Картина о счастье в Бутане станет фильмом открытия фестиваля «Докер»
С 5 по 15 сентября в московском киноцентре «Октябрь» при поддержке проекта КАРО.Арт в десятый раз пройдёт «Докер», передает пресс-служба фестиваля. Международный киносмотр примечателен тем что, демонстрирует самые выдающиеся, актуальные и заметные образцы авторского документального кинематографа.
За десять дней зрители увидят и обсудят вместе с авторами, психологами и журналистами 56 новых фильмов из 30 стран мира, большинство из которых будут показаны в России впервые. Фильмы этого года — призеры и участники престижных киносмотров 2023 и 2024 годов, среди которых: «Сандэнс», Hot Docs в Торонто, Visions du réel в Нионе, CPH:DOX в Копенгагене, Encounters в ЮАР, IDFA в Нидерландах и многие другие. Также в этом году на фестивале будет представлено рекордное за все годы количество мировых и международных премьер.
Лучшие фильмы «Докера 2024» также будут показаны в Санкт-Петербурге и Ярославле.
Фестиваль «Докер» состоит из двух основных конкурсных программ — полный и короткий метр, — по итогам которых международное жюри и зрители вручат призы в семи номинациях. Параллельно состоятся показы специальной секции о ментальном здоровье «Док Терапия», все сеансы которой пройдут с последующим разбором с психологами и психотерапевтами. Программа «Let IT dok!» впечатлит зрителей новым взглядом на информационные технологии и современный цифровой мир, а секция отечественного кино «Док Станция» представит 15 неординарных историй, снятых в самых разных регионах страны. По итогам зрительского голосования в этих двух программах будут выбраны победители. Программа «космического дока» Doker Space kids познакомит детей, подростков и их любознательных родителей с историями о нашей Вселенной, которая ближе, чем кажется.
По словам директора и продюсера фестиваля Ирины Шаталовой, «в 2024 году документалисты мира продолжают идти в глубину, находить объединяющие смыслы в обыденном, размышлять о глобальном будущем через частное «здесь и сейчас». Герои фестивальных лент из разных концов света от Африки до Арктики, от Азии до Центральной Америки смотрят правде в глаза, не боятся раскрыться перед всем миром, ищут и иногда находят ответы, принимают решения и ошибаются, страдают и живут полной жизнью, помогая нам и друг другу собрать паззлы сложной и красивой картины жизни землян на пороге второй четверти 21-го века».
Фестиваль откроется в Москве 5-го сентября российской премьерой громкого фестивального хита этого года «Агент счастья» — об измерении человеческого счастья в загадочном и малоизученном Бутане. В последние годы эта страна стала известна внешнему миру благодаря философии развития и абстрактной науке «Валового национального счастья», которая там появилась еще в 90-х. Счастливый индекс граждан измеряется исследователями счастья, которые ездят по стране, и на основе результатов составляются пятилетние планы развития. Главный герой фильма Амбер — один из таких агентов, опрашивающий людей, при этом сам остается безнадежным романтиком, естественно, мечтающим о собственном счастье. Лента неизбежно погрузит каждого зрителя, независимо от того, откуда он родом и каков его социальный статус, в глубокие размышления о том, что делает его по-настоящему счастливыми.
Авторы фильма Доротья Зурбо из Венгрии и Арун Бхаттараи из Бутана — давно сложившийся тандем документалистов, которые создают совместные режиссерские работы уже более 10 лет. Мировая премьера «Агента счастья» состоялась в конкурсе Сандэнса в 2024 году, после чего фильм был успешно представлен на десятках престижных мировых кинофестивалей, прямо сейчас картина выходит в широкий прокат в нескольких странах.
В главной конкурсной программе этого года — 12 сильнейших историй из Буркина-Фасо, Венгрии, Израиля, Италии, Канады, Китая, Мексики, Марокко, России, Сербии, Турции и Франции, которые будут показаны в нашей стране впервые.
Подробнее о фильмах основного конкурса рассказала программный директор фестиваля Настя Тарасова. По ее словам, Россия в основном конкурсе заявлена двумя фильмами, «что до сих пор являлось редкостью для «Докера»». Это мелодрама Елены Ласкари «Можно я не буду умирать?» — «глубокая и важная история про отношения, в которых мать и её неизлечимо больная дочь пытаются выстроить здоровые границы». Военная драма «Среди мертвых, среди живых» — мощное высказывание о текущей трагедии с бережным и вдумчивым повествованием свидетеля — вторая работа Алены Полуниной о событиях на Донбассе с 2015 года. Интервью с героями фильма — Анной Сорока и Даниилом Стяжкиным.
В фестивале участвуют две картины из Мексики. Монохромный чб-арт «Хостел» — «коллективная мозаика обитателей сюрреалистического пространства и совершенно противоположный ему антинуар в духе вестерна «Белая гвардия«, где солнце жаркими лучами освещает террор и насилие, которые творятся в мексиканских провинциях. Семейная сага с оттенками магии «Аль Джанат — исходный рай» из Буркина-Фасо вызовет у зрителя культурный шок, а китайская картина «Горько-сладкая баллада«, где жанр заложен уже в самом названии, поразит не меньше сценами из социальной жизни Пекина, где героиня в передаче эмоций даже ломает «четвертую стену», что совершенно нетипично для китайских авторов. Есть в конкурсе и интимная автобиография — это новый фильм израильского режиссера Ефима Грабого «Текстура лжи«. Имеется и блестящий фильм-портрет из Венгрии, безжалостный и жизнеутверждающий, под названием «Я не умру«. Италия представляет в конкурсе две прекрасные мелодрамы «Ромина» и «Молодость«. Турция предстает перед зрителем в образе парка развлечений в драме «Колесо обозрения«. А фильм из Марокко охвачен историческим экскурсом в 1950-е, «Мора всё еще здесь» проливает свет на трагическую историю, о которой все долго молчали», отметила программный директор смотра.
«Документалисты продолжают разбираться в сегодняшнем мировом хаосе, превращая реальность в киноискусство, до сих пор веря, что только при помощи него можно глубоко проанализировать происходящее с нами. Разные континенты представлены в палитре жанров», — резюмировала Тарасова.
Во второй по значимости программе фестиваля — конкурсе коротких метров — можно будет увидеть 15 лаконичных и выразительных работ из разных точек Земли. Через короткометражное кино с нами в этом году разговаривают о вечном, а именно об отношениях между людьми и о философии времени и пространства, нередко в последнем прибегая к экспериментальной форме, такие страны, как Нидерланды, Пакистан, Бразилия, Сирия, Иран, Бангладеш, Китай, Италия, ОАЭ, Франция, Россия, Испания, Чили, Молдавия. Примечательно, что мировые премьеры «Докеру» подтвердили режиссеры фильмов «Сладкие яблоки Кабула» из Ирана, «Мосты Улуна» из Китая и «Рапа» из Молдавии. Россию представляет фильм «Минеральные сны» Тимофея Зуброва-Андреева, который примет участие в фестивале уже во второй раз.
Единственная на всём мировом фестивальном пространстве конкурсная программа документальных кинокартин об информационных технологиях «Let IT dok!» была учреждена в 2016 году совместно с командой ЛАНИТ. В этом году в программе собраны пять ярких и оригинальных IT-фильмов, фокусирующихся на переменах, происходящих в жизни благодаря развитию информационных технологий, и способах к ним адаптироваться. В ИТ-программе 2024 года состоятся российские премьеры новаторской полиэкранной ленты о повседневной жизни китайцев «Это жизнь», итальянского диджитал-квеста о коллекционере исторических карт «В поисках незнакомца» и канадского док-триллера о судьбе загадочного цифрового изобретателя «Сатоши: таинственное исчезновение создателя биткоина». Россию в программе представляют сразу две громкие ленты: «Народный герой» Владимира Головнева о том, как новые технологии меняют жизнь коренных народов России и «Мой друг Сега» Артёма Гряника о трагической, но мотивирующей истории блогера-миллионника Сергея Кутового.
В секции о ментальном здоровье «Док Терапия» будут продемонстрированы четыре работы, премьеры которых пройдут с последующим разбором с профессиональными психологами и психотерапевтами. Главная цель данной программы — через документальное кино и реальные истории героев привлечь внимание зрителя к ментальным проблемам человека, причинам их возникновения и помочь найти пути их лечения. Кураторы программы предлагают обратить внимание на хрупкость нашей психики и призывают заботиться о ней также тщательно, как мы заботимся о своем теле.
Картины из «психотерапевтической» секции позволят зрителям глубоко порассуждать на тему душевного здоровья. В этом году на первый план выйдут такие темы, как: принятие себя, проживание травмирующего опыта, телесная терапия. В программе состоится мировая премьера тонкой мексиканской драмы «Амазонки» о женщине, пережившей рак груди и теперь ведущей невидимую борьбу с невежеством, мачизмом и социальными табу, которые существуют в культуре в отношении женского тела. Еще один фильм из Мексики «Женщина из долины звезд и гор» поведает непростую историю коренной жительницы Мексики, которая была найдена правозащитной организацией в психиатрической больнице Канзаса в США. Швейцарская лента «Эко: отчаянный путь» затронет тему ментального состояния пар, которые проходят через долгий путь неудачных попыток завести детей и продолжают втайне надеяться на чудо. Россия в программе будет представлена мировой премьерой ленты Олеси Корепановой «Некаквсе», героини которой — молодые девушки с алопецией, которые пытаются «подружиться» со своей особенностью.
Отечественная «Док Станция» наполнена 15-ю разнообразными, как сама наша страна, историями. Следует отметить, что 11 из них пройдут на Докере с пылу с жару, как мировые премьеры. Обращает на себя внимание пестрота тем и идей. «Амба» Валерия Ускова о нанайском рыбаке и его проблемах. Режиссер Николай Бем представит фильм «Благословите Андрея!» о молодом старообрядце, который переезжает из Аляски в Россию. Историю «Любовь во время чумы» про актрису Ирину Терешенкову и удивительные повороты в ее жизни покажет режиссер Мария Педько. Аллегорию о роли искусства в жизни человека отразит в своем новом фильме «На стыке жанров» опытный режиссер Юлия Миронова. Социальная драма Евгении Дудниковой «Недоноски» повествует о борьбе с законодательством врачей и родителей. Очень самобытная по атмосфере картина Владимира Попова «Розовый город» о месте, которое никто не замечает. «Последний материк» Василисы Юренковой и Григория Ярошенко вполне можно назвать блокбастером о мужской самоидентификации. Есть в программе совершенно легкое и умное кино от режиссера Лидии Филлиповой «Требуется хороший человек в парикмахерскую» и безмолвное исследование ностальгии под названием «Я вспоминаю» студента ВГИКа Владислава Зайцева, а так же интересная интимная кинематографическая рекурсия о запутанных отношениях «Циклы семейной жизни» Нины Воловой. О феномене якутского кино можно будет порассуждать при помощи автобиографии «Якутия — между мирами» Владимира Кочаряна. Новая картина Татьяны Соболевой «Против ветра», только что получившая Приз за лучшую режиссеру на Горький fest в Нижнем Новгороде, пронзит зрителя своей вдумчивостью и трагической актуальностью.
И финальная секция «Doker Kids» в этом году приобрела «космический масштаб», поскольку представит сразу три ленты об исследовании Космоса для детей старше 12-ти лет и их родителей.
О ПРИЗАХ И ЖЮРИ
Фильмы «Докера» будут соревноваться в следующих номинациях: «Лучший фильм» (гран при), «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа», «Лучший монтаж», «Лучший звук», «Лучший короткометражный фильм», «Лучший айти-фильм из программы «Let IT dok!»», «Лучший фильм программы «Док Станция»». Также будет вручен Приз зрительских симпатий.
Члены жюри:
Мартин Мхандо (Танзания) — известный танзанийский режиссер, профессор кино и кинокритик. Более пятнадцати лет возглавлял Международный кинофестиваль в Занзибаре ZIFF, является многолетним со-редактором главного журнала об Африканском кино (Journal of African Cinemas), издаваемого в издательстве «Intellect». Получил докторскую степень, преподавал в разных странах мира. Его область исследования включает в себя киноискусство, критическую журналистику, теорию документального кино, практику производства фильмов, африканское кино, общественные медиа и историю мирового кино. Также является режиссером отмеченных наградами игровых и документальных картин. Его лента «Maangamizi» стала первым танзанийским фильмом, выдвинутым на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В 2006 году был удостоен Премии Зезе в знак признания его вклада в искусство Танзании, в 2012 году — Национальной Премии за выдающиеся достижения.
Алишер Хамидходжаев (Россия) — оператор документального и игрового кино, работал с Сергеем Дворцевым, Николаем Хомерики, Валерией Гай Германикой, Алексеем Германом-мл., Дмитрием Мамулией, Василием Сигаревым, Ильей Хржановским, Борисом Хлебниковым и многими другими авторами. Лауреат венецианской «Золотой Озеллы», российской «Ники» и множества престижных мировых кинофестивалей, неоднократно отмечался как лучший кинооператор Гильдией российских кинокритиков.
Лилиана Кавасэ (Бразилия, Португалия) — продюсер в документальном и игровом кино, соучредитель независимой кинокомпании Titanio Films. Родилась в Сальвадоре, выросла в Рио-де-Жанейро, подолгу жила в Сан-Паулу, Брюсселе и Нью-Йорке. Занимается продюсированием крупных международных проектов. Также является куратором кинопрограмм на бразильском кинофестивале в Майами.
Арун Бхаттараи (Бутан) — режиссер, оператор и продюсер, лауреат множества кинофестивалей. В 2015 году основал собственную кинокомпанию Sound Pictures, специализирующуюся на создании авторского неигрового кино. Мировая премьера его последнего фильма «Агент счастья» состоялась в конкурсной программе кинофестиваля Сандэнс в 2024 году.
Лена Карбе (Германия) — режиссер, продюсер и сценарист, основатель продюсерской компании KARBE FILM, которая сфокусирована на создании документальных фильмов для международной аудитории, чаще всего фильмы компании затрагивают темы иммиграции и поиска идентичности. Как режиссер и продюсер Лена много снимала в Китае и Африке. Ее документальный короткометражный фильм «Китайская мечта» был показан более чем на 30 международных фестивалях по всему миру. Её полнометражная лента «Чёрные мамбы» стала лауреатом и участником самых престижных мировых фестивалей документального кино, таких как: CPH:DOX, IDFA, кинофестивали в Гвадалахаре, Рио де жанейро, Сеуле, Загребе, Сиднее и многие другие. В настоящее время Лена готовится к съёмкам своего первого игрового фильма, спортивной драмы о художественной гимнастике.
Алина Герман (Россия) — кинокритик, обозреватель, автор проекта «Улица балабанова», ведущая авторской программы «Кино про тебя» на Серебряном Дожде, художник и музыкант. Читает лекции о российском и зарубежном кинематографе, модерирует премьерные показы.
PUBLIC TALKS
Параллельно с кинопоказами совместно с Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) будут организованы профессиональные дискуссии с акцентом на драматургии в неигровом кино. В качестве спикеров выступят режиссеры, сценаристы, кинокритики Михаил Местецкий, Всеволод Коршунов, Татьяна Соболева, зарубежные эксперты Мартин Мхандо и Лена Карбе, и многие другие.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ ФИЛЬМОВ ФЕСТИВАЛЯ В МОСКВЕ:
Киноцентр «Октябрь»
Дата | Время | Зал | Фильм |
5 сентября, четверг | 19:30 | 1 | ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ Агент счастья |
6 сентября, пятница | 18:00 | 8 | Основной конкурс Колесо обозрения |
18:30 | 9 | Док станция Благословите Андрея |
|
20:10 | 8 | Док станция Против ветра |
|
21:00 | 9 | Let IT dok! Сатоши: таинственное исчезновение создателя биткойна |
|
7 сентября, суббота | 12:00 | 8 | Образовательная программа |
14:00 | 8 | Doker Space Kids Мама, я в космос!Космический эффект |
|
16:20 | 8 | DOKerShorts #1 Черный дождь в моих глазах, Сладкие яблоки Кабула, Сын, Гудящее лето |
|
17:00 | 9 | Let IT dok! Это жизнь |
|
18:00 | 8 | Основной конкурс Можно я не буду умирать? |
|
19:20 | 9 | Док терапия Амазонки |
|
20:30 | 8 | Основной конкурс Белая гвардия |
|
8 сентября, воскресенье | 13:00 | 8 | Образовательная программа |
15:00 | 8 | DOKerShorts #2 Латика, Столяр, Тишина на озере |
|
15:30 | 9 | Док станция Любовь во время чумы |
|
16:20 | 8 | Основной конкурс Текстура лжи |
|
17:30 | 9 | Let IT dok! В поисках незнакомца |
|
19:00 | 8 | Основной конкурс Среди мёртвых, среди живых |
|
20:00 | 9 | Док терапия Женщина из долины звёзд и гор |
|
9 сентября, понедельник | 18:00 | 8 | Док станция На стыке жанров |
20:20 | 8 | Основной конкурс Мора всё еще здесь |
|
10 сентября, вторник | 18:00 | 8 | Основной конкурс Молодость |
19:00 | 9 | Док терапия ЭКО: отчаянный путь |
|
20:20 | 8 | Док станция Последний материк |
|
11 сентября, среда | 18:00 | 8 | Док Станция Белая лошадка, смерть статиста, Я вспоминаю, Розовый город |
20:20 | 8 | Основной конкурс Аль Джанат – исходный рай |
|
12 сетября, четверг | 18:00 | 8 | Док станция Амба, Свой среди детей, Требуется хороший человек в парикмахерскую, Перевозчик |
19:30 | 9 | Док Станция Недоноски |
|
20:30 | 8 | Основной конкурс Хостел |
|
13 сентября, пятница | 18:00 | 8 | DokerShorts #3 Золотая клетка, Овцы, свадьба и контрабанда, Дело не в кетчупе, Предыстория |
18:30 | 9 | Док станция Циклы семейной жизни |
|
19:20 | 8 | Основной конкурс Ромина |
|
21:00 | 9 | Let IT dok! Народный герой |
|
14 сентября, суббота | 12:00 | 8 | DokerShorts #4 Мосты Улуна, Рапа, Затишье после бури, Минеральные сны |
14:30 | 8 | Образовательная программа | |
16:00 | 8 | Основной конкурс Текстура лжи |
|
16:00 | 8 | Основной конкурс Горько-сладкая баллада |
|
17:00 | 9 | Let IT dok! Мой друг Сега |
|
18:50 | 8 | Основной конкурс Я не умру |
|
20:00 | 9 | Док терапия Некаквсе |
|
21:20 | 8 | Док станция Якутия – между мирами |
|
15 сентября, воскресенье | 15:40 | 8 | Doker Space Kids Дети звёзд |
17:00 | 8 | Дискуссия о драматургии в документальном кино | |
19:00 | 1 | ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ Территория привязанности |
О ФЕСТИВАЛЕ ДОКЕР
«Докер» вырос из одноименного проекта показов авторского неигрового кино с целью исследования и демонстрации в России всевозможных жанров и форм мирового документального кинематографа как отдельного направления киноискусства. Фестиваль акцентируется на независимой авторской мировой кинодокументалистике — от поэтического киноповествования до социальных блокбастеров, от кинохроники до мокьюментари, от артхауса до научно-популярного кино, от классики до экспериментальных и нестандартных форм.
Среди фильмов, которые в разные годы открыл для России «Докер»: «Полет над Россией» («Россия с неба»), «Нерка. Рабы красная», «Город кошек», «Медведи Камчатки. Начало жизни», «За пределом», «Женщина в плену», «Красивые вещи», «Хозяин оленей» и другие.
Как отмечают гости и организаторы фестиваля, аналогов «Докеру» в нашей стране нет — это единственный международный конкурсный фестиваль в России, специализирующийся исключительно на авторском документальном кинематографе, но без каких-либо тематических, эстетических, языковых, географических и любых других ограничений. «Докер» уникален еще и тем, что единственный отмечает призами отдельные профессии создателей документальных фильмов. В России документальное кино редко можно увидеть в прокате, поэтому «Докер» является некой альтернативой, которая несет важную культурную, просветительскую и образовательную функции, а также наследует традиции старейших авторитетных фестивалей мира, таких как IDFA в Амстердаме, Encounters в Кейптауне, DOK Leipzig в Лейпциге, Cinema du Reel в Париже, Фестиваль документального кино в Гуанчжоу и других.
Один из главных принципов фестиваля «Докер» — кино важнее документа. Каким бы ни был стиль и жанр фильма, в нем должны работать законы драматургии. Операторская работа, монтаж, звук — такие же неотъемлемые компоненты, как и в постановочном кино.
За 10 лет своего существования Международный кинофестиваль «Докер» посетило более 60 тыс. зрителей. Было показано более 400 лучших документальных картин последних лет из разных концов света. Фестиваль посетило более 300 гостей со всего мира: это режиссеры конкурсных фильмов, члены жюри, эксперты индустрии.
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и ведущей в России и СНГ многопрофильной группы ИТ-компаний «ЛАНИТ». Стратегический партнер фестиваля — программа «КАРО.Арт». Партнеры деловой площадки — Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК).