MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Регионы > Фестиваль «Мир знаний» подвел итоги

Фестиваль «Мир знаний» подвел итоги

фото: пресс-служба фестиваля «Мир знаний»

В Екатеринбурге 6-10 октября прошёл 18 Международный кинофестиваль научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний». Данный проект изучает возможности благотворного взаимодействия науки и экранного искусства. В программу вошли фильмы, посвящённые познанию природы мира и человека.

«Главным критерием отбора является качество фильмов. Мы выбираем картины исходя из их художественных характеристик. На “Мире знаний” представлен не классический научпоп, а фестивальное, авторское кино», – прокомментировала принципы формирования фестивальной программы Александра Лаврова, программный директор «Мира знаний».

фото: пресс-служба фестиваля «Мир знаний»

Гран-при международного конкурса фестиваля имени Сергея Капицы выиграл фильм «Музыка звезд», реж. Анастасия Зверькова.

Вечно спеша, мы не находим минуты, чтобы посмотреть на полное загадок небо. Для большинства из нас космос соотносится лишь с пустотой и темнотой, однако астрономы крайне трепетно относятся к черному бархату бесконечности над нашими головами. В Нижнем Архызе находится Специальная астрофизическая обсерватория РАН. Её сотрудники не сводят глаз с небесного полотна, пытаясь разгадать его тайны, в то время как жизнь местных жителей идет своим чередом…

«Главная ценность и уникальность фильма-победителя соотносятся с несколькими чувственными эпитетами, а именно с искренностью, эмоциональностью, с тем самым чувством, когда ты испытываешь сопричастность экранному материалу. Фильм “Музыка звезд” передает вдохновение радости. И только радость и созидание способны менять мир к лучшему даже в самых сложных ситуациях. И это является главным критерием, на мой взгляд. И картина режиссёра Анастасии Зверьковой – это как раз тот случай, когда после просмотра ты начинаешь видеть мир другими глазами. У тебя смещается точка сборки, ты узнаешь много нового, ты чувствуешь героев фильма. Ты пережил маленькую часть чужой жизни и в этой маленькой части ты нашел частичку себя», – поделился впечатлениями о фильме-победителе член жюри международного конкурса Глеб Кузнецов (сценарист, продюсер «Атлантида Русского Севера», «Сказки о Маме», «Тонкой нитью»).

Награду гран-при российской программы получила картина «Пиблокто», реж. Анастасия Шубина, Тимофей Глинин.

На Чукотке, фактически на краю мироздания, живут люди, изолированные от цивилизации. Их ежедневная рутина отличается от того, к чему мы привыкли в больших городах: они охотятся на китов и моржей, охраняют свои деревни от медведей. Картину Тимофея Глинина и Анастасии Шубиной можно назвать художественным осмыслением смерти, так как все обитатели этих диких краев тесно связаны в рамках круговорота жизни. Контрапунктом картины становится форма шаманского ритуала, погружающая зрителя в кино-транс.

«С моей точки зрения, “Пиблоктo” выделяется из остальной программы тем, что он построен целиком на визуальных средствах, средствах кинематографической выразительности. Авторы ставят перед собой конкретную задачу, и не навязывают ей ни дикторского текста, ни “говорящих голов” экспертов, а дают материалу говорить самому за себя. Это, с одной стороны, хорошее этнографическое кино, а с другой, просто хороший кинематограф, вне зависимости от принадлежности к тому или иному жанру и виду. В наше жюри входят люди с разными бэкграундоми, кто-то больше связан с кино, с искусством, музейной деятельностью, наукой. Оценки были разные, не во всём мы сходились, обсуждали разные аспекты: какие проблемы выбирают режиссеры, насколько удается донести их до зрителя, да и просто насколько удачно и связно фильм построен. Но на “Пиблокто” сошлось большинство – тут и сам материал, и способ работы с ним, как нам кажется, выполнен на самом высоком уровне», – рассказал о решении жюри российского конкурса историк кино, аспирант Школы искусств и культурного наследия ЕУ СПб, член жюри российского конкурса «Мира знаний» Семен Дымшиц.

Лауреаты фестиваля:

Лучшая режиссерская работа: «Тонкие поля», реж. Дмитрий Лукьянов

В старинном русском городе-музее Суздаль находится работающий еще с прошлого столетия Научно-исследовательский институт сельского хозяйства. В 2018 году частная столичная компания занимает значительную часть полей института и начинает создавать там селекционно-семеноводческого центра. Однако обрести взаимопонимание с работниками института оказывается крайне непросто.

Лучшая операторская работа: «Великий поход китайских крабов», реж. Доминик Лоро, Бельгия

Фильм посвящен уникальному существу – китайскому мохнорукому крабу. Это членистоногое животное проживает крайне интересную жизнь, мигрируя между Северным морем и реками Фландрии. Режиссёр фильма Доминик Лоро соотносит форму существования китайского краба с неразрешимыми экзистенциальными вопросами бытия человека.

Специальный приз жюри: «Жить в голове Дерека», реж. Дерек Дабкоски, Иан Макклеллен, Им Джун Ким, США

Фильм посвящен непростой судьбе режиссёра Дерека Дабкоски. Пережив жестокое избиение, Дерек потерял возможность двигать правой рукой. Преодолевая физические и финансовые сложности каждый день, режиссёр старается жить дальше. И пока его супруга ждёт рождения первенца, Дерек Дабкоски готовится к сложной операции по восстановлению функций мозга, надеясь вернуть утраченную возможность обнимать любимую жену двумя руками.

Специальное упоминание жюри популяризаторов науки «За вовлечение зрителя, научную важность и яркую фигуру героя»: «Охотник за метеоритами», реж. Наталья Анисимова

Фильм посвящен Тимуру Крячко – опытному первооткрывателю и астроному. Прослеживая жизненный путь ученого, режиссёр Наталья Анисимова рассказывает о глобальных изменениях в русской метеоритике за последнее десятилетие. Экспертность документальной картины обеспечена высоким профессиональным уровнем спикеров в кадре, а именно ведущими научными сотрудниками и руководителями лаборатории Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН и главные хранители Минерологического музея им. Ферсмана РАН. «Очень четко видно, насколько разорвана связь с тем явлением, которое называлось “научно-популярным” или “учебным” кино в советское время. Сейчас мы находимся в ситуации, если угодно, падения Вавилонской башни. Каждый ищет свой язык, свое понимание, что же такое научное кино? Кто-то приходит к нему действительно из документалистики, снимает документальное кино про ученых или про науку. Кто-то больше работает в логике телепередачи. Я не стою на каких-то принципиальных консервативных позициях, это не хорошо и не плохо. Мне кажется, что мы сейчас можем наблюдать процесс формирования современного научного кинематографа, этот процесс разрозненный, сложный и очень интересный. Следующим поколениям киноведов будет чем заняться», – о ситуации в отечественном научно-популярном кино высказался Семен Дымшиц, историк кино, аспирант Школы искусств и культурного наследия ЕУ СПб, член жюри российского конкурса фестиваля «Мир знаний».

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять