
— Василий Владимирович, расскажите, пожалуйста, об инициативах и/или амбициях Красноярского края в отношении развития кинематографа. Чем они обусловлены?
— Красноярский край – регион с хорошей кинородословной. Первый фильм у нас сняли в 1913 году, и он был посвящен пребыванию в Красноярске известного полярного исследователя Фритьофа Нансена.
Первый игровой фильм в нашем крае был снят в 1930 году. Не знаю лично людей, которые видели эти ленты, не уверен, что они вообще сохранились, но факт остается фактом: кино в нашем крае начали снимать больше века назад, так что «кинородословная» у нас имеется.
За годы советской власти в Красноярском крае сняли около 50 игровых фильмов. У нас работали без преувеличения легендарные режиссеры: Марк Донской («Сельская учительница», 1947; «Надежда», 1973), Иван Пырьев («Сказание о земле Сибирской», 1948), Леонид Гайдай («Долгий путь», 1956), Александр Зархи («Люди на мосту», 1959), Михаил Калатозов («Неотправленное письмо», 1959), Лариса Шепитько («Ты и я», 1972), Сергей Герасимов («Любить человека», 1973), Игорь Таланкин («Звездопад», 1981), Никита Михалков («Сибирский цирюльник», 1998). Наш земляк Виктор Трегубович снял в крае несколько фильмов («Трижды о любви», 1981; «Магистраль», 1983; «Моя деревня», 1985).
Но, наверное, самым известным «красноярским» фильмом первой половины прошлого века стала кинокартина «Сказание о земле Сибирской». Кстати, это был всего лишь третий цветной фильм, снятый в СССР. В нём играла наша прославленная землячка Марина Ладынина, режиссером фильма был ее тогдашний супруг Иван Пырьев. В фильме снимались звезды первой величины той поры: Владимир Дружников, Борис Андреев, Владимир Зельдин, Вера Васильева. Создатели «Сказания о земле Сибирской» получили Сталинскую премию.
Это был действительно легендарный фильм, который посмотрели практически все жители Советского Союза. Иван Пырьев всегда работал с размахом, и фильм, снятый в Красноярском крае, стал своеобразными гимном Сибири и сибирякам. Именно в «Сказании» Красноярский край был впервые показан на большом экране во всей его мощи и красоте, под стать которому были и герои фильма – сильные, искренние люди, живущие на берегах могучего Енисея.
Еще одним знаковым для красноярцев фильмом стала лента Владимира Назарова «Хозяин тайги», где снимались Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин. Сегодня мало кто вспомнит сюжет этой картины, хотя в год выхода фильма на экран его посмотрели 27 миллионов зрителей. Зато все жители края знают, что летом 1968 года на реке Мане в селе Выезжий Лог в 180 км от Красноярска снимали кино с участием Владимира Высоцкого. Он уже тогда был немыслимо популярен. Во время съёмок Валерий Золотухин, по его собственным словам, «приторговывал Высоцким», разрешая местным жителям за сибирские деликатесы и напитки посмотреть на актера.
Для фильма «Хозяин тайги» Владимир Высоцкий написал несколько песен, в том числе и легендарную «Дом хрустальный на горе для нее». Не удивительно, что в этих местах ежегодно проводится песенный фестиваль памяти Владимира Высоцкого.
В 1998 году Никита Михалков снял в Красноярском крае несколько сцен для «Сибирского цирюльника».
После этого съёмки игровых фильмов подобного масштаба прекратились. То, что красноярские режиссеры снимают в регионе сейчас, это, по большей части, локальная история. Да, мы можем ей гордиться, но эти фильмы вряд ли могут претендовать на призы международных кинофестивалей и многомиллионные кассовые сборы.
— В конце года отрасль обсуждала два события, произошедших в Красноярском крае: закон о поддержке кинематографии в регионе и создание кинокомиссии. Почему это случилось именно сейчас, а не, скажем, 5 лет назад?
— Почему вдруг в 2021 году губернатор Красноярского края Александр Усс поручил правительству региона всерьез заняться развитием региональной киноиндустрии? Потому что кино стало весомым фактором социально-экономического развития региона. Наш край весь ХХ век развивался, как мощный индустриальный регион с развитой цветной металлургией, энергетикой, космической, оборонной, угольной, лесной и строительной отраслями. Край и сегодня остается опорным регионом России. При этом гуманитарная сфера долгие оставалась на периферии внимания власти. Отчасти ситуация начала исправляться в середине 80-х годов прошлого века, когда в регионе начала работать программа «Превратим Сибирь в край высокой культуры!»
В 2021 году в Красноярске Сибирская креативная неделя, первая за пределами Москвы. На ней прошло широкое обсуждении ситуации с поддержкой и развитием креативных индустрий в Сибири и в России в целом. Обсуждали в рамках этого форума и программу развития в нашем крае киноиндустрии. И в декабре 2021 года губернатор Красноярского края Александр Усс подписал соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией стратегических инициатив (АСИ) и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Стороны договорились развивать кинопроизводство в регионе, создать механизмы для привлечения новых туристов, российских и зарубежных съемочных групп в Красноярский край, организовать и модернизировать в субъекте собственную производственную базу для съемок, реализовывать образовательные проекты, связанные с кино и телевидением. Также соглашение предусматривает формирование и развитие креативного кластера экономики региона, реализацию культурных проектов в сфере кино. Соглашение предполагает вступление Красноярского края в проект «Кино России», который реализуется с 2016 года.
В 2022 году был принят региональный закон «О государственной поддержке кинематографии в Красноярском крае», который определил формы и меры поддержки отрасли. В феврале 2023 года была создана Кинокомиссия Красноярского края.
В проектировании развития кинематографии в Красноярском крае мы отталкивались от опыта других регионов и государств. Например, в состав кинокомиссии Красноярского края входят не только представители министерства культуры региона и других «гуманитарных» институтов, но и руководители министерства экономики и регионального развития края, агентства по туризму края, агентства инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства.
Результат от вложений в отрасль всегда мультипликационный. Это означает, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением спроса на потребительские товары, причем в большей степени, чем спроса на инвестиции. Рост доходов работников, занятых в инвестируемом секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары и услуги.
Исходя их опыта других регионов, а также общемировой практики, съёмка крупных кинопроектов в отдельно взятом регионе даёт возможность развиваться малому бизнесу, обеспечивающему инфраструктуру и сервис приезжающим съёмочным группам. Появляются новые точки притяжения туристов в местах проведения съёмок. Тому пример деревня Выезжий лог Манского района Красноярского края. В 1968 году в деревне проходили натурные съемки фильма «Хозяин тайги» с участием Владимира Высоцкого. С 1999 года в Манском районе проходит Краевой фестиваль авторской песни «Высоцкий и Сибирь» посвященный памяти выдающегося поэта, актера, барда Владимира Семеновича Высоцкого. Мы предполагаем, что подобных мест, где пройдут съёмки в Красноярском крае, будет со временем всё больше.
— Проводили ли вы исследования, расчеты: сколько нужно краю вложить средств, человеческих ресурсов и времени, чтобы развить эту инфраструктуру и начать получать прибыль? Какое ведомство проводит эти расчеты?
— Есть понимание, что край находится только в начале пути, но мы осознаём, куда и как нам двигаться. Уже в 2023 году будут выплачены первые рибейты – субсидии телекомпаниям, которые снимают в регионе. Размер их колеблется от 20 до 50 процентов затрат, понесенных кинопроизводителями в крае. На эти цели в бюджете текущего года предусмотрены 50 миллионов рублей, в бюджетах 2024 и 2025 года – 100 и 150 миллионов рублей соответственно.
Опыт проведения съёмок исторической многосерийной драмы «Красный Яр» в 2022 году показал, насколько сильно ощущается в регионе дефицит профессиональных кадров в отрасли кинематографии. Однако кинокомпания «Триикс Медиа» (г. Санкт-Петербург), которая планирует проводить большое количество съёмок на территории Красноярского края, решила для себя проблему кадров второй линии. Совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения кинокомпания провела в 2022 году провели обучение по дополнительным профессиональным квалификациям «Помощник режиссёра», «Локейшн менеджер», «Ассистент художника постановщика», «Декоратор-костюмер» для 23 специалистов из Красноярского края. Этот шаг позволит не только комплектовать съёмочные группы, но и в целом повысит уровень кинообразования в регионе.
— Какой KPI ставит себе Красноярский край по итогам проводимой политики развития кинематографа?
— Мы рассчитываем, что в 2023 году в крае будет 120-150 съёмочных дней. Это первая ступень, в последующие годы планируется увеличение количества съёмочных дней в регионе. Стоит отметить, что в среднем, один съёмочный день крупного кинопроекта обходится примерно в один миллион рублей, это станет значительной инвестицией в экономику региона.
— Какие результаты Вы ждёте от кинокомиссии в первый год ее работы?
— Уверен, что она существенно облегчит работу в крае кинокомпаний, как местных, так и из других регионов. В регионе Кинокомиссия Красноярского края сформирована таким образом, что имеет возможность прямого согласования различных вопросов на самом высоком уровне. Помимо заместителя губернатора в неё входят представители министерств и ведомств, депутаты и главы муниципальных образований, представители силовых ведомств. Это позволяет оказывать всестороннюю поддержку кинопроектам.
Также в рамках деятельности кинокомиссии реализован информационный ресурс filmcommission.ru, содержащий базы локаций, артистов, специалистов и техники Красноярского края. Это позволяет использовать режим «одного окна» на этапе предпродакшена и продакшена кинопроектов. Уполномоченной организацией кинокомиссии Красноярского края является Краевое государственное учреждение культуры «Енисей кино», в котором с 2022 года сформирован отдел содействия организации киносъёмок.
В 2023 году в Красноярском крае планируются съёмки минимум шести кинопроектов, в следующем году планируется кратное увеличение этой цифры. И рибейты, о которых я уже говорил.
— В вашем регионе сняты два фильма при поддержке ФПРК в прошлом году. Чем Вы можете объяснить феномен сибирского кино?
— Да, это «Сибирский цех: современное искусство» (реж. Владимир Ботуров) и «Евдокимыч или Как лечить оленя» (реж. Елена Кабанова и Андрей Тимощенко). Первый фильм повествует о зарождении и эволюции актуального искусства в Красноярске на базе построенного в 1987 году Культурно-исторического центра (КИЦ) им. В.И. Ленина. Второй док – фильм-портрет о ветеринаре Алексее Евдокимовиче, который вакцинирует оленей от сибирской язвы в самое северное оленеводческое кочевье России. В Сибири, как и других уголках нашей страны, живёт огромное количество талантливых ребят, и наша задача в том числе – помогать им реализовывать свои замыслы, доводить произведения их искусства до широкой аудитории. И это здорово, что Фонду удается так или иначе выполнять эту функцию.
— На форуме кинопроизводителей вы проводите локейшн-туры. В прошлом году возили гостей по окрестностям Красноярска, в этом году планируете поездку на юг края. Расскажите о Красноярских локациях подробнее. Чем они выгодно отличаются от локаций других регионов нашей страны?
— Действительно, первый Международный форум кинопроизводителей в Красноярском крае прошёл в июне 2022 года и собрал в столице региона более 30 кинопроизводителей. В рамках форума прошёл первый красноярский питчинг кинопроектов, на котором разыграли два приза по 500 тыс. руб. на документальный и игровой фильмы. В деловой части форума была организована форсайт-сессия, где определены основные точки роста кинематографии в Красноярском крае. В локейшн-турах участникам форума были продемонстрированы не только городские урбанистические локации, но также природный съёмочный потенциал и крупные промышленные объекты, находящиеся в непосредственной близости от города.
В 2023 году II Международный форум кинопроизводителей планируется в г. Минусинск, п.г.т. Шушенское и в южных районах Красноярского края. Там участники познакомятся с природой Восточных Саян в природном парке «Ергаки», увидят песчаные пляжи Красноярского водохранилища и историческую деревню, воссозданную в п.г.т. Шушенское.
Идея проведения форумов в разных районах региона неслучайна: Красноярский край растянулся почти на 4 тыс. км от севера к югу России, в один июньский день можно снимать как пустынные степи, так и практически зимние пейзажи и непроходимую тайгу. Большое разнообразие природных локаций, вариативность промышленных локаций и развитая инфраструктура – это основное отличие Красноярского края от остальных регионов России.
На информационном портале Красноярской кинокомиссии filmcommission.ru можно подобрать не только нужную локацию, но и находящиеся поблизости объекты другого типа, что позволит сократить логистические издержки киносъёмочного процесса.
— Какие проблемы наиболее остро стоят перед красноярскими кинематографистами, по вашим данным? Каковы пути решения вы нашли?
— Сейчас Красноярский край начинает развитие кинематографии практически с нуля. И среди сложностей можно выделить и привлечение в отрасль новых кадров и достойный уровень собственного регионального кинообразования, и развитие материально-технической базы. Основной задачей для региона в развитии кинематографии стоит раскрытие потенциала.
С 2014 года в крае работает грантовый конкурс «Документальное кино Красноярья», на эти цели ежегодно выделяется 10 миллионов рублей. Максимальный объем финансирования одного проекта – 3 млн рублей. За годы существования проекта было создано 38 документальных фильмов.
Данные о показах в период с 2019 по 2022 гг. свидетельствуют о том, что с каждым годом растет спрос на фильмы, поднимающие актуальные вопросы Красноярского края и направленные на гражданско-патриотическое воспитание и духовное развитие жителей края. В 2019 году количество зрителей грантовых фильмов «Документальное кино Красноярья» составило 3 362 человека, в 2020 году – 1 343 человека, в 2021 году – 6 728 человек, в 2022 году – 12 980 человек.
Сотрудниками государственной кинопрокатной организации КГАУК «Енисей кино» ежегодно проводится работа по популяризации фильмов, созданных режиссерами Красноярского края: осуществляются информационные рассылки по киноустановкам края и проводятся кинопоказы, сопровождающиеся творческой встречей с создателями фильмов.
В то же время ведется работа по привлечению и обучению молодых кадров в молодую краевую киноотрасль и, нужно отметить, что у молодежь проявляет огромный интерес.
В 2022 году в КГАУК «Енисей кино» открылось новое подразделения – отдел кинолетописи, который занимается съёмками, обработкой и хранением кинолетописи Красноярского края. Съемка кинолетописи Красноярья возобновилась 40 лет спустя после выхода первого киножурнала «Енисейский меридиан».
— Деятельность возрожденного «Енисейского меридиана» сопряжена с доком? Или с ТВ тоже планируется взаимодействие по некоторым направлениям?
— В январе 2022 года при поддержке Правительства Красноярского края в учреждении КГАУК «Енисей кино» создан Отдел кинолетописи, цель которого – выпуск киножурнала «Енисейский меридиан», рассказывающего о главных событиях региона. Ранее производство киножурнала в Красноярском крае существовало с 1982 по 2006 год.
Сюжеты «Енисейского меридиана» – это панорама ярких событий, рассказанных авторами проекта. Однако, объём видеоматериалов, которые снимает команда отдела кинолетописи намного шире – все они будут храниться в кинофонде «Енисей кино» и составят видеоархив как значимых, так и повседневных событий из жизни Красноярского края, о его людях, достопримечательностях, природе. Все видеоматериалы подробно описываются и регулярно вносятся в электронный каталог. Проект позволит будущим поколениям составить объективную картину об истории и развитии Красноярского края.
— Зачем российскому зрителю кино из регионов? Как показывать аудитории региональное кино?
— Россия – огромная многонациональная страна. Каждый регион обладает своей уникальной природой, жизненным укладом, культурой и традициями. Это основа и неиссякаемый потенциал отечественного кино.
Успешные проекты регионального кинематографа в Якутии, Татарстане, на Урале, в Мурманской и Архангельской областях говорят о том, что кинопроизводство постепенно перестает быть исключительно столичной «фишкой». Надеюсь, Красноярский край в ближайшие годы тоже войдет в этот скромный пока список российских кинорегионов.
Продвижение регионального кино будет способствовать развитию всей индустрии отечественного кино, положительно скажется на реализации геополитических проектов, связанных с развитием креативных индустрий российской экономики.
Беседовала Алевтина Колдунова
Фото – Правительство Красноярского края