MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Российский паркур, абхазские криптомайнеры и рэпер-рома: обзор дока Beat Film Festival-2024

Российский паркур, абхазские криптомайнеры и рэпер-рома: обзор дока Beat Film Festival-2024

фото: Анастасия Сотникова

Конкурсная программа «Док индустрия» завершилась в рамках Beat Film Festival, который проходил 6-16 июня в Москве. Фестиваль в этом году отметил свой 15-летний юбилей.

Сооснователь Beat Film Festival Алена Бочарова отметила, что проект создал вокруг себя не только сообщество зрителей, но и сообщество режиссеров и продюсеров документального кино, для которых фестиваль стал своего рода трамплином в индустрию, в профессию. «Для нас одна из самых важных функций фестиваля – служить домом, платформой для общения режиссеров и продюсеров документального кино», – подчеркнула Бочарова.

Программа российских фильмов «Док индустрия» выросла из Национального конкурса фестиваля. В этом году организаторы, опираясь на основные источники финансирования дока, выделили в программе три секции: авторский док, брендированный контент (фильмы, снятые при поддержке брендов) и док-проекты стриминговых платформ.

Программный директор фестиваля Наталья Пылаева отметила, что программа «Док индустрии» – это своего рода панорама того, что сейчас происходит в российской документалистике. А эта среда очень неоднородная. Отсюда и многообразие жанров и тем, представленных на фестивале. «Если говорить о тематической рамке, – рассказала программный директор, – мы стараемся оставаться верными духу Beat Film Festival и продолжаем следить за культурными сообществами, за людьми, которые их создают».

В программу «Док индустрии» вошло шесть авторских документалок, шесть фильмов, созданных при поддержке брендов, и два док-проекта стриминговых платформ.

Основной акцент отборщики сделали на том, чтобы ознакомить гостей фестиваля с разнообразными творческими сообществами в нашей стране: спортсменами (в том числе и участниками набирающих популярность кибертурниров), музыкантами, художниками и др. Сквозной для программы «Док индустрия» стала тема родины, семьи, традиций, верности своим корням.

Расскажем подробнее о каждой из работ.

фото: Анастасия Сотникова

Победителем программы «Док индустрия» стал фильм «4:30» Василия Овчинникова. Картина затрагивает тему спорта, но с не совсем традиционной стороны. Героем становится потерявший зрение пенсионер Илья, который ставит своей задачей не просто пробежать марафон, но и уложиться в определенное время – показать результат не менее 4 часов 30 минут. Отличительной чертой фильма стало то, что он был снят не на цифровую камеру, а на зернистую черно-белую пленку, что усиливает ощущение достоверности истории при просмотре картины.

Василий Овчинников рассказал, что раньше смотрел много доков, героями которых становились различные медийные персоны. Но однажды он осознал, что настоящие герои находятся и среди нас. Это осознание подтолкнуло режиссера снять фильм о подвиге обычного человека.

«Для меня как для документалиста самый главный вопрос, который я задаю себе: где найти правду? – признался Василий Овчинников. – Ее можно найти в эмоциях, в пространстве, в форме… И пока существует этот вопрос, нужно снимать док».

Картина «Улицы Олимпийского резерва» Дмитрия Квашнина, также посвященная спортивной тематике, рассказывает о непростом пути популяризации и продвижения в России таких видов уличного спорта, как BMX, паркур и скейтбординг. Напомним, что фильм снят при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России.

Дмитрий Квашнин отметил, что он и его команда давно были погружены в экстремальную культуру, и им очень хотелось познакомить с ней массового зрителя, показать, как это выглядит изнутри, и, может быть, помочь экстремальной культуре стать более привлекательной в глазах общественности, помочь ей развиться в России. И это в какой-то степени удалось. Фильм помог паркуру получить статус официального спорта в России – зарегистрировали Федерацию паркура РФ – и под эгидой этого фильма в Саратове проводятся фестивали с одноименным названием, а также строится первый в Саратове большой экстремальный парк.

Режиссер отметил, что самым сложным при работе над картиной было сохранять социальный аккумулятор, потому что героев было много, в фильме присутствовало несколько параллельных линий. Необходимо было выстроить весь материал в единый сюжет, раскрыв не только историю каждого вида спорта, но и личную историю каждого героя.

К теме современного искусства апеллирует поэтический док Николая Ладо «Сады всегда на следующий год». Это фильм-портрет, стремление раскрыть мировоззрение известного нижегородского художника Артема Филатова, признающегося в любви к своему родному краю.

Режиссер рассказал, что первый раз в жизни побывал в Нижнем Новгороде в составе большой экскурсии по знакомым художникам, которые показывали свои галереи. Одним из них был Артем Филатов. «Сначала я предложил ему снять интервью, где он рассказал о своем творчестве, о своем пути, – поделился Николай Ладо, – и постепенно родился фильм, который снимался несколько лет».

