Участники IX Питчинга Дебютантов представили и защитили проекты в секции «Короткометражное игровое кино»

#

20 июня в Большом зале Дома кино прошла защита проектов категории «Короткометражное игровое кино». На конкурс было прислано 1049 заявки (из них 435 – по короткому метру). В состав жюри вошли: Владимир Грамматиков (Председатель) – креативный продюсер компании Disney (Россия); Филипп Абрютин – Сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов РФ, режиссер, продюсер; Наталья Гойденко – исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей; Иван Капитонов – продюсер, сценарист, основатель кинокомпании QS Films; Владимир Котт – режиссер, сценарист, педагог; Федор Попов – генеральный директор Творческой студии «Стелла» и кинокомпании «ВГИК-Дебют»; Евгений Субочев – представитель Canon; Вера Суменова – ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров, заслуженный деятель искусств РФ; Мэри Юфит – Исполнительный продюсер компании Utopia Pictures.

Как отметил член жюри Евгений Субочев, проекты, представленные на защиту в категории короткометражного игрового кино его не разочаровали: «Это мне подняло дух, вдохновило, очень рад, что столько хороших, заряженных фильмов, мы обязательно поддержим многие из них».

0L8A8186

Первым на защиту был представлен проект молодого сценариста Алексея Харитонова «Взятка», для которого эта работа является дебютом в качестве режиссера. Комедия рассказывает о перипетиях незадачливого взяточника, который, попадая в кабинет следователя, пытается провернуть хитрый план, чтобы закрыть дело о взятке, обмануть следователя и ФСБ-шников, но в итоге сам оказывается обманутым, и даже не подозревает об этом.

Взятка (2)

Особенно заметен был на защите уровень проработанности проекта. На момент защиты Алексеем Харитоновым уже были подобраны актеры на главные роли: Михаил Трухин и Сергей Бурунов. Привлекательной для продюсеров в этом проекте должна стать и его относительная экономичность – общий бюджет будущего фильма по предварительным подсчетам составит 400 тыс. руб., что обусловлено, в первую очередь, одной локацией съемки и всего 2 сменами. Да и сам сюжет не просто интересен и комичен, но и актуален на сегодняшний день.

Второй проект «Замри», созданный в жанрах драма и фантастика, защищала начинающая сценаристка и режиссер Екатерина Артемова. В нем рассказывается о молодой семейной паре, которая, не имея собственных детей, берет на воспитание ребенка-робота. Несмотря на то, что это все-таки не настоящий малыш, проблемы в семье начинаются вполне реальные, и ребенок-робот становится серьезным испытанием для молодой семьи. Снимать в своем фильме Екатерина Артемова планирует живого ребенка, используя в необходимых случаях компьютерную графику. Заявленный бюджет фильма – 300 тыс. руб., что вызвало большие сомнения у члена жюри Федора Попова: «Бюджет будет намного дороже, чем 300 тысяч: и компьютерная графика, и три смены, и оборудование, и продакшн. Тут не определен лимит затрат».

Третьей на сцену пригласили начинающего сценариста Серафиму Чубар с фантастическим проектом «Кино будущего», который по замыслу автора должен соединить в себе живую игру актеров с элементами анимации. Основной посыл проекта – опасность влияния современных технологий на жизнь людей. В нем рассказывается о будущем, где техника перестает быть просто предметом обихода, а превращается в нечто, что может чувствовать и осознавать, и в итоге порабощает главного героя. Особенностью проекта выступает анимация, которая будет создаваться вручную художником, а после монтироваться с отснятым материалом.

Под четвертым номером представлял свой проект Елисей Липский с драмой «Коммунальный рай», к сюжету которой сложно остаться равнодушным. Тем более, что затронута актуальная тема реиновации. Власти хотят расселить самую первую хрущевку Москвы. За это горячо выступает Галина с мужем, но резко против ее 80-летняя мать Октябрина Семеновна. Дело в том, что эту квартиру они получали когда-то вместе с мужем, который пропал без вести много лет назад. Но Октябрина Семеновна все еще ждет его возвращения, а потому не хочет уезжать.  

Интересно, что сценарий содержит описание реального дома – первой хрущевки, построенной в Москве в 1968 году по адресу: ул. Гримау, 16, в которой до сих пор продолжают жить люди. Работая над проектом, Елисей Липский беседовал со «старожилами» дома, слушал их истории, получил разрешение на съемки.

Владимир Котт: «Мне очень понравилось ваше выступление. Проблема одна – мне кажется, что вы сейчас рассказали сагу семейную, которая не поместится в короткий метр. Мне кажется, что это очень хорошее, большое полнометражное кино. Но в коротком метре вы не успеете рассказать историю семьи, не сможете охватить нюансы, это невозможно».

Владимир Грамматиков: «У меня есть предложение: позиционировать этот как эскизный проект для полного метра, это так напрашивается, потому что очень точный срез здесь найден, без лишних участников процесса».

_MG_9703

Пятым номером выступала сценарист Евгения Яцунская с драмой «Право на жизнь». Сюжет развивается вокруг героини, попавшей в аварию и не имеющей шансов выжить, молодого человека, ставшего причиной этой аварии и нуждающегося в пересадке печени, и родителей девушки, стоящих перед выбором: спасти ли жизнь тому, кто стал причиной смерти их дочери. Проект затрагивает актуальные на сегодняшний день вопросы трансплантации органов, и актуальные во все времена вопросы взаимоотношений между людьми. После защиты члены жюри отметили, что подобный авторский проект должен защищаться сценаристом совместно с режиссером, потому что последний может предложить свое решение для спорных вопросов.

Федор Попов: «Дело в том, что, когда речь идет об авторском кино, здесь, конечно, важно знать, кто автор и режиссер, потому что вещи, которые вы рассказываете, индивидуального мышления, они дольно тонкие, штучные».

Шестыми защищали свой проект сценарист Елена Шейко и режиссер Наран-Ханда Дышенова. «ТоонтоНютаг» или «Малая родина» рассказывает историю молодой бурятки, живущей в Иркутске и оторванной от своих корней, которая находит дневник умершей бабушки на бурятском языке. Чтобы прочесть его, девушке нужно узнать свой родной язык, а параллельно понять, что в жизни для нее действительно важно. На момент защиты проекта Елена Шейко и  Наран-Ханда Дышенова уже нашли оператора, звукорежиссера, а также активно проводят кастинг актеров. Проект поддержала киностудия «Буряткино», которая предоставит для съемок кинооборудование, световое и звуковое оборудование.

Транслейт

Седьмым и последним проектом в секции «Короткометражное игровое кино» стала абсурдистская комедия Галины Шиян «Транслейт». В ней автор рассказывает о случае, произошедшем в провинциальном театре, где режиссер и директор, ради спасения родного театра крадут пьесу новомодного драматурга, пишущего в жанре абсурда. Однако пьеса оказывается не переведенной, а денег на переводчиков у театра, конечно, нет. Режиссер находит выход, но готовый сценарий напоминает безумие. Но разве это повод отменять громкую премьеру?

Автор проекта выступает и сценаристом, и режиссером будущего фильма, и уже имеет частично сформированную команду для съемок. Предполагаемый бюджет составляет 600 тыс. рублей, которых у дебютантки пока нет, но она надеется найти спонсоров и претворить свой проект в жизнь.

_MG_9741

Вера Суменова: «Я просто хотела сказать, что это очень современный, актуальный, абсурдистский одновременно фильм, и воображение здесь играет. Вообще, по-моему, очень любопытная история, мне бы хотелось увидеть такое кино».

По итогам голосования конкурсным жюри было выбрано три победителя.

Третье место, а также спонсорские призы от компаний Canon и «Первое кино» получила Галина Шиян с ее проектом «Транслейт». Второе место и призы от киношколы ВШК «Арка» и киностудии «ТВ-фильм» достались Елисею Липскому и его драме «Коммунальный рай». Победителем IX Питчинга Дебютантов стал Алексей Харитонов и его «Взятка». Алексей получил приз от Союза кинематографистов России (50 т.р.), техническую поддержку от компании «Кинозавод», фестивальное продвижение от компании «Мир кинофестивалей», юридическую поддержку от компании Shatters (на сумму 15 т.р.) и карта молодого кинематографиста Moviestart.

Мы выяснили у победителя, какой старт для проекта дает победа в Питчинге: «Призы и внимание, которые достались нашему проекту на Питчинге имеют огромное значение! Потому что у нас малобюджетный проект, мы снимаем всего за две смены, и поэтому призы и скидки, которые дают партнеры, это все очень важно – они реально помогают реализоваться проекту. То есть это не капля в море 70-ти миллионного бюджета фильма, а это действительно то, что поможет нам снять кино и показать его зрителям».

После защиты проектов члены жюри дали свои комментарии относительно увиденного, услышанного и прочувствованного: «Надо действительно широко приглашать режиссеров, которые вместе будут защищаться со сценаристами, потому что без этого практически никакого выхода: вот сценарист нам представил идею замысла, и что дальше? У него нет ни группы, ни поддержки, ни режиссера. Это как выстрел в никуда», – отметила Вера Суменова, добавив: «И еще каждый раз, когда беретесь за свои работы, конечно, думайте об адресате, кому адресовано Ваше кино, кого это может волновать, чью жизнь может изменить. Пожелать хочу, чтобы это действительно было более продуктивно, более серьезно и более целево, так сказать, и в художественном смысле, и в психологическом».

«Я все время добавлял свою «ложку дегтя», но для меня участие в жюри Питчинга стало очень интересным опытом. Я рекомендую сценаристам приходить на Питчинг уже с режиссерами, – поделился Владимир Котт, – про истории:  формы могут быть разными, истории могут быть разными, но они должны быть про людей. Про стиральные машины – это неинтересно. Мы должны работать за человеческую эмоцию».

Иван Капитонов присоединился к сказанному ранее и обратил внимание на актуальность жанрового кино: «Я, как продюсер и режиссер жанрового кинематографа, рекомендовал бы найти тот жанр, который вам ближе всего, и с эти жанром пытаться идти вместе, развиваться, изучать его, потому что сейчас действительно ощущается недостаток жанровых режиссеров. Но и, конечно, ориентация на зрителя, аудиторию, безусловно, важная вещь».

Отдельно отметили члены жюри значение Питчинга в поддержке молодых кинематографистов: «Приятно, что привлекается много молодежи с энтузиазмом, с ожиданием чего-то нового, открытий человеческих, художественных. Я не первый год здесь, я вижу. Этот Питчинг – одна из лучших инициатив Союза Кинематографистов», – заметила Вера Суменова.

Филипп Абрютин: «С недавних пор Молодежный центр активно проводит питчинги в регионах. Хочу сказать, что проекты, которые представляют там вполне конкурентноспособны с тем, что было представлено здесь. Очень хотелось бы увидеть много хороших, разнообразных короткометражных фильмов в скором времени на экране. И Молодежный центр готов оказать поддержку при их реализации».

После Питчинга нам удалось побеседовать с Исполнительным продюсером компании Utopia pictures Мэри Юфит и выяснить, что бы она пожелала начинающим кинематографистам: «Я бы посоветовала смотреть как можно больше хорошего кино, и обязательно иметь ввиду, что хорошего много за рубежом снимается, и впитывать, впитывать, впитывать, анализировать, искать свои мотивы, свои ноты, то, что отзывается, резонирует в своем художественном сознании и эти референсы принимать как некое магистральное направление».

_MG_9807

Текст:   Карина Мансурова

Фото: Екатерина Бойцова, Анастасия Папушина.