MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Продюсер премии-фестиваля «Герои большой страны»: Док нужно поддерживать на государственном уровне

Продюсер премии-фестиваля «Герои большой страны»: Док нужно поддерживать на государственном уровне

фото: Премия-фестиваль «Герои большой страны»

Татьяна Третьякова, продюсер Премии-фестиваля «Герои большой страны», автор проекта «Мотивирующие Цифровые Уроки», креативный продюсер, режиссер документального кино, рассказала в интервью MovieStart о тенденциях в отечественном медиапространстве, роли документального кино в формировании общественного мнения и охарактеризовала трансформацию социального портрета зрителя.

— Татьяна, расскажите, пожалуйста, о концепции Премии-фестиваля. Чем он отличается от других киносмотров страны?

— Премия возникла как ответ на вызовы, с которыми сталкивается наша страна и весь мир. Повестка в мировой культуре и в кино, в частности, демонстрирует отмену всего того, что мы относим к духовно-нравственным традициям, к базовым человеческим ценностям. Премия же, наоборот, направлена на поощрение производителей, произведения которых, обладая совершенной формой, основаны на наших традиционных ценностях, истории и культуре, несут позитивный созидательный посыл, так или иначе – воспитывают в человеке лучшие качества, издавна присущие нашей нации.

— Как проходил процесс отбора фильмов для участия? Какие критерии играли ключевую роль при выборе победителей?

— У Премии есть два основных критерия. Первый – высокое кинематографическое качество, в первую очередь – хорошая драматургия, режиссура, изображение и актерская игра. Но профессиональный критерий – это лишь необходимый, но не достаточный фактор для отбора проекта в шорт-лист. Главный – это соответствие кинопроекта критериям, упомянутым выше, и одной из основных содержательных номинаций, объявленных в конкурсе Премии.

— Среди победителей есть как кассовое кино от крупных кинопроизводителей («Вызов», «Непослушник», «Чук и Гек. Большое приключение»,) так и авторские независимые кинопроекты («Любушка» из цикла «Про людей и про войну», «Донбасс. Признанный»). Как они вместе «уживаются»? Что их объединило в контексте Премии-фестиваля?

— Как я уже говорила, наряду с профессиональными, ключевыми для Премии являются главные номинации, в 2023 году их пять: герой среди нас, герой-защитник, герой науки и технологий, герой просвещения и наставничества и человек труда. Все названные Вами проекты формируют так или иначе образ современного героя и подходят под одну из этих номинаций. Кроме того, есть профессиональные номинации. Среди документальных проектов выбирается лучший документальный фильм и так далее.

— Как в одном проекте вам удалось совместить сразу два формата: кино игровое и документальное? Отличались ли критерии отбора для документальных фильмов? И расскажите, в целом про интересные документальные проекты.

— Все просто: кино как инструмент влияния на общество, на воспитание подрастающего поколения – вне зависимости от формата и жанра – одинаково может создавать эмоцию, вовлекать зрителя в сопереживание героям фильма или сериала, создавать эффект соучастия в тех или иных событиях в истории страны. Наша киноиндустрия знает немало примеров документальных кинопроектов, которые наряду с игровым вошли в золотой фонд отечественного кино и десятилетия работали и продолжают работать на воспитание новых поколений. А критерии для отборочной команды были одинаковы – качество и образ героя, смыслы, которые доносит до зрителя кинопроизведение. Члены жюри отмечали, что некоторые документальные проекты в чем-то для них оказались сильнее, интереснее. В целом, прозвучало много ярких положительных комментариев относительно уровня документального кино, представленного в шорт-листе Премии. Это касается каждого проекта. И «Донбасс. Признанный», и «Когда придёт весна», и «Седьмая симфония», и «Финт Боброва», и «Один из нас. Герой России Максим Концов» Росгвардии, и «Большая битва», и «Доброволец» от АиФ, фильм о шахматах «Цейтнот», «Человек труда» и другие – все можно рекомендовать молодежи к просмотру.

— Сформулируйте, пожалуйста, проблему фестивалей документального кино – в России. Чему нам стоило бы поучиться у зарубежных коллег? Или уже есть чем похвастаться?

— Ничему не надо учиться у зарубежных коллег ни в какой сфере. Как мне кажется, главная задача у всех нас – воспитать в себе стремление добиваться в том, что делаешь, максимального качества, исходить из внутреннего критерия и одновременно не забывать соотносить свой «продукт» с интересами общества, государства, своей малой Родины. Сначала нужно максимально отточить содержание и форму, качество того, чем ты занят, максимально хорошо научиться делать свое дело, доносить его до людей, а потом уже расширять географию, сравнивать «свое» с такими же зарубежными проектами на масштабе планеты. И всегда важна цель – зачем этот фильм, зачем этот фестиваль.

— Сформулируйте проблему рынка документального кино в России. Получается, что фестивали остаются единственной площадкой, где можно посмотреть документальное кино. Что с этими фильмами происходит потом?

— Сегодня много способов показать кино зрителю. Конечно надо, при соблюдении обоих критериев – качества и пользы для общества, для воспитания – выводить за счет государства документальные проекты на большой экран. Мы – сторонники просмотра неигрового кино в зале, на экране, вместе с друзьями, коллегами, сокурсниками, потому что это совсем другой уровень погружения, возможность прочувствовать изображение, звук, испытать глубокие эмоции. Нам с нашей небольшой командой посчастливилось не раз проводить премьеры документальных фильмов в залах на полторы-две тысячи зрителей. Это – конечно ни с чем не сравнимое ощущение. Зал живет вместе с фильмом. Но поверьте – и показ хорошего кино в небольшом кинозале на 100-150 человек или просмотр на большой плазме на 50 человек, когда есть и драматургия, и изображение, и самое главное – смыслы, становится откровением для зрителей. В рамках работы Премии мы провели много таких показов и продолжаем их проводить, работа Премии не завершилась одной основной неделей. Кроме того, нам предстоит ещё представить вместе с Россотрудничеством фильмы в Русских домах в разных странах мира, и совместно со «Всемирным фестивалем молодёжи и студентов» познакомить с ними весной участников фестиваля. Конечно, крайне важна поддержка государства в вопросе продвижения документального кино к зрителю. Как я уже говорила, документальные фильмы несут в себе смыслы, заряд очень ценные для молодого зрителя, для воспитания подрастающего поколения. И их необходимо показывать широкому зрителю – как в кинотеатрах, так и в сети Интернет. Для последнего серьезным подспорьем служит АНО «ИРИ». Но, на мой субъективный взгляд, можно продвигать не только вновь создаваемые документальные сериалы, но и документальные фильмы, которые служат интересам государства и нашего общества.

— В рамках программы Премии-фестиваля ряд мероприятий прошли при участии школьников и молодежи. Кроме того, не так давно вы опубликовали исследование на тему того, какие фильмы и сериалы выбирает молодежь. Какие тенденции в этой связи вы замечаете? Насколько изменился образ героя для молодежи, спустя поколение?

— Еще несколько лет назад в наших исследованиях в ответах ребят в основном звучал западный кинопродукт, лидировали: «Человек Паук», «Железный человек», а наш президент Владимир Путин немного опережал Илона Маска. Сейчас героями для подростков являются, и в этом есть и наша небольшая заслуга, – и папа с мамой, и учителя, и герои нашей истории, герои СВО. Никуда не делись, конечно, герои западных комиксов, но в этом направлении ведется работа в нашей стране. Мы, например, как можем поддерживаем в наших проектах, в рамках Премии в том числе, проект «Российские супергерои BY», который, как раз решает задачу появления в жизни наших детей и подростков героев из нашей богатой культуры, из нашей мифологии и сказок.

— Насколько российская киноиндустрия готова отвечать на этот запрос?

— Киноиндустрия России уже работает с национальными киногероями. Например, в работе Премии участвовали те, кто давно экспериментирует так или иначе со российскими сказочными героями. Тот же Александр Архипов – автор «По щучьему велению», Денис Родимин – когда-то создавший сценарий «Бумера», преподаватель ВГИКа – ждем выхода кинопроекта по его сценарию про экипаж первой российской атомной подводной лодки, всплывшей на Северном полюсе. Важно, что в Премии участвовали представители Мастерской новых медиа – ее руководители (член жюри Премии) Михаил Канавцев, Николай Крупатин, Елена Зайцева – те, кто непосредственно связан с процессами трансформации нашего кино и медиа. Коллеги многое делают и способствуют тому, чтобы киноиндустрия действительно отвечала на этот важный запрос.

— Как вы считаете, как киноиндустрия и документальное кино в частности влияет на молодежную аудиторию?

— Кино, как игровое, так и документальное, влияет всегда, а как – зависит от авторов. Воспользуюсь мыслью участника Премии, высказанной им на круглом столе «Геополитика в фильмах и сериалах»: «Незрелый автор несет незрелое кино». Поэтому, хочется пожелать в преддверии 2024 года всем кинематографистам отличных проектов, которые сделают наших зрителей добрее, сильнее и мудрее, сплотят и укрепят нашу страну.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять