Фестивали дока: от девяностых к современности
Фестивали документального кино – совершенно отдельное направление в российском, да и мировом фестивальном движении. С одной стороны, на любом крупном кинофестивале всегда есть отдельная конкурсная программа для документальных фильмов, но в 90-е годы стало возникать все больше и больше фестивалей, которые специализировались исключительно на документалистике.
Связано это было с несколькими причинами. Во-первых, художественное кино от государственного финансирования постепенно перемещалось в частный сектор и за счет этого становилось, с одной стороны, менее зрелищным, но в тенденции привлекать массового зрителя порой скатывалось в откровенную чернуху. Это приводило и к развитию авторского художественного кинематографа, но говорить о тотальном массовом интересе к нему было, однако, преждевременно. И это автоматически раскрывало двери перед документалистикой.
Документальный кинематограф не требовал больших бюджетов, но предоставлял кинематографистам куда более широкий выбор тем, в том числе и острых, злободневных, дискуссионных. Именно на общественную дискуссию в художественном пространстве, где порой со зрителем говорят не на языке метафор, а посредством прямого высказывания, и существовал потребительский спрос. А где спрос, там и предложение.
Неудивительно, кстати, что один из ярких фестивалей документального кино рубежа 80-х и 90-х – «Послание к человеку» – произрастает именно из философской среды. Идея этого фестиваля возникает в 1988 году в рамках кружка философа Георгия Щедровицкого – знаменитый советский аналитик, «отец праксеологии», человек, научивший в игровой форме моделировать сложные управленческие и организационные процессы, он сплотил вокруг себя множество ярких личностей, которые ждали возможности трансляции собственных идей в культурном поле. Хотя сам Щедровицкий порой позволял себе довольно острые высказывания на тему того, что творческая деятельность вовсе не является деятельностью в полном смысле этого слова. В итоге документалист Михаил Литвяков создал фестиваль, на котором фактически была провозглашена художественная ценность и полноценная творческая самостоятельность документального кино. Просмотры фильмов сопровождали обязательные обсуждения – ценность рефлексии всегда выводилась последователями Щедровицкого на первый план.
Неудивительно, что за годы своего существования фестиваль стал яркой и важной дискуссионной площадкой, не только для кинематографистов, но и писателей, философов, популяризаторов науки. Впоследствии у фестиваля даже появилась внеконкурсная программа игрового кинематографа, но обсуждение новых тенденций в документальном кино, а главное – поиск решения тех проблем, которые рассматривает документалистика, – стало ключевым кредо фестиваля, практикующим, прежде всего, рефлексивный, сознательный, деятельностный просмотр. Так, например, на одном из смотров с собственным мастер-классом, а по сути, философской лекцией, выступил Вернер Херцог, который давно уже действует не только как кинематографист, но и острый социальный исследователь и философ, работающий со сложными и неоднозначными проблемами и задачами.
Еще один яркий фестиваль-премия – это учрежденная в 1999 году Союзом кинематографистов России и Гильдией неигрового кино и телевидения премия «Лавр» и национальный конкурс «Лавровая ветвь». Мероприятие также сопровождалось полноценным фестивалем документального кино. Сперва в число учредителей премии вошло 12 студий, специализирующихся на документальном кино, а жюри и поныне составляют ключевые специалисты, работающие в документалистике, – как режиссеры, так и продюсеры.
Важно подчеркнуть, что «Лавр» рассматривает в своем конкурсе не только собственно кино, но и телевизионную документалистику. У этого жанра, конечно, свой художественный язык, свои приемы и свои особенности, но он вполне оформился как полноценный современный творческий формат и порой находит свой путь к зрителю куда быстрее традиционной документалистики.
Документальное кино занимает важнейшее место в программе Московского международного кинофестиваля. Отдельная конкурсная программа для документальных фильмов здесь подчеркивает именно силу высказывания, оригинальность режиссерского мышления – вот что в первую очередь ценит в доке ММКФ. Здесь не так гонятся за актуальностью темы, куда ценнее авторская манера режиссера и выстраивание им собственного художественного повествования. Может быть, именно поэтому документальная программа ММКФ самая доступная для неискушенного зрителя и именно с нее и можно начинать неофиту знакомиться с современной актуальной кинодокументалистикой.
Кроме того, очень часто документальное фестивальное движение получает сильную региональную поддержку: именно в регионах зарождается новый, яркий, нестандартный кинематограф. Неудивительно, что именно региональные фестивали иногда перерастают в целые авторские движения с собственной философией, своеобразные творческие школы, интерес к которым с каждым годом становится все выше.
В качестве яркого примера такого фестиваля можно привести «Флаэртиану», ежегодно проводимую в Перми. Созданный режиссером Павлом Печенкиным (он остается бессменным организатором и руководителем смотра и по сей день), это мероприятие не просто показывает новинки документального кинематографа, но фактически формирует новый творческий курс и популяризует определённый кинематографический язык. На конкурс фильмов принимаются картины, объединенные общей эстетической концепцией Роберта Флаэрти, создателя легендарного «Нанука с Севера». Напомним, что фильм в свое время оказал мощное воздействие не только на документальный, но и мировой кинематограф, и продемонстрировал, как наблюдение за жизнью, казалось бы, простых людей, может погрузить зрителя в совершенно новый, невероятно интересный и многогранный мир.
Со временем «Флаэртиана» превратилась фактически в международное творческое движение, многие фильмы-участники которого в дальнейшем получили выход в широкий кинотеатральный прокат, то есть – нашли прямой путь к сердцу зрителя. Таким образом смотр активно работает на популяризацию документального кино и расширение интереса к нему – в первую очередь, на региональном кинорынке.
Яркой точкой регионального притяжения стал фестиваль «Россия», в котором есть и государственное участие, так что фестиваль позиционирует себя в том числе и как государственный, а не только подчеркивает свое региональное значение. Долгое время проект является своеобразным итоговым смотром ведущих картин в сфере документалистики, а комиссия по неигровому кино Союза кинематографистов России принимает прямое (и живейшее) участие в отборе работ на фестиваль.
Долгие годы бессменным идеологом и председателем отборочной комиссии фестиваля был кинокритик и педагог Андрей Шемякин, и в этом году на новой площадке мероприятия, открытой в Нижнем Тагиле, пройдет ретроспектива картин в память о нем. Ну и неудивительно, что именно на «России» демонстрируются особенно яркие работы, зачастую предназначенные для самого широкого зрителя: например, в нынешнем году фильмом открытия фестиваля станет картина Михаила Щедринского «Роман Костомаров: рожденный дважды». Ее герой – олимпийский чемпион, любимец болельщиков всего мира, который пережил внезапную и страшную болезнь, лишился ног и рук, но не сдался и вернулся к активной жизни. Фактически перед нами – история победы человеческого духа в одной из самых страшных схваток, история истинного современного героя, пример которого призван вдохновить каждого из нас.
Часто в рамках тематических кинофорумов открываются отдельные документальные программы – это уже явление 2000-х годов, когда дискуссионных кинематографических площадок становится все больше и больше, а кино начинает активно выходить к массовому зрителю, в том числе документальное. Жанровые фестивали, которые ставят своей целью точность высказывания и выбирают ключевую тематику для работы, – отдельное направление, активно развивавшееся в конце 90-х и продолжающее расширяться сегодня.
Например, ярким явлением является международный кинофорум «Золотой витязь», который вырос из фестиваля духовного авторского кино. Сегодня программа киносмотра содержит не только фильмы на духовные и религиозные, но и на исторические темы: отслеживается связь истории и культуры, и демонстрируется, как современным киноязыком можно поднимать и разъяснять проблемы нравственного совершенствования, человеческой трансформации, работать с ключевыми идеологическими и даже сакральными понятиями и смыслами.
К числу таких тематических кинофестивалей относится и «Вертикаль» – московский международный фестиваль горных и приключенческих фильмов. Создан он так же в конце 90-х и назван в честь знаменитой картины Станислава Говорухина, «открывшей» массовому зрителю песни Владимира Высоцкого. На «Вертикали» есть как художественная, так и документальная программа – яркие работы о покорении вершин, о жизни альпинистов и спелеологов, о новых открытиях и преодолениях. Кроме того, фестиваль трансформировался в большую дискуссионную площадку – на нем даже начала работу отдельная секция по взаимодействию с авторами книг на экстремальную тематику. А учитывая, как расширяется внимание к экстремальным видам спорта, путешествиям, как не ослабевает интерес к приключениям и желанию «заглянуть за грань» человеческих возможностей – интерес к «Вертикали» со стороны массового зрителя не ослабевает вот уже четверть века.
Например, в 2022 году жюри возглавил почетный полярник Владимир Чуков, так что многие фильмы фестиваля, конечно же, касались проблематики покорения двух полюсов нашей планеты – победила картина Александра и Антона Мельников «Антарктида. Станция Восток: в преддверии будущего». Документальные ленты о путешествиях, фактически – травелоги путешественников, ученых, исследователей всегда привлекали внимание публики (можно вспомнить те же знаменитые работы Тура Хейердала и Жака-Ива Кусто), так что неудивительно, что и сегодня этот жанр интересен массовому зрителю и привлекает к себе повышенное внимание публики.
Одним из ключевых фестивалей в России остается «Докер». Выросший из небольшого киноклуба, в котором объединились действующие документалисты, сегодня он превратился в одно из знаковых отечественных кинособытий. Ежегодно на «Докер» поступает более двух тысяч заявок со всего мира, а профессиональное жюри оценивает отдельно работу режиссера, оператора, звукорежиссера и режиссера монтажа, по сути предоставляя всестороннюю оценку работы документалистов.
Международный кинофестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days) «вырос» из всероссийской акции «День кино», направленной на поддержку молодых кинематографистов и популяризацию короткого метра среди широкой аудитории. С каждым годом дирекция получает всё большее количество заявок из России и разных стран, а география проекта расширяется, что привело к приобретению проекта статуса международного фестиваля. Характерной особенностью смотра стало его «эхо», благодаря которому авторское кино доступно жителям различных регионов нашей страны и зарубежья. Смотр проходит ежегодно в Москве, а итоги подводятся 21 декабря, в самый короткий день в году.
На фестивале и ежегодной премии «Телемания» регулярно участвуют творческие коллективы из художественных и творческих ВУЗов, можно найти настоящие «маленькие жемчужины», которые создаются творческими командами, создаваемыми мастерами курсов в учебных заведениях, но которые затем дают полноценную путевку в жизнь молодым кинематографистам. Организованный Институтом кино и телевидения, этот фестиваль не превратился в некий «образовательный междусобой», а разросся до полноценного яркого движения ВУЗов, желающих продемонстрировать достижения своих учеников.
Конечно, как явствует из названия, здесь в основном представлены не кино-, а телевизионные стандарты и подходы, но телевизионная документалистика, как мы уж говорили, вполне доказала свое право на существование и становится важной частью современной медийной и массовой культуры. Так что нельзя отрицать тот факт, что именно благодаря этому фестивалю-конкурсу начинающие кинематографисты могут получить полноценную «путевку в жизнь», и это однозначно способствует их творческому росту и художественной активности. И если вы хотите посмотреть на новые имена, которые вполне стать будущими звездами – то на фестивале есть такой шанс.
Кстати, на фестивале работает и секция «Телемания Pro», в которой свои работы представляют и мастера-преподаватели, но порой работы учеников могут активно конкурировать с творениями своих учителей (а в некоторых аспектах даже и превосходить их – например, в том, что касается жажды эксперимента и поиска новых подходов к творческому высказыванию). Так что у «Телемании» налицо и важный образовательный (а не только просветительский или популяризаторский) фактор.
Десятые годы нынешнего века делают документалистику еще и ярким способом досуга: интеллектуальная молодежь порой нарочито не смотрит игровой кинематограф, не читает художественную литературу и сосредотачивается исключительно на нон-фикшене – в том числе и кинематографическом. Конечно, однозначно положительным такой подход назвать нельзя, но он, в свою очередь, приводит к активному формированию отдельного времяпровождения за просмотром новой – яркой, спорной, дискуссионной – документалистики. И неизбежно должна была появиться фестивальная площадка, которая представляет массовому зрителю документальное кино нового типа, создаваемого как полноценный игровой кинематограф – с большими бюджетами, серьезным продакшеном, и – автоматически широкой зрительской аудиторией.
Фестивалем, который объединяет такие работы и становится одной из самых массовых зрительских площадок становится Beat Film Festival, который выбирает своим слоганом формулировку «документальное кино о новой культуре». У фестиваля есть четко артикулируемая миссия – открывать для массового зрителя документальное кино как одну из важнейших форм городского досуга. Так что и сама концепция смотра становится «путешествующей»: сперва фильмы его программы демонстрируются в Москве, а затем отправляются в путешествие по регионам (это программа называется Beat Weekend). Добавим сюда партнерство с «Кинопоиском» как одной из ведущих стриминговых площадок, что автоматически играет на руку популяризации как самого фестиваля, так и фильмов его программы.
Кроме того, Beat Film Festival не ограничивается собственно кинопоказами, но и оказывает поддержку молодым российским режиссерам. Для них формируется отдельная конкурсная программа. При этом сам фестиваль работает как дискуссионная площадка: на нем регулярно проводятся мастер-классы, паблик-токи, встречи со съемочными группами фильмов-конкурсантов и с кинематографистами-мэтрами документального жанра. Добавьте сюда еще и лекции по истории кинематографа – и мы увидим еще и просветительский смысл кинофестиваля. А то, что в последние годы у мероприятия регулярно расширяется музыкальная программа, говорит и о ярком межостраслевом взаимодействии, когда начинают пересекаться аудитории поклонников кино и музыки, и такое взаимное «творческое опыление» является отличным продюсерским ходом, популяризующим и документальное кино, и современную художественную культуру, и современные направления городского досуга.
Конечно, ряд фестивалей пострадали во время ковидного карантина, а кто-то серьезно сузил программу в связи с санкционным режимом, но большинство ключевых киноплощадок не только пережили сложные времена, но и нашли новый способ творческого и культурного диалога, по-прежнему оставаясь важными художественным артефактами для современного зрителя.
Документальный кинематограф при этом продолжает демонстрировать собственную актуальность, оставаясь ключевым способом яркого творческого и авторского высказывания, открывающего зрителю его способность к участию в творческой дискуссии, развивающего эрудицию и кругозор и демонстрирующего множественность точек зрения, художественных взглядов и тем, которые могут быть творчески осмыслены и отрефлексированы.
Каждое соприкосновение с отечественным фестивальным движением – это не просто смотр ведущих достижений, но и проникновение внутрь дискуссионной среды, саморегулирующейся и саморазвивающейся системы. Системы, которая направлена на расширение творческих подходов, выращивание новых талантов и поддержку как развития, так и художественной модернизации современного кинематографа. И то, что документальное кино может быть ничуть не менее захватывающим, проблемным, ярким и философским, чем игровое, понимает каждый зритель, который приходит на фестивали документального кино или затем знакомится с их программой или фильмами-лауреатами. И то, что без фестивального движения не бывает развития кинематографа – мысль очевидная, но от того – не менее верная и свидетельствующая о необходимости всесторонней и многоуровневой поддержки фестивального движения как в нашей стране, так и во всем мире.
Текст: Павел Сурков