MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Софья Меледина: В «Миттельмарше» – социальная тема переплетена с образом главного героя

Софья Меледина: В «Миттельмарше» – социальная тема переплетена с образом главного героя

фото: из личного архива С. Мелединой

В российский прокат 28 сентября 2023 г. выходит фильм «Миттельмарш» Софьи Мелединой. Это стильная история одного из самых красивых и загадочных городов мира – Санкт-Петербурге, его жителях и любви. Режиссёр – выпускница ВГИК им. С.А. Герасимова, одна из лучших учениц народного артиста России Алексея Учителя – о Петербурге, любви, студенчестве и своём мастере.

Напомним, что картина стала фильмом закрытия Московского международного кинофестиваля «Будем жить», который прошел в столице 24-31 августа. Картину представил Алексей Учитель, выступивший продюсером проекта.

— Софья, расскажите, пожалуйста, о себе. Когда Вы поняли, что решили связать свою жизнь с кино?

— К сожалению, не могу вам рассказать никакой интересной истории, связанной с этим. Просто с детства помню, что хотела. Наверное, даже ещё не совсем понимала, что это и как это. Хотя реальное понимание приходит в первый съемочный день.

— Несмотря на свой юный возраст, Вы беретесь за сложные социальные темы: «Беспокойная Настя», «Миттельмарш». Почему?

— Для меня это больше про характеры, чем про социальные темы. Сложные, потому что и характеры сложные. Приятно, что вы и про документальный фильм спрашиваете. Настя очень интересный герой, неоднозначный. Там тоже своего рода «питерская» история. Но в документальном фильме ты не диктуешь сюжет, а наблюдаешь. Я эту работу сняла еще во ВГИКе. И это прекрасные воспоминания, когда – ты, герой и камера, и, собственно, всё. А жизнь сама создает кино. В «Миттельмарше» социальная тема тоже тесно переплетена с образом главного героя. Это про силу его характера, про его интересы.

— Чем Вас привлекла история «Миттельмарша»? Почему Вы взялись именно за этот фильм?

— Я влюбилась в героев, в характеры, в их оригинальность, влюбилась в образ города. Мир фильма, мир сценария очень яркий, необычный, атмосферный. И очень перекликается с моим внутренним миром.

— Расскажите подробнее о героях. Есть ли прототипы? Как они рождались? Какой месседж несет главный герой фильма?

— У главного героя, Мити, буквальных прототипов нет. Он – скорее собирательный образ петербуржца, этакий локальный патриот, с бабушкой – музейным работником – и папой – архитектором. Его образ рожден из воспоминаний автора сценария о собственном детстве в Питере, о субботних походах в Русский музей, школьных экскурсиях в Эрмитаж, уроках истории города.

А вот Ковальски и Полина имеют реальные прототипы, и их имена даже в жизни сходны с именами героев, но называть их не хотелось бы. В конечном итоге это тоже собирательные образы героя-трикстера и лиричной, романтической героини. Поскольку история писалась, когда сценаристке было всего 19 лет, то и герои были наделены страстями и целями, близкими к ощущению мира молодых людей.

Наташа (сценарист Наталия Дементьева ред.) мне написала по этому поводу: «Тогда, будучи студенткой ВГИКа, я горячо переживала философский вопрос о ценности искусства, его месте в мире. Митя – носитель экстремальной идеи, что ценность произведения искусства равна ценности человеческой жизни. Разумеется, как герой зрительского, жанрового кино, он должен смягчить свою позицию с течением истории, но мне хотелось бы, чтобы зрители все-таки хотя бы отчасти прониклись его любовью и уважением к памятникам, архитектуре, историческому наследию».

— После просмотра фильма «Миттельмарш» складывается ощущение, что режиссёр – коренной житель Петербурга. Вы очень тонко чувствуете этот город. Какова природа такой тесной связи с ним?

— Мне кажется, это еще и заслуга тех людей, кто вместе со мной трудился над этой картиной, и кто родом из Петербурга.

— Вы также чувствуете и юмор петербуржцев. Как бы вы охарактеризовали его?

— Правда? Не задумывалась об этом. Я люблю абсурдность и нелепость. Мир для меня вот такой. Смешной очень.

— Вы готовитесь запускать картину в российский прокат. Не боитесь, что фильм будет понят только узкому кругу синефилов и жителям Петербурга? Картина прекрасна, но сложилось впечатление, что это достаточно нишевое кино, «не народное».

— Мне кажется, что главная тема фильма – любовь. Она уж точно интересна не только жителям Петербурга. Да и молодость, и безбашенность тоже. И я очень надеюсь, что мне удастся влюбить в этот город всех зрителей.

— Расскажите о своей учебе во ВГИК. Вы не так давно закончили его. Какими настроениями живут современные молодые кинематографисты? На какие темы предпочитают снимать свои работы?

— Мы очень весело провели эти пять лет – ощутили настоящий дух студенчества. Даже стыдно за некоторые истории. Мне кажется, современные кинематографисты живут какими-то внутренними терзаниями, поисками. В этот период ты еще себя ищешь, принимаешь. Главное, наверное, – правильно расставить приоритеты: не только пить, веселится, гулять и страдать, но и работать. И если грамотно это соединять, неплохие результаты могут получится от твоей деятельности уже в скором времени.

Вообще это прекрасный период, студенчество. Когда можно то, чего нельзя или уже не хочется потом. И спасибо ВГИКу за это веселое время.

— Многие режиссёры начинают с дока. Вы «пошли» сразу в игровое. Почему?

— Я же и документальное снимала и планирую продолжать. Мне вообще не хочется разделять игровое и документальное. И там, и там успеть хочется. Главное найти идею или героя, от которых будешь «гореть».

— Назовите, пожалуйста, режиссёров, ставших вашими учителями, идеологами – на чей опыт Вы ориентировались? Кроме Алексея Учителя, конечно.

— Честно говоря, я пытаюсь ни на кого не ориентироваться. У меня есть любимые режиссеры, безусловно. Я очень люблю Юрая Якубиско, Алексея Германа, Романа Балаяна. Но это то, что я люблю смотреть, а создавать хочется своё.

— Расскажите, пожалуйста, о своей работе с Алексеем Учителем. Чему он учит Вас? Как с ним работалось на проекте?

— У Алексея Ефимовича есть потрясающая педагогическая черта: он всегда точно видит замысел режиссера и зерно фильма. Поэтому он никогда не переделывает под себя, а помогает вывести картину на более высокий уровень. Так и во ВГИКе было. Если говорить о работе над «Миттельмаршем», то работалось по разному – иногда нервно, иногда легко. Нормальные, рабочие процессы, в общем.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять