Стася Толстая (Венкова): Чем больше артист, тем ближе он к молодым
В День влюбленных, 14 февраля, в российский прокат выходит картина Стаси Толстой (Венковой) «Тайное влечение» о студентке театрального вуза, которая, запутавшись в отношениях и внутренних противоречиях, проходит путь становления себя как женщины и творческой личности. Режиссёр рассказала в интервью MovieStart о творческом замысле, своём мастере Сергее Соловьёве, выразила своё отношение к феномену женского кино, а также поведала о том, на что она сама готова пойти ради творчества.
Напомним, что премьера фильма прошла 8 февраля в столичном киноцентре «КАРО 11 Октябрь».
— Стася, о чём Ваш фильм?
— Мой фильм про взросление, становление женщины, её путь и поиск себя в творчестве и поиск жизни в искусстве.
— Как бы Вы определили жанр картины?
— Фильм «Тайное влечение» – это драма с элементами эротики.
— Почему любовным героем главной героини является именно польский режиссер?
— Изначально это была идея моего мастера Сергея Соловьева. Он решил, что режиссёр должен быть иностранцем. Так и было сделано.
— Кажется, что сегодня мелодрамы и разнообразные лав-сторис уступили место семейному кино, экшн и фэнтези. Вы уверены, что выпустили фильм в «то время»?
— К сожалению, мелодрамы в последнее время немного себя дискредитировали, уступив место фильмам, выполненным, очевидно, более качественно, в других жанрах. Повторюсь, моя картина – это авторская работа в жанре драмы. Не знаю, как найти и стоит ли вообще искать время, удачное для создания и выпуска фильма. Я сняла свою картину тогда, когда сняла, это моё авторское высказывание. К тому же в фильме идёт рассуждение на вечные темы – о любви, поиске себя – в принципе об этом, как мне кажется, уместно говорить во все времена.
— Образ Анны Карениной красной нитью проходит сквозь картину. Можно ли полагать, что именно с этим литературным персонажем Вы ассоциируете современную женщину?
— Нет, я не ассоциирую с этим персонажем современную женщину, но действительно Анна Каренина в фильме «Тайное влечение» появляется неспроста. Скорее, мне хотелось, чтобы зритель нашёл метафоры в соединении с главной героиней.
— Ваше отношение к женскому кино? Женщины-режиссёры сейчас тоже проходят некий путь Анны Карениной или им уже довольно комфортно в индустрии?
— Нужно сказать, что я не делю кино на женское и мужское, а режиссёров на мужчин и женщин. Для меня кино – это прежде всего искусство, а если кому-то гендерные вопросы не дают покоя, то почему бы, собственно, на это не направить своё внимание в других профессиях. Меня больше волнует то, что некоторые девушки-режиссёры сами создают себе неправильный образ.
— Как именно?
— Откуда вообще пошли эти разговоры о специфичности «женского кино»? Некоторые женщины-режиссёры излишне эмоциональны на съёмочной площадке. Они могут истерить, хамски общаться, принимать всё близко к сердцу – у меня был опыт работы с такими коллегами. С другой стороны, такие выпады позволяют себе и некоторые мужчины-режиссёры. Сложно сказать – наверное, тему про женское кино придумали ревнивые мужчины, которые опасаются конкуренции со стороны женщин в профессии.
— Чему Вас научил Сергей Соловьёв?
— Хочется ответить – жизни. Конечно, если бы не он, меня бы точно не было как режиссёра, а может быть, даже и как актрисы тоже. Он внушил в меня безграничную веру в то, что я делаю, и мне не страшно пробовать, ошибаться. Он всегда позволял допустить ошибку и вообще методом проб и ошибок искать себя. А это очень важно в режиссуре – нужно пройти через это, чтобы найти свой путь. Ещё он помог нащупать мой характер, после чего мне в режиссуре вообще ничего не страшно. Сергей Соловьёв всегда вдохновлял учеников своим примером. А ещё он мог совершенно гениально сыграть дурачка, когда ему становилось скучно с кем-то общаться. Я просто обожала этот приём и стащила его у своего мастера.
— Вы — молодой режиссёр, а в Вашем фильме снимаются Найк Борзов и Роза Хайруллина. Насколько комфортно было работать с более опытными коллегами?
— Мне вообще повезло – я работала с талантливыми людьми, настоящими профессионалами, среди которых – Игорь Миркурбанов, Анатолий Белый, Мария Миронова, Роза Хайруллина и др. Всё это уважаемые, заслуженные артисты и очень интересные люди. За время работы с ними я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы они как-то нетактично себя вели или ставили меня в неловкое положение или как-то давили своим опытом. Скорее наоборот. Вообще мне кажется, что чем старше и больше актёр, тем ближе он к молодым, он в целом за молодых, пытается найти общий «движ», общий «вайб», и это очень важно.
— Что такое любовь в понимании нынешнего молодого поколения?
— Мне кажется, эта любовь как раз и отражена в фильме «Тайное влечение» во взаимоотношениях главных героев. Это любовь Веты и Дениса, которую они потеряли – простите за спойлер.
— В эпоху цифровых технологий, ИИ, клипового контента Вы будто замедляете ритм современной жизни, погружаете своих персонажей, а за ними и зрителя, внутрь себя, обращаетесь к классике. Не кажется ли Вам, что широкий зритель может не понять Ваш киноязык, найдя в нём элементы архаики, арт-хауса?
— Возможно, и так, но пока фидбек от зрителей исключительно обратный – все всё понимают, попадание точное, вроде бы (тьфу-тьфу-тьфу). Поэтому нет, мне так не кажется.
— В картине одна из ключевых тем – тема творчества, на что человек может пойти ради искусства. На что лично Вы можете пойти ради искусства и чем пожертвовали ради рождения фильма «Тайное влечение»?
— Могу пошутить, что пожертвовала своей юностью (смеётся). Я не жалею себя и к ролям готовлюсь до полного обнажения нервов. И свою картину тоже пропустила через себя – через боль, через слёзы. Я вообще живу искусством, правда это уже разговор не про жертвы – скорее, про поиск каких-то решений в режиссуре. Но, как я упоминала выше, именно через ошибки, через боль идёт становление творческой личности. А ещё через любовь, пусть и в её нынешнем понимании представителями молодого поколения.
Беседовала Аля Колдунова