MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Современный док и Россия будущего: обзор победителей конкурса ФПРК

Современный док и Россия будущего: обзор победителей конкурса ФПРК

фото презентации проекта «Пять дней в глубинке», предоставлено ФПРК

В конце августа Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК) при содействии кинофестиваля «Докер» запустил месячный практикум по драматургии документального кино, в рамках которого, помимо публичных мастер-классов и панельной дискуссии, проходят индивидуальные встречи-разборы сценарных заявок победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее»2024

По данным дирекции, участие в конкурсе 2024 года приняло 284 работы от авторов из 60 регионов РФ. Уже третий год подряд, с момента своего учреждения в 2022 году, Фонд в рамках конкурса поддерживает 10 киноальманахов и 50 документальных фильмов, иллюстрирующих жизнь современной России. Многие картины живут активной фестивальной жизнью, некоторые из них вышли в кинотеатральный прокат: «Тонкой нитью» Софьи Горленко, «Книга степей» Михаила Мерзликина, «Наука побеждать» Валерия Тимощенко, а также док «Евсеев. Признание ценою в жизнь» Андрея Огородникова. В онлайн-кинотеатре Okko доступен альманах «Тонкой нитью», а на Premier – альманах «Действуй» Дарьи Артюшковой, короткометражки «Архангельск – Северный креативный путь» Алексея Головкова, «Балалайка 2.0» Владимира Бучинского и Руслана Махмуд-Ахунова, «Трогательные технологии» Валентины Коровниковой, «Перейти Байкал» Анастасии Емельяновой.

С каталогом победителей 2022 года можно ознакомиться на сайте организации.

В этом году победителями конкурса стали авторы из более чем 25-ти регионов России. В списках лидеров по количеству поддержанных проектов оказались Свердловская и Иркутская области, Краснодарский край, Республика Саха и Пермский край.

Вкратце расскажем о самых ярких проектах-победителях.

О знаковых российских местах и их значении для страны будет рассказано в фильме Валерия Тимощенко «Терек – река дружбы», посвященном знаменитой реке, протекающей на Северном Кавказе. Съемки запланированы в пяти регионах: Северной Осетии, Чечне, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Герои – простые жители этих мест – осетинский пастух в коше на Главном Кавказском хребте, ниже по течению – старый бакенщик, шкипер речной баржи, лесоруб в верховьях рек, стекающих с четырехтысячников Чечни, терские казаки Ставрополья и аграханский дагестанец-рыбак.

«Пять дней в глубинке» Софии Горленко перенесет зрителя в европейскую часть страны и познакомит с жителями древних русских городов – иконописцами, художниками, звонарями, резчиками по дереву и рожечниками из Суздаля, Городца, Холуя, Юрьевца и Нерехты. Они откроют мир искусства и традиционного образа жизни русского народа. 

Продолжится путешествие по нашей стране и знакомство с культурой и бытом представителей ее народов с фильмом Ольги Арлаускас «Послушай». В четырех эпизодах из четырех разных регионов зритель проследит, как появляется современная этническая музыка, от зарождения идеи до финального трека. Вместе с экспертами-этнографами авторы альманаха обсудят, можно ли найти баланс между аутентичностью и современностью. В проекте примут участие представители разных этнических групп и музыкальных стилей.

фото из презентации проекта «Последний мамонт», предоставлено ФПРК

Альманах Андрея Тимощенко «Последний мамонт» посвящен малочисленному народу Севера – долганам. Как и сотни лет назад, их быт напрямую зависит от оленеводства, промысла рыбы, и следования традициям. Однако их привычный мир постепенно разрушается под воздействием внешних факторов – долганы столкнулись с проблемой вымирания оленей. Главными героями выступят оленевод, рыбак, врач и резчик по кости. Вместе с ними зритель погрузится в самобытный и загадочный мир Крайнего Севера.

Мало кому известно, что Челябинск – это не только суровый город с многочисленными заводами, но и культурная столица Южного Урала. В городе много театров и каждый – для своего зрителя. Новеллы о знаменитых театрах и их режиссерах познакомят аудиторию с другой стороной города – в альманахе целого коллектива авторов из челябинской области, — Натальи Бабкиной, Елизаветы Березняк, Алисы Соколовой и Софьи Лисин «Театры Челябинска».

Картина «Ковчег» Андрея Лебедева поведает удивительную историю, так же не известную широкому зрителю: шести христианских семей, переехавших в регионы России из США, Германии, Австралии, Канады, Швейцарии, Франции. Таким образом они решили защитить своих детей от тлетворного влияния светских традиций современного Западного мира. Путь беженцев-христиан в России полон испытаний, но также – удивительных встреч с добрыми людьми. Зритель узнает, прошла ли испытание их вера в Россию, что наша страна изменила в каждом из них и как они сами меняют жизнь в российских регионах.

Одну из многочисленных страниц истории нашей страны прочтет Алексей Федорченко в картине «Мозаика Ленинграда», посвященной творчеству художника Владимира Александровича Фролова, лучшего мозаичиста России и СССР. Он украшал храмы Москвы и Санкт-Петербурга, вокзалы и административные здания, павильоны ВДНХ и мавзолей Ленина. Накануне Великой Отечественной войны мастерская профессора Академии Художеств Фролова получила заказ на изготовление четырнадцати плафонов по эскизам Александра Дейнеки для станции метро «Павелецкая». При их создании Фролов применил уникальную технику обратной мозаики, когда смальта выкладывается лицевой стороной вниз, и изображение получается обратным, зеркальным. Мир блокадного Ленинграда тоже разбит на своего рода кусочки смальты – с оттенками жизни и смерти. Этот мир будет показан через условное – мозаичное – изображение, которое оживет, трансформируется в кукольную анимацию. 

На военную тему будут сняты картины «Комбат» Дарьи Иванковой и «Я не вернулся с войны» Алексея Лагерева. Первая работа будет посвящена офицеру, прошедшему Чеченскую войну, вторая – СВО. 

В фокусе внимания 50 короткометражных фильмов – истории о военном-танцоре, якутском режиссере-самоучке, исследователях дикой природы, основателе питомника для волков, семье с 14 детьми, волонтёрах-поисковиках, якутских шаманах, томпонских эвенах и удэгейцах и многих других наших соотечественниках. 

Конкурсанты также поднимают проблемы адаптации заключенных, отбывших наказание, к социальной жизни, включая женщин, ставших жертвами домашнего насилия. Авторы вынесут на обсуждение вопросы вовлечения людей со специальными потребностями в «нормальную» жизнь, сохранения культурного наследия, донорстве костного мозга, представят методы работы героев их фильмов с «трудными» подростками и т.д. 

фото презентации проекта «Пять дней в глубинке», предоставлено ФПРК

Заявки, поданные на конкурс, оценивали заслуженные эксперты российского документального кино – режиссеры, киноведы, продюсеры, отборщики престижных российских кинофестивалей, деятели культуры и т.д.

Представители экспертной группы поделились своими впечатлениями от работ конкурсантов.

Евгений Григорьев, режиссер, сценарист, продюсер, директор по развитию АО «Свердловская киностудия»:

«Мои коллеги по экспертному совету отмечают, что качество творческих документов по сравнению с прошлогодним конкурсом выросло. Надо сказать, что в целом у нас в индустрии качество творческих документов – режиссерской экспликации и расширенного синопсиса – печально низкое. Презентации мы уже научились делать, а что такое экспликация, расширенный синопсис, конфликт, драматический вопрос и так далее, не осознаем.   

К сожалению, много было пустых историй, описательных, из которых непонятно, куда и как двигаться, но было и несколько отличных заявок. Все отобранные проекты были практически единодушно поддержаны членами экспертного совета».

Павел Печёнкин, режиссер, продюсер, основатель и президент фестиваля «Флаэртиана», Заслуженный работник культуры РФ:

«Познакомиться с проектами моих коллег из регионов было не только интересно, но и познавательно. Очевидно, что лучшие проекты возникают в тех городах, где есть традиция, которые уже сегодня можно назвать региональными центрами документального кино. Это Екатеринбург, Пермь, Краснодар, Ростов, Иркутск, Красноярск. Но благодаря ФПРК стали появляться новые точки роста, что даёт право надеяться на то, что документальное кино, как одна из форм самоидентификации общества, имеет сейчас возможность развития по всей России. А это неизбежно привлечёт к консолидации здоровых сил в обществе на основе обновлённого, более глубокого понимания патриотизма и любви к Родине».

Андрей Осипов, режиссер, Заслуженный деятель искусств РФ, руководитель мастерской режиссуры неигрового фильма ВГИК им. С.А. Герасимова:

«Конкурс замыслов фильмов “Россия – взгляд в будущее” ФПРК – прекрасный, важный, нужный и интереснейший проект, который подробно раскрывает панораму удивительной, разной и неповторимой жизни нашего Отечества. Уникальные герои, обширнейшая география, ландшафты, территории, прошлое России, ее героические и трагические вехи, пристальное погружение авторов в неизвестные страницы судьбы страны, раскрытие сегодняшней созидательной жизни людей и регионов, осмысление пройденного исторического пути, напоминание всем нам о самых важных, сущностных ценностях жизни – все это в полной мере отражено в глубоких, интересных и содержательных проектах. 

Десятки регионов и студий, продюсеров, авторов, режиссеров представили профессионально все необходимые документы и составляющие конкурса – заявки, синопсисы, экспликации, – которые дают понимание творческого потенциала и художественной реализации замыслов по всем компонентам кинематографического языка. Безусловно, будущие фильмы откроют зрителям новые интересные имена, а весь конкурс будет способствовать продвижению и популяризации в регионах уникального явления – отечественного документального кино».

Мария Готлиб, продюсер проекта «Страна.Doc», отборщик конкурсных программ фестиваля «Послание к человеку», отборщик программы фестиваля «Одна шестая»:

«С одной стороны, мы увидели в этом году большое количество интересных, сильных, актуальных и качественно оформленных заявок, у экспертного совета был действительно сложный выбор. С другой – было ощущение, что кинематографисты далеко не из всех регионов, где могут быть сильные команды, представили свои проекты. Могу предположить, что это не из-за отсутствия идей или желания, но из-за недостатка толковых продюсеров, способных внимательно подготовить документацию, отшлифовать задумку и представить ее на суд жюри. Хочется надеяться, что в недалеком будущем ситуация будет улучшаться, и мы увидим много хороших фильмов, снятых талантливыми авторами из разных уголков нашей страны».

Юлия Киселёва, режиссер и продюсер документального и научного кино, сооснователь и художественный руководитель проекта «Лаборатория научного кино 2.0»:

«Было интересно прочитать заявки и получить представление о том, чем живут режиссеры (в основном молодые) в регионах. В целом, мне показалось, сильным был примерно каждый седьмой проект. Были проекты – абсолютные лидеры – качественно проработанные на всех уровнях, от сценарного до продюсерского. 

Так как я организовываю различные образовательные проекты, то отдельно отмечала для себя, чего не хватает заявителям, на что нужно делать акцент в кинообразовании. Очень не хватало актуальности: почему-то боятся авторы поднимать острые темы. Было много заявок, говоривших о том, что режиссеры не знают, что такое режиссерская экспликация, и часто вместо нее встречались те же синопсисы, но написанные другими словами, или режиссерская мотивация. Вообще было мало авторского кино, с ярко выраженным режиссёрским взглядом и интересными ходами. И практически не было научных картин, а те, что были, оказались довольно слабыми в проработке именно научной составляющей. 

У жюри почти не было споров, большинство проектов мы выбрали легко и почти единогласно». 

Юлия Бобкова, режиссёр и сценарист документального кино, победитель международного конкурса 45- ого ММКФ, обладатель премии кинокритиков «Белый слон», участник и призёр международных кинофестивалей:

«Конкурс удивил и вдохновил меня разнообразием тем и героев, которые живут в разных регионах нашей страны. Мне было интересно открывать для себя новые имена. Уже на этапе чтения проекта будущего фильма можно почувствовать, насколько сильно тема важна для автора, насколько он сочувствует своему герою и насколько глубоко проведено предварительное исследование. Я старалась выбирать сердцем и отдавала голос проектам, которые показались мне наиболее искренними и при этом были интересно решены с точки зрения эстетики и концепции».

Нина Кочеляева, ведущий научный сотрудник, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК им. С.А. Герасимова, кандидат исторических наук:

«Конкурс этого года, с одной стороны, отличается большим количеством поданных заявок и большим разнообразием регионов, принимавших участие в нем. С другой стороны, многие заявки были подготовлены торопливо и часто небрежно, что снижало впечатление от их прочтения. Очень много было повторяющихся тем и сюжетов, во многом это касается проектов, в которых заявлено исследование прошлого нашей страны. Но были и интересные, уникальные проекты, особенно касающиеся социальных вопросов или проблем, связанных с формированием инклюзивного общества, созданием равных возможностей для всех. Очень надеюсь, что поддержанные экспертами проекты порадуют нас новыми качественными фильмами».

Впереди у авторов долгий путь по подготовке к съёмкам, доработке сценариев, самим съемкам и монтажу. Готовые работы увидят свет в следующем году.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять