Евгений Жуков: Региональное кино приучает быстро принимать решения
Представитель Молодежного центра Союза кинематографистов РФ в Томской области, продюсер и режиссёр Евгений Жуков в интервью газете «СК Новости» рассказал, в каких случаях кинообразование мешает работе, как следует относиться к критике, и объяснил, почему не переехал в Москву, а начал развивать кино с единомышленниками в родном Томске.
— Евгений, с чего началось Ваше увлечение кино?
— Всё идёт из детства. Я родом из села, и когда мне было лет 10-11, у нас поселилась одна творческая семейная пара, создавшая в селе театральную школу. Мы вместе с Артемом Сагеевым, который сейчас является моим партнёром по кинопроизводству, начали туда ходить. Это очень повлияло на становление меня как личности, во время обучения мы пробовали снимать кино, скетчи и пр. Где-то к девятому классу узнали, что одним из наших мастеров был Юрий Баталов, который снимался в фильме «Приключения Буратино». Далее наши пути разошлись: мы все поступили в разные вузы, я – в Томский политехнический университет на организаторскую специальность, где также занимался иностранными языками. Артем поступил в другой вуз на философский факультет. В политехе я познакомился с Дмитрием Моториным, который тоже впоследствии стал нашим партнером. В студенческие годы мы возобновили нашу кинодеятельность. Когда я учился на третьем курсе, в 2013 году, мы попали в Лондон на фестиваль короткометражного кино. По условиям конкурса, участникам надо было сделать ремейк на любой известный фильм. Мы сделали ремейк на фильм «1+1» («Неприкасаемые») и неожиданным образом попали в конкурсный отбор. Оказалось, что конкурс проводился на базе крупного британского фестиваля Jameson Empire Awards. Известный киножурнал Empire и производитель виски Jameson проводили киносмотр, который является неким аналогом российской «Ники». На нем собираются известные британские артисты, где, под бокальчик виски Jameson, награждают своих коллег за минувший год и смотрят короткометражные фильмы начинающих кинематографистов. Мы попали в финал. В составе жюри были голливудские звезды – Том Хиддлстон из «Мстителей», Джоан Фроггатт, одна из главных героинь сериала «Аббатство Даунтон», и т.д. В общем, это был настоящий взрыв мозга. Мы общались с финалистами – их было порядка 20 из разных стран, они все учились в киношколах, то есть имели профильное образование, тогда как мы были абсолютные самоучки.
— Помимо вас были ли на фестивале российские участники?
— Да, я помню, что был режиссёр фильма Духless Роман Прыгунов, журналисты, представители российского офиса компании Jameson и др.
— Многие русские по-прежнему плохо говорят по-английски?
— Проблема в психологическом барьере, он ещё оставался. Мы всё ещё находились в некой капсуле. Однако русские ребята, которые были задействованы в западных проектах, неплохо владели английским языком. На конкурсе также были ребята – будущая сценаристка «Соцсетей», продюсер Ольга Гольдфарб, режиссёр сериалов «Лучше, чем люди», «Сладкая жизнь» Андрей Джунковский.
— Вы вернулись домой. Что дальше?
— Мы вернулись домой, и нам захотелось делать «движуху» у себя в регионе. Мы начали изучать всю сферу – кто у нас в регионе занимается кино. Чтобы найти нужных людей, мы придумали свой проект – так появился конкурс CAST. Сейчас он называется «CAST. Сибирская кинофабрика».
— Почему Вы не отправились покорять Москву, а стали «раскачивать» свой регион?
— Это сложно объяснить рационально. Может быть, нас останавливал банальный страх переезда в мегаполис, перемен. К тому моменту уже было несколько людей, которые, не имея образования, так или иначе состоялись в кино, и мы вдохновлялись их опытом, были просто предприимчивые творческие люди как пример успешной модели саморазвития – среди них выдающийся путешественник России Евгений Ковалевский, который реализует проекты мирового уровня, кругосветки и при этом живёт в Томске. Ещё один томич, народный художник России Леонтий Усов, делает скульптуры из кедра, и эти сюрреалистичные зарисовки представлены на выставках в Голливуде, Ирландии, Германии и т.д. В этот период в нашем сознании произошел разрыв шаблона, и мы поняли, что не надо заводить себя в географические, языковые, социальные или культурные рамки – надо жить своим делом и уверенно двигаться к своей цели. Результатом этого «движа» явилось появление своего продакшена.
— В чём проблема начинающих кинематографистов?
— Многие творческие люди наивно надеются на кого-то, не задумываясь о том, что нужно уметь быть продюсером самому себе, развивать и организаторские навыки, проектное мышление, делать свои проекты.
— Как Вы этому научились?
— Методом проб и ошибок, на собственном опыте. Я верю только в практику.
— Обязательно ли получать образование, на Ваш взгляд?
— Безусловно, я обеими руками за кинообразование, но, к сожалению, не всем оно по карману. Это проблема. С другой стороны, я часто наблюдаю, что люди, получившие профильное образование, не всегда проявляют гибкость – у них свой взгляд на кинопроизводство, они как бы варятся в собственном соку. К примеру, они привыкли работать в студии, по студийным правилам, и в других условиях им крайне сложно адаптироваться. Инди-кинематографистам непросто работать с этими коллегами. Региональное кино приучает быстро принимать решения исходя из того, что у тебя есть. Я не говорю, что это идеальный подход, в нём есть и свои недостатки.
— Что такое региональное кино?
— Если честно, данная формулировка ограничивает деятельность кинематографистов, на мой взгляд. Получается, что, с одной стороны, это кино, которое производится в конкретном регионе, с другой, – есть ассоциация с некой местечковостью. Я за то, чтобы кино было единым. Тем более благодаря интернету это стало реальностью – вход в индустрию стал доступнее.
— Вы работаете и в доке, и в игровом кино.
— Да, и если честно, то мы не противопоставляем друг другу эти два жанра. Кино едино – так же, как и музыка. Конечно, документальные фильмы проще в производстве, менее затратны, но это тоже кино.
— Как хорошо Вы знаете свою целевую аудиторию?
— Пока приблизительно: скорее всего, это молодежь в возрасте 18-35 лет. Специальных исследований мы еще не проводили, а впервые с этим столкнулись во время работы над сериалом «Соцсети».
— Вы участвовали с этим проектом в Сибирском питчинге дебютантов.
— Да, и это была интересная история. Тогда наш проект забраковали: мы услышали немало критики от представителей экспертной группы – что мы прожектёры, что проект бесперспективен и пр. Вообще это интересный путь – мы поняли, что любая оценка со стороны очень субъективна, и нужно просто своё дело довести до конца. В результате мы сделали «Соцсети» и презентовали его в 2022 году на фестивале «Реалист Веб фест».
— Расскажите об этом проекте подробнее.
— Сериал «Соцсети» родился благодаря конкурсу CAST, в котором звездные артисты протягивают руку помощи начинающим авторам. В результате конкурсов лучшие участники вовлекаются в кинопроизводство короткометражного кино с участием звезд. Темой конкурса было влияние соцстей на взаимоотношения людей. Главными актёрами конкурса были Любовь Аксенова, Кирилл Кяро, Сергей Походаев. Начинающим сценаристам было предложено написать новеллу, режиссёрам – снять короткометражку, актёрам – записать видеовизитку, и звёзды сами выбирали наиболее интересный сценарий для работы. Мы как продюсеры поехали на Тавриду, выиграли грант в 1,5 млн рублей на производство трех серий. Этих денег, естественно, не хватило, и через «Планета.ру» мы объявили краудфандинг. В это время на нас вышла платформа Premier, благодаря сотрудничеству с которой удалось продолжить работу над проектом и реализовать его.
— Как представители Premier вышли на вас?
— Через СМИ. Благодаря публикации статьи в «Кино-Театр.Ру» (за что отдельное спасибо его главному редактору Жану Просянову) креативный продюсер Premier Алексей Сашин узнал про нас и связался с нами. Так началось наше сотрудничество, и мы сняли целый сезон.
— Что вам дало сотрудничество с Premier? У вас были предложения от других компаний?
— Сотрудничество дало масштаб. Предложения поступали и от других компаний, просто Premier оказался первым, кто проявил интерес и начал предметные переговоры с нами. Здесь стоит отметить скаунтинговые таланты Алексея Сашина. Сейчас «Соцсети» для нас – это некая визитная карточка в мире кино.
— Будет ли второй сезон «Соцсетей»?
— Не знаю, посмотрим, время покажет.
— 14 июля был объявлен новый конкурс «CAST. Сибирская кинофабрика».
— Да, в его программе будет пять основных конкурсов: сценарный, режиссерский, актерский, операторский, композиторский. Это проект, который помогает найти талантливых творческих людей из разных сфер.
— Участие в нем могут принять не только россияне, но и граждане других стран СНГ. Почему?
— Нам хочется расширить географию в надежде на то, что найдётся больше классных сценариев. В этот раз CAST обещает быть самым масштабным в своей истории, потому что реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Нам кажется, что это ещё будет важным событием для томского кинематографа, потому что мы запланировали в рамках реализации проекта создание дорожной карты по развитию томского кинематографа и проекта кинокластера. Нашим партнером выступит Фонд поддержки регионального кинематографа. Там же будет создан информационный портал о развитии томского кино. Вообще мы сейчас движимы амбицией использовать производственные возможности других регионов Сибири. Как результат, после конкурных отборов мы хотим сделать полнометражный художественный альманах с известными артистами и блогерами – у нас есть договоренности с Ириной Горбачевой, Владимиром Селивановым, Денисом Шведовым, Эльдаром Калимулиным и Виталием Сидельниковым. Есть концепт.
— В чем он заключается? Про что история?
— Это трагикомичные сюжеты, в которые сложно поверить, но они из реальной новостной ленты. Ближайший референс по формату – аргентинский альманах «Дикие истории».
— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от посещения форума «Новый вектор», проведенного ФПРК 28 июня – 1 июля в Калининградской области.
— Мы приехали на форум, чтобы познакомиться, «сверить часы», понять, чем заняты сейчас коллеги. Кроме того, мы здесь еще и от лица Томского государственного университета, на базе которого планируется создание киношколы. Было много деловых консультаций с профессионалами из индустрии. Порадовало, что на одной площадке собралось столько много людей из отрасли. Вообще очень обнадеживает появление Фонда поддержки регионального кинематографа – это первая институция в стране, которая занимается кинематографией в субъектах РФ. Это очень круто и важно.
— ФПРК на форуме «Новый вектор» объявил, что будет проведен второй конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее». Будете подаваться?
— Конечно! Правда, пока не решили, с каким именно проектом – так много всего в разработке. Но участвовать обязательно будем.