Фильм «Эхо: Соническое путешествие» Дани Кушнаревича и Тиграна Паравяна освещает одну из главных тем фестиваля – музыкальную. Герой фильма, он же, по совместительству, режиссер картины, Тигран Паравян, профессиональный музыкант, путешествует по экзотическим местам Армении в поисках лучшей акустики, чтобы добиться идеального звучания для своих песен. Он проводит свои саунд-эксперименты в таких контрастных локациях, как средневековые монастыри и заброшенные постройки советской эпохи.

Даня Кушнаревич рассказал, что его знакомство с соавтором и героем фильма Тиграном Паравяном началось с попыток снять для него клип восемь лет назад. И на протяжении всего этого времени герой находился в поиске локации с идеальной акустикой. Однако в этом году было решено довести проект до конца. В результате такого решения и родилось документальное роуд-муви «Эхо: Соническое путешествие».

«Док занимает особое место в кинематографе, – уверен Даня Кушнаревич. – Когда начинаешь смотреть док, то невозможно остановиться и выключить его, потому что документальное кино – настоящее, оно поглощает, затягивает. У дока большое будущее».

Свое развитие тема музыки получила в картине Gipsy Айсель Назарли – это биографический фильм-портрет рэпера цыганского происхождения Андро, содержащий экскурс в культуру, традиции и уклад жизни современных цыган. В фильме остро ставится вопрос, насколько важно придерживаться многовековых традиций сегодня, когда мир вокруг так сильно изменился и диктует другие правила и ценности.

Это режиссерский дебют Айсель Назарли, работавшей до этого продюсером. Съемки фильма длились три с половиной года. По словам режиссера, основными темами, на которых она фокусировалась при работе над картиной, были тема цыган, желание показать их традиции и жизненный уклад, и поиск ответа на вопрос: как оставаться свободным человеком и при этом чтить традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Тему родины продолжает картина «Край ночи» Андрея Натоцинского, рассказывающая о феномене криптомайнеров в Абхазии и о жизни в этой стране после распада Советского Союза и обретения страной независимости в результате гражданской войны. Фильм о том, что любовь к родине приобретает особый смысл, когда твоя страна переживает тяжелые времена.

Андрей Натоцинский отметил, что во время поездки в Абхазию страна поразила его каким-то «вневременным, застывшим состоянием». «И мне показалось удивительным, – подчеркнул режиссер, – что на фоне этого в Абхазии расцветает что-то высокотехнологичное, что-то совершенно иной природы, и что-то, что сеет конфликт в народе, – работа майнинговых ферм. Сначала это было интуитивное желание разобраться, что происходит, почему в стране такие перебои с электричеством. И потом я стал понимать, что материал охватывает более широкие вопросы».

Когда автор понял, что в фильме не хватает исторического контекста, он обратился в Красногорский архив. В фильме присутствует уникальная хроника, начиная с посещения в 1914 г. Абхазии братьями Пате до видео, снятых во время грузино-абхазского конфликта. Эти кадры еще больше обнажили контрасты между прошлой Абхазией и Абхазией настоящей.

В разделе брендированного контента программы «Док индустрия» зрителям были представлены шесть картин, созданных при поддержке известных компаний. Это фильмы «Точно не керамика» Игоря Шмелева и Киры Альтман (портрет создателей завода «Дымов керамика»), «Нешелковый путь» Петра Барабаки (об участии россиян в экстремальной многодневной велогонке в горах Кыргызстана), «Хозяюшки» Таира Полад-Заде (о людях, которые отвечают за кафетерии и зоны отдыха компании «Яндекс» и создают в ней почти домашнюю атмосферу), «Своды»: COLLAB 2023 Александра Санфирова (о ежегодной программе, позволяющей художникам на время стать резидентами мастерских), DE_DACHA Егора Иванова (взгляд изнутри на сообщество киберспортсменов и мир киберспортивных турниров) и «Охота за голосами» Мурада Ногмова (фильм об орнитологе-любителе, который записывает голоса перелетных птиц на своей малой родине, в ямальской тундре, и делится ими в сети).

фото: Анастасия Сотникова

В рамках док-проектов стриминговых платформ гости фестиваля увидели два фильма: «Давка-82. Тайная трагедия СССР» Михаила Райхельгауза, PREMIER (о трагедии, произошедшей на стадионе «Лужники», – о давке во время матча московского «Спартака» и нидерландского «Харлема») и «Дедлайн» Евгения Григорьева, KION (о том, что можно жить активной и полноценной жизнью и в “элегантном возрасте”).

Beat Film Festival – международный фестиваль документального кино о новой культуре, существующий с 2010 года в Москве. За это время смотр превратился в событие городского масштаба, которое знакомит зрителей с самым актуальным из мира музыки, современного искусства, медиа, уличной культуры, моды, спорта и новых технологий. В его программе – российские премьеры наиболее заметных фильмов-участников крупных мировых кинофестивалей, вечеринки и специальные мероприятия с режиссерами, музыкантами и другими представителями современной культуры.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять