MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Док на 43-м фестивале ВГИК: каратэ, индийские фермеры и краудфандинг

Док на 43-м фестивале ВГИК: каратэ, индийские фермеры и краудфандинг

фото: пресс-служба ПЦ «ВГИК Дебют»

Режиссеры-документалисты Ву Чжэньсюй (Китай), Алиджон Джалилов (Таджикистан) и Нану Тлисов (ВГИК, Россия) получили награды на 43-м Международном студенческом фестивале Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова.

Фестиваль проходил с 13 по 17 ноября во ВГИКе. Кроме Москвы фильмы, показанные в рамках фестиваля, смогли увидеть в кинотеатрах центральной России и Поволжья, Камчатки и Крыма, Республики Коми и Сибири. В этом году интерес к фестивалю существенно вырос. Показательным стал тот факт, что почти на треть увеличилось количество желающих принять участие в конкурсе – всего на фестиваль прислали 350 работ (для сравнения, в прошлом году было подано 250 заявок). Было отобрано 69 кинолент. Разнообразна и география конкурсантов. Всего в киносмотре приняли участие 58 киношкол из 46 стран мира, в том числе из Китая, стран Европы, Индии, Индонезии, Ирана, Мексики, Чили, стран Африки и Центральной Азии, США, Австралии, Турции и т.д.

фото: пресс-служба ПЦ «ВГИК Дебют»

Победители были определены в шести номинациях: за лучшую кинопрограмму, игровой фильм, документальный фильм, анимационный фильм, мультимедиа-проект, а также гран-при.

Конкурсантов оценивало компетентное международное жюри, в состав которого вошли мэтры кинематографа из четырех стран мира: председатель жюри – кинорежиссер, сценарист Александр Велединский (Россия); режиссер анимации, заслуженная артистка РФ Мария Муат (Россия); кинопродюсер кино, генеральный директор продюсерской компании Lukimedia Хайме Вилальта (Испания); кинокритик, профессор Академии международных исследований Нью-Дели, член NETPAC, международной ассоциации продвижения Азиатского кино Рашми Дорайсвами (Индия); заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации детского кино Гэвин Ли (Китай). Специальные призы получили номинанты, выбранные студенческим жюри и зрителями.

Говоря о документальных фильмах, представленных на фестивале, Рашми Дорайсвами отметила, что среди тем, которые поднимались в документальных фильмах, почти отсутствовали глобальные, например, политические. Напротив, затрагивались темы очень личные, и уже через призму личных историй отдельных людей раскрывались более общие, более глобальные проблемы. Профессиональный уровень большинства документальных фильмов был в равной степени высокий, поэтому было трудно оценивать работы, выбирать лучшие из них.

Рашми Дорайсвами уверена, что Международный студенческий фестиваль ВГИК очень важен и его нужно поддерживать. Она отметила хорошую организацию фестиваля и высокий уровень дискуссий после просмотра фильмов. «Зрители активно участвовали в обсуждении кинолент, что служит прекрасным тренингом для молодых кинематографистов», – уверена гостья из Индии.

Еще один член жюри, Гэвин Ли, говоря о значимости фестиваля для его участников, подчеркнул, что фестиваль ВГИК представляет собой сообщество, платформу, в рамках которой студенты, молодые кинематографисты из разных стран могут общаться между собой.

«Может быть, вы не встретите здесь большое количество звезд, как на других фестивалях, но “вгиковский” фестиваль имеет богатую историю, и это значимо. Это платформа, где молодые кинематографисты могут заявить о себе, а авторы, отмеченные призами фестиваля, получают хороший старт в профессии, о них узнают кинематографисты из разных стран мира», – подчеркнул Ли.

Он отметил, что у процесса создания документального фильма есть свои особенности – это не просто когда оператор ставит камеру и герой может делать что хочет. В основе документальных фильмов лежат конкретные проблемы, о которых авторы хотели бы рассказать зрителям. У каждого автора есть своя идея, свой взгляд на ситуацию, которые он посредством камеры воплощает на экране.

По итогам 43-го Международного студенческого фестиваля награды были вручены трем документальным кинолентам. Приз за лучший документальный фильм получил режиссер Ву Чжэньсюй из Китая за картину «Как найти товарища, когда ты в трансе?».

Автор рассказал, что это его первый опыт участия в международном кинофестивале и первый документальный фильм. «В то время, когда мне пришла идея снять свой фильм, в центре которого реальная романтическая история двух людей, я пытался разобраться в вопросах личного характера в своей жизни. У меня было много вопросов, на которые я сам не мог найти ответы. У моего друга Ю Зиппи, которого я давно знаю, развивались отношения с его девушкой, и мне захотелось понаблюдать за ними. Мой друг согласился мне помочь и стал героем моего фильма», – рассказал кинематографист.

Рассуждая о значимости фестиваля для его участников, Ву Чжэньсюй отметил, что здесь у него была возможность пообщаться с кинематографистами из других стран, представителями разных культур. «Я сам из Китая, – рассказал призер фестиваля, – и был воспитан в нашем обществе. Но иногда мне необходим новый взгляд на жизненные события. И в этом очень хорошо помогает общение с людьми из других уголков мира. Они могут видеть те же проблемы под другим углом. Это интересно».

Ву Чжэньсюй поделился своим опытом съемок первого документального фильма. Учась в Пекинской киноакадемии, он, как и остальные студенты, должен был делать собственные проекты. «На съемку этого фильма я получил финансирование от академии, где мой проект посчитали важным. У меня была своя команда, тоже из академии», – пояснил режиссёр.

Специальный диплом «За неутраченный оптимизм перед лицом жестоких потерь» получил Алиджон Джалилов из Таджикистана за фильм «Алиф. До. Ре. Ми.». Он поблагодарил ВГИК за то, что университет дает уникальную возможность авторам, для которых кино не является основной профессией (сам Алиджон работает экономистом), чувствовать себя уверенно, представляя свои фильмы наряду с профессионалами.

Приз за лучший фильм от студенческого жюри вручили режиссеру Нану Тлисову (ВГИК, Россия) за киноленту «Клятва», созданную при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Он рассказал, что с детства занимался каратэ и давно хотел снять фильм про школу каратэ и про каратистов.

«Мне повезло, продюсер Елизавета Конякина откликнулась на эту идею. Она же меня познакомила со съемочной бригадой, с операторами, с которыми мы очень хорошо сработались. Один из них, а также звукорежиссер Варвара Быкова – тоже из ВГИКа», – рассказал конкурсант.

Говоря о значимости фестиваля ВГИКа, Нану Тлисов отметил: «В моем представлении, это исторический фестиваль, в котором многие профессионалы как советского, так и российского кино зарекомендовали себя и получили главные награды, поэтому фестиваль особенно ценен».

Однако не всем участникам повезло получить поддержку своих первых проектов от университета и там же найти профессиональную команду. Например, Сриджит Гаятри из Индии собрала деньги на свой фильм благодаря краудфандингу. Кроме того, свои личные средства, которые заработала за год, девушка инвестировала в фильм на этапе постпродакшена. Сриджит Гаятри представила на фестивале документальный фильм «Перемена», рассказывающий о том, как изменения климата сказываются на труде фермеров в Индии. Она изучала коммуникативный дизайн в Национальном институте дизайна, в городе Бхопал, штат Мадхья-Прадеш. Сейчас у неёи её друзей свой бизнес. Но она планирует и дальше снимать кино.

«Я не хочу ограничиваться фестивалями, а хочу, чтобы мои фильмы увидело как можно больше людей, – поделилась своими планами Сриджит Гаятри. –Я думаю, что фильм – это лучший способ коммуникации. Процесс создания кино непростой, но если картина снята хорошо, она обязательно доберётся до аудитории». Конкурсантка добавила, что приехала на фестиваль не ради победы. Она всегда мечтала побывать в России, а фестиваль ВГИКа для нее – это прежде всего площадка для культурного обмена между молодыми кинематографистами.

Международный студенческий фестиваль Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова – один из старейших фестивалей в России. Он проводится с 1961 года. В разные годы его победителями и лауреатами становились кинематографисты, которые впоследствии получили широкое признание не только в России, но и за рубежом, среди них: Андрей Тарковский, Элем Климов, Андрей Кончаловский, Василий Шукшин, Никита Михалков, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов, Алексей Герман-мл., Александр Котт и многие другие. 

 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять