Стартовал краудфандинг на док «Детский альбом» о диких животных
Режиссер Дарья Биневская и её команда запустили краудфандинговую кампанию в поддержку документального фильма «Детский альбом». Картина посвящена проблемам диких животных, пострадавших от рук человека, и призвана способствовать формированию у аудитории, в особенности юной, гуманного отношения к природе.
Главный герой фильма – бывший бизнесмен Кирилл Потапов, который поменял свою жизнь ради реализации давней мечты – открытия Центра спасения диких животных «Альфа». Центр расположен под Екатеринбургом, на площади 15 га, где на данный момент живет более четырех десятков спасенных зверей – медведи, лисы, волки, росомаха, пумы и др.
У каждого животного своя история – кого-то спасли в дикой природе (преимущественно детёнышей), кого-то вывезли из частных рук по звонку из зоозащиты или просто неравнодушных людей. Также был случай, когда самка пумы, живущая в зоопарке, не смогла выкормить своих котят, и Кирилл Потапов забрал их в свой Центр.
Ему поступают предложения из разных стран мира – переехать и заниматься животными за рубежом. Тот факт, что Потапов, например, может спать в одном вольере с волками, что они его считают «своим», вызывает интерес у некоторых ученых. Но уралец отказывает, говоря, что его родина – в России, в Екатеринбурге, и он продолжит заниматься делом своей жизни дома.
«Животные меня поднимают каждое утро, это невероятная мотивация и вдохновение в жизни. Я хочу внести вклад в развитие общества – сформировать правильное представление о диких животных у людей, в особенности у детей, чтобы у них появились забота и осознанное отношение к флоре и фауне. Мне хочется показать истинный облик волка, медведя, росомахи – чтобы свести на нет устойчивые стереотипы, что кто-то злой, агрессивный, жестокий», – пояснил главный герой фильма «Детский альбом».
В планах у Потапова – создание экокластера с лекторием.
«Хочу здесь сделать экокластер: ферму с альпаками, чтобы дети могли с ними взаимодействовать, также детский лагерь с домиками построить, чтобы с раннего возраста прививать любовь и бережное отношение к флоре и фауне. Ну и для хищников уже туда, глубже в лес, вынести просторные вольеры полувольного содержания», – поделился с журналистами Кирилл Потапов.
Фильм отснят – позади полтора года съёмочных дней (зимних и летних), впереди – период постпродакшна. Поддержать проект можно через сервис краудфандинга в группе ВК: https://vk.com/detskiialbom
По словам режиссера Дарьи Биневской, замалчивать подобные истории просто преступно.
«Герой фильма – уникальная личность, он действительно живёт своей мечтой, своей безусловной любовью к животным, своей миссией – спасать их. Центр спасения «Альфа» – это как маленькая параллельная Вселенная, со своими загадочными законами и нестандартными проблемами. Я думаю, о таких героях как Кирилл преступно молчать. Поэтому и решила снять этот фильм. Тем более, что почти вся моя творческая деятельность на телевидении и в кино была связана с животными», – рассказала кинематографист.
Дарья Биневская – лауреат международных кинопремий, обладатель фестивальных наград. В киноиндустрии девушка начинала как актриса, сценарист и телеведущая детских и молодежных программ. Во ВГИКе, который окончила в 2019 году, училась в мастерской режиссуры игрового кино Валерия Ахадова, Евгения Шелякина.
Её полнометражный фильм «Африка» включен в официальную программу школьного образования РФ. Картина в том числе так же поднимает тему гуманизма и отношений человека и животного в экстремальных условиях.
Проблемы защиты окружающей среды часто поднимаются в современном документальном кино. Зрителю доступны яркие работы российских и зарубежных режиссеров, которые красноречиво рассказывают о жизни дикой природы в разных уголках планеты.
Приведем в пример лишь некоторые из них.
Картина «Несейка. Младшая дочь» знаменитого российского документалиста, работающего в том числе в жанре научпоп, Владимира Марина, рассказывает историю раненой самки моржа, которая пришла за помощью к людям и стала резидентом зоопарка Ижевска.
Другая история о моржах, прославившаяся на весь мир, – фильм Максима и Евгении Арбугаевых «Выход». Это атмосферная картина про исследователя Чукотки, который наблюдает сезонный выход моржей на сушу. В фильме ярко иллюстрируются последствия глобального потепления – таяние льдов не позволяет морским животным жить в соответствии со своими биоритмами, и это нарушение их жизненного цикла приводит к гибели большого количества моржей. Картина была номинирована на премию «Оскар» в прошлом году.
«Краткое пособие по воспитанию тюленей» – еще одна работа Владимира Марина про ластоногих и их спасителей. В Санкт-Петербурге, прямо на берегу Невы, появились детеныши балтийских нерп, некоторое время считавшихся вымершими. Главные герои – основатели «Центра спасения тюленей», супруги Вячеслав и Елена, которые, выходив и «вернув» в дикую природу сотню тюленей, однажды столкнулись с нежеланием одного из них уходить от людей. Таким образом морской зверь остался жить в петербургской семье.
Другая картина Марина – «Как приручить медведя» – продолжает тему взаимоотношения диких животных и людей. Случаев выхода белых медведей к людям становится все больше, но знания последних о северных хищниках по-прежнему не достаточно глубокие. И пока человек остается для животного источником либо угрозы, либо спасения.
Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК) оказывает содействие документалистам, проливающим свет на события, происходящие в нашей стране, в том числе в сфере защиты дикой природы. В рамках конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее» в 2022 году были сняты две картины – «Евдокимыч, или как лечить оленя» Елены Кабановой и Андрея Тимощенко, а также «Король бакланов» Дарьи Разумниковой. Первая повествует о деятельности ветеринара Алексея Евдокимовича, отправившегося на Крайний Север вакцинировать оленей от сибирской язвы, вторая – про мир диких птиц Байкала глазами маленького мальчика из семьи иркутских орнитологов.
По мнению Ольги Филоновой, ведущего продюсера ФПРК, фильмы о дикой природе занимают особое место на российских экранах, являясь «стабильным сегментом рынка для семейного просмотра».
«Зрелищные, яркие кадры жизни животных и мест их обитания для зрителя – это что-то недоступное, закрытое, иногда чарующее. Даже когда ты живешь на Камчатке, в краю медведей, на экране ты видишь своих соседей в совсем другом качестве – в фильме разворачивается полноценная жизнь этих зверей, социальное устройство их сообщества, характеры отдельных особей. Все как у людей. И такие фильмы имеют большое воздействие на человека, способны нести глубокие образовательные и воспитательные функции.
В ФПРК в 2022 году вышла документальная сказка о мальчике, который говорит на птичьем языке и спасает байкальских бакланов от отстрела. Короткий док был очень тепло встречен аудиторией, особенно детской, и полюбился фестивалям. Фильм стал той самой удачной формой разговора между учеными, авторами картины и зрителями, когда мастерски созданный визуальный мир несет важные послания, смыслы. Так проще всего рассказать о проблемах, острых вопросах и необходимости беречь природу», – резюмировала продюсер.
Зрителю небезынтересно также познакомиться с другими документальными кинолентами отечественных режиссеров, снятых за последние годы. Это «Нерка. Рыба красная» Владислава Гришина, «Медведи Камчатки» Игоря Соколова, «Приморье. Земля леопарда» Виктора Гундарева, «Панды. Сделано в Чэнду» Оксаны Бойчук и Витайлия Бузева, «Медведи Камчатки. Начало жизни» Дмитрия Шпиленка и многие другие.