На «Ленфильме» прошел II Питчинг региональных проектов

#

18 ноября на киностудии «Ленфильм», в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, состоялся II Питчинг региональных проектов, организованный Молодежным центром Союза кинематографистов России в рамках проекта «Всероссийский питчинг дебютантов».

В экспертную комиссию питчинга вошли:

  • Илья Бачурин – кинопродюсер, креативный продюсер Всемирного фестиваля молодежи и студентов;
  • Мария Вогт – главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика»;
  • Наталья Гойденко – исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей;
  • Валерий Карпов – советник генерального директора киностудии «Ленфильм»;
  • Николай Ларионов – продюсер кинокомпании «Марс Медиа»;
  • Алена Мареева – продюсер Корпорации «Русская Фильм Группа»;
  • Вадим Потапов – руководитель финансово-производственного департамента Фонда кино;
  • Евгений Субочев – менеджер по региональному развитию компании Canon;
  • Александр Тютрюмов – актер, продюсер, директор кинокомпании «АТК»;
  • Михаил Чурбанов – генеральный директор «Свердловской киностудии».

Модератором питчинга выступил Дмитрий Якунин – исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России. Дмитрий напомнил, что Всероссийский питчинг дебютантов был учрежден в прошлом году именно здесь, на «Ленфильме», в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. «За этот год мы вместе с «РФГ-групп», «Свердловской киностудией», компанией CANON провели 15 региональных питчингов. Мы видели очень много ярких, талантливых проектов. На этой площадке мы представляем только 10 проектов и очень хотим показать, что молодые авторы из регионов вполне конкурентоспособны и имеют перспективы для поддержки своих проектов от федеральных студий и федерального бюджета».

Помимо возможности получения поддержи от продюсеров, питчинг, как всегда, явился и образовательной площадкой для его участников. Так, первые вопросы Михаила Чурбанова всегда были обращены к сценариям: в чем конфликт, каково исходное поворотное событие, как меняется герой в процессе происходящего на экране? Илья Бачурин же неизменно интересовался, видит ли автор своего конкретного зрителя, на какую аудиторию рассчитан проект.

IMG_9790

Проект спортивной драмы «100 метров» представила Лилия Янтилина из Уфы. 25-летний чемпион СССР по плаванию и обладатель нескольких мировых рекордов Леонид Мешков после тяжелейшего ранения на фронте Великой Отечественной войны пытается вернуться к плаванию и доказать себе и миру, что он вновь может проплыть заветные 100 метров.

По мнению автора, целевая аудитория проекта – мужчины и женщины 16-40 лет, а также старшеклассники, занимающиеся спортом.

Жюри подтвердило, что спортивная тема сейчас «в тренде», однако, отметила Мария Вогт, не столь востребована на мировой арене, как рассчитывает автор, – истории про спорт скорее локальные. И дорогие: в качестве референса был указан фильм «Легенда 17», потребовавший значительных бюджетов, фильм же Лилии Янтилина предполагает подводные съемки – также не дешевые.

Проект «Альчики, или Шааган Наадан» (автор идеи Татьяна Мюльбайер и сценарист – Артур Вэберприехали приехали из Эстонии) представляет собой один из немногих сейчас проектов «внутренней» копродукции – между регионами. Бурятский проект предполагается осуществить совместно с Кыргыстаном. В Бурятии кино не так развито, как в регионах Якутия, Башкирия, сетуют авторы, но есть огромное желание снимать. В настоящий момент достигнуты договоренности о поддержке проекта Департаментом культуры Кыргыстана.

По словам авторов, Киргизия – самая открытая для копродукции страна на территории бывшего СССР, имеющая кроме того прекрасные локации. Также съемки имеют намерение поддержать порядка 10 фондов, в том числе международных, заинтересованных в производстве подобных проектов в Кыргыстане.

Это художественный фильм о парне из далекой бурятской провинции, стремящемся попасть в Кыргыстан, чтобы встретиться с девушкой своей мечты. Сюжет спортивной комедии (редкий жанр!) пронизан патриотизмом и обращается к национальной идее: история вписана во Всемирные Игры Кочевников – международные соревнования по этническим видам спорта народов Центральной Азии в Кыргызской Республике.

Таким образом, потенциальная аудитория фильма – вся Центральная Азия и все тюркские народы. Авторы представили промо-ролик игр, среди приглашенных звезд они видят Стивена Сигала, имеющего бурятские корни, а также принявшего участие во Всемирных играх кочевников в Кыргызстане в качестве приглашенного гостя.

В связи с такой географией проекта и разбросом аудитории, Михаил Чурбанов посоветовал авторам выбрать для съемок режиссера, способного говорить универсальным киноязыком, который воспримет вся многонациональная аудитория.

Полнометражное игровое кино «Вантуз» (сценарист – Юлия Сибирцева, автор проекта и продюсер – Анатолий Конычев) уже был представлен на питчинге региональных проектов в Архангельске (в рамке фестиваля «Пинега Vizion 2017», где удостоился 3-го места: жюри отметило большой потенциал легкой бытовой комедии нравов об актуальных проблемах ЖКХ (По сюжету у дома еще советского времени постройки появляется новый управляющий обслуживающей объект компании. Однако он не может решить никакие проблемы дома, так как воюющие друг с другом жильцы сами не знают, чего хотят, и ставят ему палки в колеса. Сюжет основан на реальных событиях). Аудитория фильма, отметили создатели, все, кто получают квитанции ЖКХ.

К сожалению, жюри не увидело в проекте достаточного материала для фильма сродни представленным референсам («Афоня», «Гараж»). Кроме того, сценарий заканчивается очередной сменой управляющего, что не дает зрителю ожидаемого хеппи-енда. Илья Бачурин посоветовал авторам начать реализацию проекта со съемок короткометражки по данному сценарию. Алена Мареева посоветовала минимизировать бюджет за счет статьи расходов на актеров – такому проекту, по ее мнению, не нужен звездный состав. При этом, считает Николай Ларионов, социальная комедия сейчас может быть очень востребована.

Драма Михаила Кулунакова из Горно-Алтайска «Возвращение» рассказывает о трудностях, с которыми сталкивается мать троих детей, сосланная когда-то в Казахстан и возвращающаяся домой на Алтай после смерти мужа. Чтобы добраться до родины, ей приходится оставить в приютившей ее в дороге семье одного из детей. Съемки предполагаются в одной локации.

Михаил представил атмосферный ролик, что положительно восприняли члены жюри, посоветовав всем участникам для публичной защиты снимать (на любом техническом уровне) 1-2 сцены будущего проекта для большей наглядности в общении с продюсерами, а по студиям рассылать не столько резюме и сценарии полных метров, сколько видео реализованных короткометражек.

При этом жюри отметило неясность целевой аудитории проекта, его ориентации на кино- или фестивальный прокат, развития характера главного героя.

Лирическая комедия «День дурака» (Игорь Ларин, Сергей Рядовкин, Ярославль) рассказывает о человеке, готовящемся отпраздновать свой 50-летний юбилей. Однако из-за того, что его день рождения приходится на 1-е апреля, он боится подвоха и никому не верит – ведь в прошлом году его близкие и знакомые разыграли его вместе с программой «Розыгрыш».

Эксперты не нашли в истории оригинальности, и посчитали проект достаточно старомодным.

«Ленинградская сюита» (автор проекта – Светлана Николаенко, автор сценария – Георгий Шилов, Санкт-Петербург) – история о молодой артистке балета, которая живет в Ленинграде в годы Блокады. Живет с тяжело больным отцом-композитором, который пишет для нее Ленинградскую сюиту, мечтая увидеть дочь на сцене. Художественная линия, рассказывающая о трудностях блокадного быта, пересекается с документальной, в которой настоящие блокадники рассказывают о жизни в блокадном Ленинграде. Часть сюжета происходит в наши дни – герой, которого в детстве во время Блокады спасла артистка балета, в преклонном возрасте решил ее разыскать. Главную героиню Сашу играет настоящая балерина Мариинского театра Марина Тетерина.

В настоящий момент отснято 40% фильма. Проекту, актуальность которого обусловлена в том числе будущим Годом балета в России; нужно 1,2 миллиона рублей на завершение съемок.

Михаил Чурбанов высоко оценил соединение документального и игрового кино в рамках представленной темы. Илья Бачурин высказал мнение, что данный проект подходит для проката, однако именно это, скорее всего, потребует пересъемок готового материала – необходим высокий технический уровень. Алена Мареева посоветовала смонтировать уже отснятый материал и с ним идти к продюсерам.

Представлявшие социальную драмы «Мари» Алена Алексеева и Анна Пшенникова (Якутск) начали свою презентацию с интермедии – разыграли сценку с участием актера театра и кино Дмитрием Трофимовым, иллюстрирующую бытовое насилие над женщинами в семье (что стало неожиданным для зрителей – кто-то даже хотел вызвать полицию). «Мари» рассказывает историю психолога Елены, открывшей экспериментальный Центр психологической поддержки женщинам, страдающим от сложных и порой жестоких отношений с возлюбленными. Однако на самом деле уверенная в себе Елена, справляясь с проблемами других, сама подвергается избиениям со стороны мужа и в конце концов от них погибает. Но конец у фильма оптимистичный: смерть Елены становится символом для ее подопечных в борьбе за свои права.

Алена Алексеева уже не первый год занимается данной теме и с помощью соцсетей привлекла к ней (и к своей персоне как руководителю инициативной группы «Уаэк» в Якутии) большое внимание (в рамках презентации Алена продемонстрировала свои аккаунты с большим числом подписчиков и обращений). А потому авторы уверены в интересе к уже реализованному проекту со стороны их целевой аудитории, проект на данную тему необходим Якутии и соседним регионам, считают они. Режиссер Марина Калинина, обладатель премии ТЭФИ, как раз специализируется на фильмах социальной направленности.

Михаил Чурбанов похвалил за обращение к такой серьезной теме – «Вы бросили сами себе вызов». Однако выразил опасение, будет ли история зрительской. Николай Ларионов продолжил рассуждения Михаила: «Для восприятия фильма зрителем, нужна эмпатия по отношению к главной героине. Произойдет ли это с таким количеством героинь в фильме? Кроме того, в мировом, голливудском кинематографе, при реализации такой сложной темы (фильмы «С меня хватит!», «В постели с врагом»), чтобы донести до зрителя проблему, создатели выбирают жанровую структуру триллера. В вашем же сюжете мне не хватило интриги и напряжения».

Проект «Шесть шагов» Елены Рябцевой (Чебоксары), рассуждает над вопросом: можно ли вернуть то время, когда ты был счастлив? Переживающий кризис среднего возраста и веры в себя, известный рок-музыкант в гастрольном туре по городам России встречает восторженную поклонницу, которой он обещал жениться, когда она еще была ребенком. Она выросла с мыслью об этом и решила напомнить кумиру о прошлом.

В настоящий момент проект находится на стадии сценария. Елена Рябцева уже сняла несколько короткометражек (картина Елены «Юман» заняла первое место на региональном питчинге в Казани, получив также поддержку компаний «Русская Фильм Группа» и Canon – сейчас проект на стадии пост-продакшна) – это будет ее дебютный полнометражный проект.

Илья Бачурин отметил, что данный проект интересен для широкого проката, однако может иметь и фестивальную судьбу. А также снова повторил свой совет: для начала снять на данном материале короткометражку – «и посмотреть, как пойдет».

Владимир Копуш из Кызыла представил историческую драму, боевик «Эксадрон» – об участии в событиях Великой Отечественной войны жителей Тувинской Народной Республики, которых фашисты называли «Черная смерть»: тувинцы сражались до последнего даже с превосходившим их по численности противником, пленных не брали. В сюжет вплетены и современные события: молодой герой-тувинец сражается за независимость Донбасса.

С точки зрения Владимира, прокатная территория проекта – вся Юго-Восточная Азия, все страны СНГ и российские регионы. Планируемый бюджет – 150 000 000 рублей. Проект поддерживает правительство Республики Тува, Министерство Обороны, а Владимир Иванович Хотиненко согласился выступить художественным руководителем проекта.

Члены жюри призвали поработать над сценарием – усилить конфликт и интригу в сюжете, а также создать действующего антигероя (в лице конкретного человека, а не фашистской армии вообще). А также посоветовали быть осторожным и лишний раз подумать над ответственностью, которую возлагает на автора данный проект в условиях сложившихся в настоящий момент отношений с Украиной.

Последним в шорт-листе стал проект из Казани «Пувырга» (автор идеи и сценария – Владислав Петров, продюсер – Альбина Нафигова).

Это рассказ мальчика о собственных родителях, которые не захотели жить дальше и навечно остались в семидесятых. Отец и сын оказываются по разные стороны мироздания; там, где сын, время неумолимо течет вперед; там, где отец,  оно навсегда остановилось. Сюжет фильма – метафизическое путешествие повзрослевшего сына в эпоху семидесятых, которая соединила его родителей и погубила их. Автор подчеркивает, что 70-е для него – время противостояния взрослого и детско-юношеского идеального мировоззрения и в качестве атмосферного референса приводит «Сказку сказок» Юрия Норштейна. У проекта есть несколько потенциальных инвесторов, так как жители региона очень скучают по Казани 70-80-х годов, от которой ничего не осталось (в рамках «Пувырги» предполагается реконструкция этой эпохи) – такой ностальгический проект будет очень востребован., уверены авторы.

Николай Ларионов отметил, что текст Владислава – самый сильный из представленных на питчинг, а также высказал предположение, что данный проект будет выглядеть еще сильнее в жанре анимации.

Владислав представил видеосюжет-зарисовку из фильма, который наглядно демонстрирует основную его идею и переживания юного героя.

Вне конкурса также были представлены два проекта из Казани:  

— «Кире» (режиссеры – Рустам Рашитов и Ильсеяр Дамаскин).

Двуязычная комедия об упертом татарине, который конфликтует со всеми вокруг, его дочери, которая собирается замуж за китайца, инвесторе, который на месте лачуги главного героя мечтает построить метро, и розовой козе. Авторы представили ироничный трейлер проекта.

— «Леша, который хотел стать горьким» (автор сценария Оксана Синчугова).

По сюжету провинциальный актер выбирается на роль Горького, из-за внешней схожести с ним. Чтобы вжиться в роль, он отправляется в Казань, чтобы прожить “университеты” Горького.

Члены жюри отметили неуклонно возрастающий уровень региональных питчингов, проводимых Молодежным центром Союза кинематографистов (при поддержке «Национального фонда поддержки правообладателей). Вадим Потапов даже высказал уверенность, что региональные проекты скоро составят существенную конкуренцию проектам, претендующим на средства из федерального бюджета.

Наталья Гойденко: «Очень приятно видеть ваши горящие глаза! Самое главное, что здесь собрались единомышленники». Евгений Субочев: «Формирование большого количества региональных проектов даст нам в итоге взрыв качества».

Илья Бачурин отметил важность таких составляющих презентации проекта, как видео и маркетинг. «Используйте уникальные маркетинговые преимущества ваших регионов, используйте народный эпос, уникальные локации региона и т.д.», – посоветовал эксперт. Продюсера поддержала Мария Вогт: «Если вы будете обращаться к уникальному знанию, колориту вашего региона, вы этим можете заразить и коллег по цеху, и зрителю, в том числе и из других регионов».

IMG_9804

Николая Ларионова очень порадовало разнообразие представленных на питчинге тем и историй. Эксперт посоветовал больше работать над сценариями, доводить их до высокого уровня. «И второй совет: очень важно на защите представлять видение своего проекта и как режиссера, и как продюсера». Алена Мареева: «Научитесь правильно упаковывать ваш проект. Посмотрите в Сети ролики публичных защит в Фонде кино – там можно почерпнуть много полезного».

Михаил Чурбанов подчеркнул, что все представленные проекты можно развивать, и обратил внимание на две вещи: «Под каждый проект нужно создавать зрителя, а также надо найти платформу, где именно ваша история будет успешно существовать».

Лауреатами питчинга стали:

  • Продюсерская разработка от «Свердловской киностудии» – проекту «Ленинградская сюита»;
  • Продюсерская разработка от компании «АТК» – проекту «Возвращение»;
  • Специального упоминания жюри удостоились проекты «Ленинградская сюита» (автор проекта Николаенко Светлана, сценарист Георгий Шилов), «Альчики, или Шаган Наадан» (Татьяна Мюльбайер, Артур Ваэбер), «Возвращение» (автор проекта Михаил Кулунаков).
  • Победителем II регионального питчинга стал проект «Пувырга» (Владислав Петров). Проект также получил техническую поддержку от кинокомпании CANON.
  • Все участники питчинга получили дипломы.

 

Всероссийский Питчинг дебютантов проводится Молодежным центром Союза кинематографистов России при поддержке Союза кинематографистов России, Национального фонда поддержки правообладателей. Главная задача региональных Питчингов – развитие кинематографа в регионах, экспертная оценка и дальнейшее продюсирование ведущими киностудиями проектов молодых кинематографистов из регионов России. Начиная с сентября 2017-го года проект «Всероссийский Питчинг дебютантов» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Подготовила Наталия Егорова