MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Азат Григорян: Для героя дока участие в фильме – некое подведение промежуточных итогов жизни

Азат Григорян: Для героя дока участие в фильме – некое подведение промежуточных итогов жизни

фото: из личного архива А. Григоряна

На онлайн-платформе KION 20 октября выходит документальный фильм «ANNA ASTI. Путь Феникса» про одну их самых популярных современных певиц Anna Asti. Это уже не первая работа режиссёра Азата Григоряна с участием звёзд топовых российских музыкантов. Его фильмы «ZIVERT. Do for love» и «Баста. Суперигра» вызвали интерес не только у молодежи, но и самой широкой аудитории в России и за рубежом. В рамках проекта «Русский док: история и современность», реализуемого при поддержке АНО «ИРИ», MovieStart выяснил, отличается ли музыкальный док от других его видов, как от героя добиться естественности в кадре и что может привести зрителя на док в кинотеатры.

— В Сети о Вас не так легко найти информацию. Вам интереснее рассказывать о других, чем о себе? 

— Конечно. В этом как раз и заключается моя работа – рассказывать истории о людях, но если появляются запросы, например как сейчас от вас, то с удовольствием рассказываю и о себе. Может, это кому-то поможет. 

— Расскажите, пожалуйста. Не пробовали ли Вы себя в музыке? Учитывая такой большой интерес к музыкантам.

— Музыка с самого детства играет в моей голове. Когда-то я хотел стать суперзвездой мировой эстрады, пел в детстве на концертах, играл на клавишах, ударных и бас-гитаре. И мечтал, чтобы кто-то когда-то снял фильм о моих успехах. И после мутации голоса, когда молодым вокалистам петь нельзя, было желание поступить в Гнесинское училище и поставить голос, но в этот период открыл для себя режиссуру и решил, что тут ещё круче. Кино – это синтез и музыки и изображения. Здесь можно высказываться точнее.

кадр из фильма «ANNA ASTI. Путь Феникса», предоставлено KION

— Как Вы пришли в кино? Расскажите о своем пути.

— Началось с того, что в своём родном Кисловодске, желая накопить на переезд в Москву и обучение в Гнесинке, я занимался разработкой сайтов. Пришёл в местную телерадиокомпанию, чтобы предложить свои услуги. Тогда мне было 15 лет. Моё предложение было принято – я сделал сайт, и далее меня пригласили работать на радио. Спустя некоторое время ушёл в отпуск видеомонтажёр, и мне предложили освоить монтаж. Так я и работал там, сочетая функционал корреспондента, редактора и режиссёра. И я решил поступить на режиссуру в Москву в Институт телевидения и радиовещания. С третьего курса стал работать сначала на телеканале «Звезда», потом меня пригласили на «Первый», студию докфильмов Сергея Ястржембского. Однажды одну из моих работ увидел оператор Алексей Куприянов, который снимал на тот момент «Газгольдерфильм». Он мне сказал, что режиссёр Иван Курский ищет режиссёра монтажа. Так я пришёл в игровое кино: начал принимать участие в съёмках музыкальных клипов, докфильмов, и не только стал монтировать, но в последствии снимать как режиссер. 

— Расскажите о работе с музыкантами «Газгольдера».

— Я всегда стремился работать с мощной и качественной музыкой. Проработал в «Газе» почти девять лет и до сих пор с ним тепло дружу.

— Когда Вы познакомились с Василием Вакуленко? 

— С Васей познакомился как раз в 2013-м, когда пришёл в «Газгольдер».

— Когда, на Ваш взгляд, к человеку приходит ощущение того, что ему пора сняться в фильме про него самого? На что похоже это ощущение? Это некое подведение итогов или желание транслировать аудитории некий дополнительный месседж?

— В моей практике ещё ни разу не было, чтобы сам герой сказал: «Сними про меня документальный фильм». Обычно подобный запрос исходит от команды артиста либо по какой-то случайности. Например, мы командой «Газа» должны были коротко запечатлеть процесс работы Васи Вакуленко над его альбомом «Баста40», хотели показать, как рождаются треки. Я взял у Васи интервью, где он сказал, что пишет этот альбом от лица себя 18-летнего. И я решил найти хронику, где ему было 18, её никто не видел, и мы нашли. И чем больше я стал собирать информацию, фото и видео, чем больше мы снимали творческий процесс, тем отчетливее становилось убеждение в том, что это должен быть документальный фильм про самого артиста. Материал сам диктовал это. Так родился фильм «Баста. Суперигра».

И, наверное, конечно, когда герой соглашается на док, вы абсолютно правы – для него это некое подведение промежуточных итогов и возможность поделиться опытом, высказаться. Понять, чего мы достигли. Кроме того, это ещё и огромное испытание – стать героем фильма о себе. Ты пересматриваешь всю свою жизнь. Это меняет тебя после просмотра. Согласиться на такое – большая смелость. 

Зрителей же подобные истории, как показывает опыт, вдохновляют на свершения, открывают совершенно новые грани известных людей.

— По какому принципу Вы выбираете героев?

— Я соглашаюсь снимать фильм только о тех героях, которые мне интересны.

кадр из фильма «ANNA ASTI. Путь Феникса», предоставлено KION

— Чем Вас заинтересовала Anna Asti?

— Аня имеет очень широкую аудиторию, она стала сенсацией 2023 года в музыкальном мире страны, но про неё как о человеке мало что известно. Мне было очень любопытно понять её феномен, кто она. Оказалось, что это очень эмоциональный, глубокий человек, очень многогранный, обладающий красивой душой. Когда мы стали снимать кино, когда разговаривали во время интервью и вне камер, я внутренне ликовал потому, что её вот такой – настоящей – увидят зрители. Что она открыла часть своего мира. Этого уже не мало, но ещё многое осталось за кадром. И поверьте, там такой потенциал, что хватит на целый сериал!

А ещё заинтересовала конструкция команды Ани. Она уникальна! И главный в ней – Стас Юркин – любящий муж, который будучи успешным бизнесменом вне музыки, оставив прежние дела, желая помочь любимой, за короткое время переквалифицировался в музыкального менеджера, освоил другую профессию. Где вы ещё такое видели? Мой любимый афоризм «Никогда не бойся делать то, чего не умеешь. Ковчег был построен любителем, профессионалы построили “Титаник”» в действии.

кадр из фильма «ANNA ASTI. Путь Феникса», предоставлено KION

— Были ли герои, которые отказывались сниматься в Ваших проектах? Или наоборот – предлагали сделать кино про них?

— Периодически поступали предложения от разных медийных личностей, я всегда рад снять кино про любого человека, но, не все готовы открыться. Я работаю с теми, кто способен на откровения, даже если эта правда горька, если у человека есть проблема и надо её решить.

— Чем характерен музыкальный док? В чем его отличие от других видов документального кино?

— Я делаю докфильмы не про звёзд, а про людей. Поэтому отличий от других видов документального кино для меня нет. 

— Некоторые документалисты отмечают, что артистов в доке снимать крайне сложно – они по привычке «работают» на камеру, их крайне сложно поймать в естественном состоянии. Что можете сказать о музыкантах?

— «Работают на камеру» и звёзды, и обычные люди, и это нормально. Просто надо сделать так, чтобы герой привык, что его всё время снимают: не быть навязчивым, но снимать каждый его шаг. Тогда любой человек со временем будет меньше обращать внимание на камеру. Мы с командой стараемся превратиться в мышей, терпеливо снимать много часов. Это большой труд – держать подолгу камеру на руках и удочку звукорежиссёру. А потом и на монтаже бывает очень сложно – меня часто ругают на посте, что я привожу со съёмок тонны исходников, однако только в этих тоннах есть настоящие жемчужины – когда герой забывает о съёмках. В моих фильмах вы найдёте множество таких моментов.

— Как Вы оцениваете российский док сегодня? Куда он движется?

— С появлением в нашей стране онлайн-платформ хорошего дока стало намного больше. Индустрия развивается. Я только хочу отметить, что в России мало кто смотрит документальные фильмы в кинотеатрах, а хотелось бы дойти до того, чтобы были такие масштабные картины, которые собирали бы большие залы.

— Почему Вы не снимаете игровые фильмы? 

— Это моя мечта. Уже давно в свободное время пишу сценарий игровой картины и надеюсь, когда-нибудь она увидит свет! Я ещё всем покажу!

— Вы уже не первый фильм снимаете для KION. Расскажите о своем сотрудничестве с этой платформой.

— Меня пригласила снимать для KION продюсер и режиссёр Ангелина Ашман, с которой мы знакомы давно. Сложилось так, что мы много спорим, но в итоге у нас получается, на мой взгляд, отличный результат. Она не позволяет совершать мне ошибки, старается уберечь от неправильных действий, и я очень благодарен, что такого уровня документалист доверяет мне эти интересные проекты. 

— Как документалисту начать работать с онлайн-платформой? 

— Платформы с огнём ищут новые идеи. Надо дерзать, правильно и доходчиво расписывать свои идеи и стучать. Вам обязательно откроют!

 

Беседовала Аля Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять