Победители III национальной премии Дзиги Вертова
В столичном кинотеатре «Иллюзион» прошла церемония вручения Третьей национальной премии имени Дзиги Вертова за достижения в области неигрового кино. По итогам голосования членов Гильдии неигрового кино и телевидения, составивших Большое жюри, победителями стали:
Лучший фильм
Против ветра (режиссер Татьяна Соболева)
Лучший дебют
Сделайте красиво (режиссер Виталий)
Лучшая публикация
Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда. (издание журнал «Сеанс»)
Президент Гильдии неигрового кино и телевидения Алексей Ханютин сказал после вручения наград:
«кажется, в этом году в конкурсе участвовало больше сильных, оригинальных картин, чем в прошлом. Но главной особенностью премии 2024 года стало появление новой номинации. Дзига Вертов был автором не только фильмов, но и автором важнейших текстов о неигровом кино. Его манифесты и программные статьи о Кино-глазе и Киноправде известны не менее, чем «Человек с киноаппаратом». Это дало нам основания ввести номинацию «Лучшая публикация о неигровом кино». И это не только дань памяти Вертова. Мы считаем, что документальное кино сегодня особенно остро ощущает нехватку рефлексии, профессионального осмысления происходящих в нем процессов».
По сложившейся традиции церемония началась обзором главных событий в отрасли. В 2024-м в ней появились новые игроки – документальный кластер «НМГ Док» и объединение профессионалов индустрии неигрового кино России «Страна.Doc». В прокат вышла 21 неигровая работа, общие сборы составили 145 миллионов рублей.
Новый фестиваль «Неизвестная Россия» и НТВ организовали показы авторских фильмов по телевидению и получили очень высокие рейтинги, подтверждающие интерес аудитории к документальному кино. Также отметили успехи смотра «Послание к человеку» и «Фонда поддержки регионального кино». Важным прецедентом стала «Лаборатория индустриального кино», организованная Гильдией неигрового кино при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря лаборатории впервые в практике российского кино финансирование было предоставлено авторам на стадии девелопмента, первоначальной разработки проекта. ВКонтакте также поддержал лабораторию и вручил специальный приз режиссеру «Цемента» Светлане Осиповой. В числе негативных отметили тенденцию к ежегодному снижению финансирования отрасли со стороны государства, что особенно болезненно сказалось на кинопроектах региональных студий и дебютах выпускников российских киношкол.
Яркой частью церемонии стал раздел, посвященный советскому режиссеру неигрового кино Лидии Степановой. В этом году исполнилось 125-лет со дня рождения мастера. В ее фильмах создавалась парадная история советского государства, в ее биографии отразилась иная, трагическая история века. В холле кинотеатра была развернута инсталляция «Линия жизни — хроника века», где впервые были представлены документы и фотографии, письма и воспоминания, воссоздающие жизненный и творческий путь Лидии Ильиничны. На самой церемонии были показаны фрагменты фильмов «Есть метро!» (1935) и «По Краснодарскому краю» (1952), а к гостям обратился внук Лидии Степановой, режиссер-документалист Александр Рацимор. Он сказал:
«Лидия Ильинична Степанова достойна такой памяти, равно как и многие другие режиссеры-документалисты и операторы. Она обладала тем, что сейчас называют харизмой – внутренним стержнем и внешним спокойствием. Это был человек, которому никто не мог сказать «нет». Она всегда делала то, что считала необходимым».